Европа отказала, Россия думает
На этой неделе прошли два саммита – Украна-ЕС в Киеве и ЕврАзЭС в Москве. Не вызывает сомнений, что именно они стали своеобразными индикаторами эффективности реализации украинской внешней политики на западном и восточном направлениях.
Главный итог киевского саммита: Украине фактически было отказано в переходе на новый уровень экономической и политической интеграции с ЕС (не говоря уже о том, что европейцы отказали Украине в признании перспектив ее вхождения в сам Евросоюз). На саммите был всего лишь «парафирован», то есть отредактирован и согласован сторонами текст Соглашения об ассоциации. Этот документ готовился на протяжении двух лет - с момента вступления В. Януковича в должность президента и предусматривал в качестве первого этапа подписание Соглашения о Зоне свободной торговли, которое должно было заменить Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Европейским Союзом и Украиной от 1 марта 1998 года. Но не случилось.
И все разговоры «об очередной победе украинской дипломатии» по парафированию Соглашения об ассоциации – это всего лишь сказка для обывателя. Парафирование - необязательная стадия заключения международного договора. Об этом прекрасно осведомлены на Михайловской площади,1 в Киеве. Не случайно в кулуарах Кабинета министров заговорили об отставке министра иностранных дел Константина Грищенко.
Реальных причин отказа Украине в продолжении евроинтеграции несколько.
Первая – публичная. Это судебный процесс и осуждение Юлии Тимошенко. В нескольких резолюциях Европарламента четко говорится о взаимосвязи процесса евроинтеграции Украины и дальнейшей судьбы Ю. Тимошенко. Более того, существует мощное лобби партии Тимошенко «Батькивщины» в лице Европейской народной партии, которая идет дальше и требует реального обеспечения политических свобод на предстоящих выборах в украинский парламент в октябре 2012 года. То же самое было высказано и Европарламентом. Таким образом, «друзья Украины» в лице одноименной группы евродепутатов, считающих, что интеграцию необходимо продолжать в любом случае (лишь бы Украина не сблизилась с Таможенным союзом), пока оказались оттеснены от принятия решений по Украине.
В преддверии парламентских выборов В. Янукович не выпустит Ю. Тимошенко даже ради улучшения отношений с Европой, потому как это грозит потерей контроля над ситуацией в стране и, в частности, в парламенте. К тому же в отсутствие лидера «Батькивщина» пережила мини-переворот в своей парламентской фракции, а политики из ее ближайшего окружения были мягко, но быстро отодвинуты от управления партийными процессами более гибкими представителями белосердечных. Да и сам действующий президент Украины слишком хорошо помнит положение своего предшественника Виктора Ющенко, чтобы самому становиться «хромой уткой».
Учитывая важность проблемы, очевидно, что стороны ищут компромиссное решение, которое позволит частично снять вопрос о политических свободах и не позволит усомниться в честности и прозрачности грядущих выборов на Украине. По имеющейся информации, именно поэтому администрация В. Януковича поощряет объединительные процессы в лагере умеренной оппозиции.
Вторая причина – чисто экономическая. О ней в ходе переговорного процесса ЕС с Украиной вслух не произносилось, но обе стороны ее хорошо знают. Евросоюз не имеет достаточных финансовых средств для того, чтобы, как часто любят заявлять украинские политики и дипломаты, европейское сообщество, приняв в свои ряды Украину, обрело законченный вид. Сегодня огульная интеграция для ЕС просто невозможна. Это хорошо осознают Германия и Франция – основные финансовые доноры Евросоюза. А в условиях деструктивных процессов, нарастающих в ЕС, подобный шаг был бы просто убийственным для всей европейской конструкции. Поэтому богатые страны Евросоюза выступают против поспешных шагов в отношении Украины. Они, оплачивая европейскую «музыку», хотят сами, без суфлеров, принимать окончательное решение относительно ее характера.
Кроме того, вопрос евроинетгарции тесно связан с модернизацией украинской газотранспортной системы (ГТС). Европейцы еще 10 лет назад обещали Украине дать деньги на ее техническое переоснащение и ремонт, не производившийся, кстати, с советских времен. Однако воз и ныне там. Сейчас тем более Украине не стоит ждать увеличения каких-либо финансовых потоков из Европы. Однако ГТС должна быть модернизирована или она просто развалится. Это признают практически все украинские и международные экономические эксперты, а также профессионалы-отраслевики.
Политическую элиту Украины, в свою очередь, также беспокоит несколько вопросов, касающихся западной интеграции. В частности, почему Европа самоустранилась от газовых переговоров с Россией и темы модернизации ГТС, несмотря на то что Украина в прошлом году подписала Энергетическую хартию, гарантирующую общую защиту интересов в этой области? Кроме того, украинская сторона все громче выражает свою неудовлетворенность результатами деятельности Восточного партнерства ЕС, в рамках которого объемы финансирования программ довольно низкие, а результаты практической работы едва ли ощутимы.
В итоге обе стороны остались недовольны друг другом.
Несколько иная ситуация – в отношениях Украины с Россией.
На юбилейном саммите стран-участниц СНГ, а затем во время личной встречи лидеров Украины и России также не было принято значимых для Украины решений. Пока не достигнуты новые соглашения о поставках и транзите газа через украинскую территорию. Не ясна судьба ГТС. Нет определенности также и в вопросе участия Украины в интеграционных процессах в рамках СНГ - Таможенном союзе и ЕЭП.
Однако учитывая, что основная направленность украинской внешней политики была до сего момента жестко ориентирована на ЕС, ожидать чуда на евразийском направлении украинской стороне особо не следовало. Теперь же, когда результаты этой политики будут переосмысливаться и анализироваться, возможно, у Украины откроются новые перспективы в рамках Таможенного союза и ЕЭП.
А варианты здесь есть. Во-первых, это касается украинской ГТС. Никто, кроме России, особым желанием ее модернизировать не горит. После запуска «Северного» и утверждения проекта «Южного потока» перед Украиной замаячила реальная перспектива остаться ни с чем. Оба «потока» перекроют практически всю мощность украинской ГТС. Оставшейся прокачки не хватит даже на поддержание ГТС в работоспособном виде. Поэтому и основной темой встречи президентов России и Украины 20 декабря были газовые соглашения. Президент Украины вновь подчеркнул важность «углубления сотрудничества двух стран в газовой сфере» и необходимость «как можно скорее завершить украинско-российские переговоры по газовым вопросам». Остается лишь услышать конкретные предложения украинской стороны, которые могли бы реально заинтересовать российскую сторону и были взаимовыгодными.
Во-вторых, Украина готова на «тихую интеграцию», то есть на малые шаги в сторону России. Так, она согласилась на покупку российского газа за рубли, а также на содержание части валютных резервов в российских рублях. Существует еще несколько форматов малой интеграции типа создания и функционирования трансграничных еврорегионов, которые пока еще ждут своего развития.
Конечно же, Украина внимательно следит за реализацией межгосударственных проектов на постсоветском пространстве типа Таможенного союза и ЕврАзЭС, успешность продвижения которых во многом будет определять и вектор движения Украины. Уже сегодня она с интересом присматривается к начинающему функционировать с января 2012 года Единому экономическому пространству.
Главное, не упустить время, чтобы не остаться «при пиковом интересе» на развилке дорог.