Гавриил Троепольский и его Белый Бим
29 ноября исполняется 115 лет со дня рождения писателя, драматурга и сценариста Гавриила Николаевича Троепольского (1905–1995), воронежца, прожившего долгую жизнь, подарившего любителям русской словесности немало произведений. В частности, повести и рассказы «В камышах», «Прохор семнадцатый и другие», «У Крутого Яра», «Митрич», «Соседи» и другие. Более прочих завоевала сердца читателей 300-миллионной Страны Советов повесть про замечательного пса «Белый Бим Чёрное ухо», над страницами которой плакали многие, переизданной десятки, если не сотни раз, переведённой на два десятка языков мира. По словам автора, «это слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми».
Если мы плачем над одним, читаем одно и поём одно, то мы есть единое.
Повесть, которую автор посвятил Александру Твардовскому, была опубликована не в «Новом мире», где Твардовский был главным редактором, а в журнале «Наш современник», в первых двух номерах за 1971 г. Через год она вышла отдельной книгой в издательстве «Советский писатель». За повесть «Белый Бим Чёрное ухо» Троепольский в 1975 г. был удостоен Государственной премии СССР.
«Дружба и доверие не покупаются и не продаются», – говорит нам Г. Троепольский.
Никого не оставляет равнодушным эта история о дружбе и преданности, о добре и зле.
В книге показан мир людей глазами Бима. «Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни. Когда благородство души – само собой разумеющееся состояние» – так гласит авторский текст.
«Тёплая дружба и преданность становились счастьем, – пишет автор повести, – потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа, соль дружбы». И ещё: «Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, “незаметные” и “маленькие”, но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя все лучшее, что есть в человечестве, – доброту, простоту, доверие».
Трагизм в том, что сеттер Бим, пройдя ряд невзгод и лишений, погибает, став жертвой предательства и наговора со стороны соседки по подъезду, желающей избавиться от присутствия во дворе собаки. Хозяин, бывший журналист, участник и инвалид Великой Отечественной войны, ныне писатель, одинокий пенсионер Иван Иванович, приезжает за псом в приют, куда того поместили после отлова, но находит друга уже мёртвым.
Троепольский имел основания с болью сказать: «Когда собаки теряют надежду, они умирают естественно – тихо, без ропота, в страданиях, неизвестных миру… Нет на земле ни единого человека, который слышал бы, как умирает собака. Собаки умирают молча».
Повесть во многом автобиографична, Троепольский сам был владельцем красавца-сеттера по кличке Лель, обладателя многих собачьих наград.
Гавриил Троепольский со своим сеттером Лелем
В 1977 г. Станислав Ростоцкий снял по книге одноимённую двухсерийную кинодраму, которая стала победителем многих кинофестивалей и номинировалась на премию «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм» в 1979 г., как и фильм Ростоцкого «...А зори здесь тихие» (в 1973).
В «Белом Биме» Ростоцкий снова снял в главной роли актёра Вячеслава Тихонова, которого считал своим талисманом и старался снимать везде, где мог. В этом фильме Тихонов – Иван Иванович, писатель-фронтовик, хозяин Бима.
Актёры В. Тихонов, И. Рыжов и сеттер Стив в фильме С. Ростоцкого «Белый Бим Чёрное ухо»
Весьма трогательный, порой невыносимый для впечатлительных зрителей фильм «Белый Бим Чёрное ухо» предвосхитил некоторые нынешние кинопроизведения о взаимоотношениях человека и прирученных им питомцев. Белый Бим Ростоцкого – это Хатико середины 1970-х.
Бим. Кадр из фильма С. Ростоцкого «Белый Бим Чёрное ухо»
Интересный факт: поскольку требуемый окрас у породы Бима — шотландских сеттеров, а именно у сеттер-гордонов, встречается крайне редко, потому в фильме главного героя играют два английских сеттера — Стив (Стёпа) и его дублёр Денди.
Вот как описан главный герой в повести: «…с такой разноцветностью ушей и с подпалинками под большими умными тёмно-карими глазами морда Бима была даже симпатичней, приметней, может быть, даже умнее или, как бы сказать, философичней, раздумчивей, чем у обычных собак. И право же, все это нельзя даже назвать мордой, а скорее – собачьим лицом. Но по законам кинологии белый окрас, в конкретном случае, считается признаком вырождения. Во всём – красавец, а по стандартам шерстного покрова – явно сомнительный и даже порочный. Такая вот беда была у Бима».
В состав съёмочной группы входил эксперт-кинолог республиканской категории, дрессировщик охотничьих собак Виктор Сомов. Денди был дублёром и снялся всего в одной сцене, где Бим застревает лапой в железнодорожной стрелке и отчаянно смотрит на огни мчащегося на него поезда. А про Стёпу С. Ростоцкий говорил, что «…он настолько умён, что, кажется, читает сценарий».
Съёмки фильма проходили в Калуге. Музыку написал Андрей Петров. В 1978 г. по опросу журнала «Советский экран» картина, которую посмотрели 23 млн зрителей, была признана лучшим фильмом года. Работа С. Ростоцкого, В. Тихонова и оператора В. Шумского в этом фильме была удостоена Ленинской премии. Картина получила призы на Международном кинофестивале в Карловых Варах. По Центральному телевидению фильм впервые был показан в августе 1980 г.
Цитируем повесть: «Бим и раньше относился к детям особо, а теперь он окончательно уверился, что маленькие люди все хорошие, а большие бывают разные, бывают и плохие. Он, конечно, не мог знать, что маленькие люди потом становятся большими и тоже разными, но это – не собачье дело рассуждать, как и почему из маленьких хороших вырастают большие плохие люди…»
Приведём два примера из сонма художников, иллюстрировавших повесть про Белого Бима.
Книжный график, уроженец Киева (1937), закончивший Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленинграде, заслуженный художник России Анатолий Слепков, автор иллюстраций к произведениям Андерсена, Пушкина, Гоголя, Толстого, Чехова, Шолохова, Гайдара, Абрамова, оформил книгу «Белый Бим Чёрное ухо», выпущенную издательством «Детская литература» в 1979 г. Верно отмечают, что Слепков удивляет мастерством передачи образа литературного героя, и это сразу видно при первом же знакомстве с его работами.
Иллюстрации А. Слепкова к повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо»
Особо выдающимися представляются линогравюры белгородского графика Станислава Косенкова (1941–1992), снискавшего всесоюзные и европейские лавры своими большими циклами иллюстраций к произведениям Достоевского, Лескова, Пушкина. Косенков в 1982 г. оформил большую книгу издательства «Известия» — Г. Н. Троепольский, Повести. Рассказы, Сер. Библиотека «Дружбы народов». К повести «Белый Бим Чёрное ухо» он, в частности, сделал пять гравюр, в характерной для него экспрессивной и одновременно вдумчивой манере, бережной, любовной и трогательной.
Иллюстрации С. Косенкова к повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо». Специально для нашей публикации эти графические работы подготовила в электронном виде дочь художника Мария Косенкова, сотрудник Белгородской мастерской-музея заслуженного художника РСФСР С. С. Косенкова.
Интересно, что в образе Ивана Ивановича, хозяина Бима, график изобразил портрет выдающегося курского прозаика Евгения Носова (1925–2002).
Иллюстрация С. Косенкова к повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо»
5 сентября 1998 г. в Воронеже во время праздника города на площади перед входом в местный Театр кукол «Шут» Биму был открыт памятник работы местных скульпторов — лауреатов Государственной премии России Эльзы Пак и Ивана Дикунова. Авторы начали работу над ним в 1985 г. на собственные средства. Фигуру отливали в Пензе. Троепольский консультировал мастеров и давал советы по созданию памятника, но до его установки, увы, не дожил.
Памятник Белому Биму в Воронеже
«И в тишине уходящей осени, овеянный её нежной дремотой, в дни недолгого забвения предстоящей зимы, ты начинаешь понимать: только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всём этом – слово…»