Государственное рейдерство под видом борьбы с коррупцией
18.12.2009
Напечатать
А
А
А
Чем ближе к выборам, тем активнее (на словах) начинает вестись в Украине борьба с коррупцией. Казалось бы – ну поговорили и все, никакой реальной пользы нет, а значит, и угроз тоже. Однако президентская кампания 2009-2010 года внесла свои коррективы в этот процесс. Парламент с подачи ныне действующего Президента и Кабмина принял ряд законов, которые, несмотря на все внешние признаки антикоррупционных, являются откровенно лоббистскими. Вступление в силу данных законов, которое планируется с 1 января 2010 года, несет нешуточную угрозу в первую очередь иностранным бизнесменам, которые решили вопреки логике и здравому смыслу вести бизнес в Украине.
Итак, первым «ударным» законом, который может в рекордно короткие сроки оставить без средств существования практически любого инвестора, акционера или владельца предприятия, стал Закон Украины «Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений».
Чем же столь страшен данный государственный акт?
Согласно новому закону, юридическое лицо (то есть любое предприятие, организация и тому подобное) несет ответственность, установленную данным Законом, за совершение от ее имени и в ее интересах руководителем такого юридического лица, ее основателем, участником или другим уполномоченным лицом, самостоятельно или в соучастии, любого из преступлений, предусмотренных статьей 209, частью первой или второй статей 235-4, 235-5, статьями 364, 365, 368, 369 и 376 Уголовного кодекса Украины (УК Украины).
То есть за проступки сотрудников (физических лиц) теперь будет отвечать фирма (юридическое лицо). Вследствие введения такой, по сути, субсидиарной ответственности, при которой компания отвечает за действия сотрудника, можно очень оперативно не только разорить практически любую фирму, но и оперативно перевести ее в госсобственность. Таким образом можно и политических конкурентов устранить, и государственный бюджет пополнить недостающими средствами.
Как же именно и за какие прегрешения можно будет уничтожить любой процветающий (и не очень) бизнес? Обратимся за консультацией к специалисту - известному адвокату Коннову Сергею Владимировичу, старшему партнеру адвокатской конторы «Коннов и Созановский».
Против фирм могут быть применены следующие санкции:
1) штраф (на данный момент размером до 5 580 000 гривен, но с увеличением размера социальных стандартов его объем может быть пересмотрен, поскольку размер штрафа зависит от величины необлагаемого минимума доходов граждан);
2) запрещение заниматься определенным видом деятельности (то есть ваша компания не сможет зарабатывать деньги в течение от 3 месяцев до 3 лет);
3) конфискация имущества (то есть государство заберет у вашей компании «немножко» ее имущества);
4) ликвидация юридического лица (в этом случае государство полностью уничтожит вашу фирму или компанию).
При этом штраф и конфискация имущества могут применяться как основное наказание, а могут также быть дополнительным наказанием к запрещению заниматься определенным видом деятельности или к ликвидации юридического лица. То есть от прокурора и судьи будет зависеть, как именно и в каком объеме вас будут разорять.
Теперь о том, за какие действия физического лица будет нести ответственность юридическое лицо:
· легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем (статья 209 УК Украины);
- коммерческий подкуп (статья 235-4);
- подкуп лица, которое предоставляет публичные услуги (статья 235-5);
- злоупотребление властью или служебным положением (статья 364);
- превышение власти или служебных полномочий (статья 365);
- получение взятки (статья 368);
- предложение или дача взятки (статья 369);
- и вмешательство в деятельность судебных органов (статья 376).
Приведем небольшой пример: вы являетесь акционером какого-то большого предприятия (или участником собственного Общества с ограниченной ответственностью), наемный руководитель которого получает взятку (о чем вы даже не имеете представления). В этом случае правоохранительные органы задерживают преступника, возбуждают уголовное дело, суд осуждает злоумышленника и спасает вашу компанию от преступных действий. На первый взгляд все хорошо. Но только не в духе и букве нового «антикоррупционного» закона. Согласно ему, должно пострадать еще и юридическое лицо, которое возглавлял руководитель-преступник и которое полностью или частично принадлежит вам как акционеру или собственнику. И… ваше предприятие обязательно будет наказано!
Наказание, кстати, будет практически мгновенным: в соответствии с Законом дела об ответственности юридических лиц должны рассматриваться в течение пятнадцати дней. То есть через две недели вас могут лишить вашего бизнеса, причем даже в том случае, если в возбуждении уголовного дела относительно подозреваемого – физического лица - будет отказано или дело будет закрыто!
Еще одной «достопримечательностью» нового Закона является состав участников судебного слушания. Адвокат не является участником процесса! Согласно ч.1 ст., 12 лицами, которые принимают участие в рассмотрении в суде дела относительно юридического лица, является представитель юридического лица и прокурор.
В результате, вследствие вступления в силу данного Закона, произойдет следующее:
- количество коррупционных действий и поводов к таковым лишь возрастет;
- риск утраты собственности для владельцев фирм, особенно иностранных (российских и западных), возрастет, поскольку на судебное заседание они могут и не успеть попасть, так как сроки движения корреспонденции с уведомлением о процессе будут превышать сроки возбуждения и рассмотрения дела;
- государственный бюджет Украины может существенно пополниться за счет штрафов;
- начнется процесс нового передела собственности, в котором суды и прокуратура станут основными участниками.
Данный закон не является единственным подарком бизнесменам к Новому году со стороны украинской власти. Начиная с января 2010 года все попытки оспорить незаконные решения чиновников могут остаться без ответа. Поскольку еще один «антикоррупционный» закон позволяет полностью заблокировать работу Административных судов, которые не только рассматривают жалобы на результаты выборов, но и в принципе являются единственной препоной на пути незаконных бюрократических процедур.
Закон об автоматизированном документообороте в административных судах (№1475-VI) был принят 5 июня 2009 г. по инициативе юридической группы заместителя главы фракции БЮТ А.Портнова. Эта же группа депутатов подготовила аналогичные законопроекты и по другим судебным вертикалям, но Рада приняла только этот акт. В законе речь идет о внедрении в административных судах системы электронного документооборота, которая будет фиксировать все судебные и процессуальные решения, входящую и исходящую корреспонденцию и т.д. и т.п. В частности, вводится автоматизированное распределение дел между судьями, что упраздняет главный манипуляционный инструмент председателей судов – ручное распределение дел. Вводится уголовная ответственность за противозаконное вмешательство в систему.
Казалось бы, живи и радуйся. Однако не все так радостно. Данную систему надо сначала разработать, потом внедрить, затем научить работать с ней аппарат судов. На все эти процедуры нужны деньги и время. Ни денег, ни времени на данное новшество нет. Соответствующие изменения в Бюджет 2009 года не были своевременно внесены, а Бюджет 2010 года так и не будет даже рассмотрен Парламентом до Нового года. Но! Закон вступает в силу 1 января 2010 года. Значит, все административные суды будут работать незаконно! Следовательно, оспорить незаконные решения чиновников будет негде.
Но и этого показалось мало. Очередным «улучшением» налогового законодательства решила порадовать украинская налоговая администрация. Государственная налоговая администрация Украины (ГНАУ) утвердила план на 2010 год, которым предусматривается подготовка 13 новых нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы хозяйственной деятельности. Соответствующий план закреплен приказом ГНАУ от 11 декабря 2009 года №704.
Согласно документу, среди прочего в первом полугодии следующего года ожидается разработка поправок к закону о налогообложении прибыли предприятий, которые будут направлены на разрушение схем минимизации обязательств по налогу на прибыль. ГНАУ также планируется усовершенствование в 2010 году формы налогового расчета земельного налога и порядка регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость.
В переводе на доступный для всеобщего понимания язык это означает, что фискальное давление на бизнес увеличится. И в первую очередь пострадают именно те предприятия, которые ведут абсолютно прозрачную бухгалтерию. То есть в основном – иностранные предприятия или предприятия с иностранными инвестициями. Поскольку самым крупным легальным инвестором Украины является Россия… то данное нововведение «создаст проблемы» в значительной мере именно российскому бизнесу.
56
Поставить лайк: 96
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/gosudarstvennoe-reyderstvo-pod-vidom-borby-s-korrupciey