«Гран Па» - шаг к балетным вершинам
18.04.2012
Напечатать
А
А
А
Школа хореографического мастерства Вадима Писарева
Три дня Донецк наслаждался русским балетом. Состоявшийся здесь IX Международный фестиваль детских балетных спектаклей "Гран Па", словно дал старт запоздавшей весне. На этот весенний призыв в неофициальную балетную столицу Украины съехались около 400 юных балерин и танцовщиков - воспитанников хореографических школ Украины, России, Норвегии, Японии и других стран.
"Наш фестиваль, который проходит под патронатом супруги Президента Украины Людмилы Янукович, - единственный в своем роде и не имеет аналогов ни в одной стране мира, - говорит его бессменный художественный руководитель, народный артист Украины Вадим Писарев. - Именно здесь юные артисты получают бесценный опыт, открывающий перед ними новые горизонты".
Этот фестиваль также представляет собой своеобразную сверку работы, направленной на сохранение и, насколько это возможно в современных условиях, - развитие традиций русского классического балета, который является основой любого из направлений в танцевальном искусстве.
Эмблема фестиваля, проходящего под патронатом супруги Президента Украины Людмилы Янукович
Людмила Янукович на IX Международном фестивале детских балетных спектаклей "Гран Па"
Донецк – балетная столица
По многолетней традиции весенний «Гран па» предваряет фестиваль "Звезды мирового балета", который проходит в октябре-ноябре каждого года. А для кого-то из юных «звездочек» является и репетицией будущего участия во взрослом фестивале, на котором в разное время блистали Людмила Семеняка, Марк Перетокин, Михаил Лавровский, Анастасия Волочкова, Николай Цискаридзе, Алексей Ратманский, Нина Ананиашвили и многие другие звезды большого балета. Все они с удовольствием приезжают к своему звездному коллеге - лучшему танцовщику мира 1995 года Вадиму Писареву. Вне всякого сомнения, оба этих фестиваля, и детский и взрослый, представляют собой настоящие праздники русского балета.
Особое значение для юных танцоров имеет тот факт, что фестиваль проходит на родине знаменитого композитора Сергея Прокофьева. Теперь все они, а особенно исполнители различных партий в прокофьевском балете «Золушка» могут гордиться тем, что исполняли «Золушку» на родине великого музыканта. Как, впрочем, и те, кто занят в балете «Красный мак». Ведь автор его, Глиэр, приезжал сюда и учил Прокофьева музыке. Вот из таких, казалось бы, связей, преемственности поколений складывается живописное полотно великой русской культуры.
Аполлон и музы
Открыли фестиваль представляющие Россию юные артисты Императорской школы русского балета из города Пушкин Ленинградской области, где раньше располагалась резиденция русских императоров. Как будто бы черпая вдохновение в прекрасном архитектурно-парковом ансамбле, где уже несколько веков «гуляют Аполлон и музы», они показали фрагменты одноактных балетов на музыку Людвига ван Бетховена, Адольфа Адана, Цезаря Пуни и Фредерика Шопена. От известной классики решили не отступать и представители Киевского государственного хореографического училища, единственного украинского вуза, который готовит профессиональных артистов балета и преподавателей специальных дисциплин. Па-де-де из балета «Сатанилла» Цезаря Пуни, равно как и другие номера, блестяще исполнили его студенты - лауреат международного конкурса Олеся Шайтанова и Александр Коряковский.
Аполлон и музы
Приятное впечатление оставил у зрителей единственный на Украине Детский балетный театр, который уже 25 лет функционирует при Харьковской хореографической школе. Его юные артисты показали дончанам балет на музыку Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик». И танцоры, и педагоги уверены, что постановкой «Щелкунчика» они смогли воплотить в жизнь мечту автора музыки – гениального русского композитора, который считал, что лучшими исполнителями его балета могут быть только дети.
В том числе, добавим мы, и такие, как юные коллеги харьковчан из школы хореографического мастерства Вадима Писарева.
Народный артист Украины Вадим Писарев
«Все флаги в гости…»
Уже не в первый раз приезжают на донецкие фестивали гости из далекой Японии. Казалось бы, откуда в Стране Восходящего Солнца, которая долгое время была защищена от проникновения внешних влияний, русский балет? Оказывается, есть. И «Терада Балет Арт Скул» из Киото подтвердил это. Изюминкой стал народный танец, японская "Сакура", показанная балеринами школы "Терада Балет Арт Скул".
Более 10 лет развиваются украино-норвежские связи по линии русского балета. На заре этих отношений труппа Донецкого театра во главе с Вадимом Писаревым показывала норвежским зрителям близкий им балет «Пер Гюнт», поставленный на музыку Эдварда Грига. В ответ норвежские балерины и танцовщики стали постоянными гостями донецких фестивалей балета.
- В своей стране они сделали в балете переворот, - говорит Писарев. – Если раньше в Норвегии никогда не было сильного классического балета, то сегодня внедренный в Норвежской балетной школе «Русский балет» вагановский метод преподавания творит чудеса. Пример тому - Юанна Кристенсен с ее прекрасными данными, техника которой за последнее время значительно выросла. Уже сейчас могу сказать, что ее ждут не только большие конкурсы, но и победа в них.
Восточные мотивы
Но, если на стыке двух веков для европейцев русский балет стал понятием классическим, то для арабского Востока появление его было сродни революции.
Колыбелью ее стал город Абу-Даби, «матерью» - уроженка Донецка, выпускница Московского государственного университета культуры Светлана Аль Неяди, занесенная 25 лет назад в ОАЭ по прихоти судьбы. Забегая вперед, скажу, что сегодня из пяти стан Персидского залива русский балет представлен только в ОАЭ.
Уроженка Донецка, выпускница Московского государственного университета культуры Светлана Аль Неяди, директор Школы «Фантазия-Балет», город Абу-Даби. ОАЭ
- Все началось с первого балетного класса, - говорит Светлана Аль Неяди, - который в 1996 мне предложили вести в Культурном Фонде Абу-Даби. Группа состояла из трех человек. Для того, чтобы это развилось, нужно было проявить много упорства, вдохновения и любви к своему делу, - вспоминает о проделанной работе Светлана.
С тех давних пор и по сегодняшний день Светлана - единственная, кто преподает европейские танцы, поэтому рассчитывать на чью-то помощь не приходится, и костюмы, и постановки продумывает сама. Она не идет по легкому пути, но и права на ошибку у нее нет.
- На данный момент я единственный преподаватель по балету в Эмиратах, - отметила Светлана Аль Неяди, директор Школы «Фантазия-Балет» (город Абу-Даби, ОАЭ). – К сожалению, все там пришлось делать самой, потому что балетное искусство там не было популярным. Но время идет, меняются нравы, и вот уже недавно стали приходить заявки… ну вы просто не поверите!.. В общем, просили взять в балет мальчиков! Да несколько лет назад у нас об этом даже и думать нельзя было!
Как призналась Светлана автору этих строк, в мусульманской стране с костюмами было еще сложнее, чем с хореографией. Ей пришлось на уровне министра культуры объяснять, почему балерины должны быть одеты именно в балетные пачки. На это ушло года три. Были, конечно, и свои секреты. Сглаживая силуэт балерины, она добавляла пуха в пачку, «фонариками» прикрывала оголенные плечи, приподнимала лиф, чтоб и костюм отвечал классическим требованиям, и с точки зрения арабов, это было пристойно. А на 10-летие школы балерина уже танцевала вариации из балета «Пахита» в классической пачке, сшитой в Донецком театре.
Среди желающих попасть в школу, конкурса нет. Получая поддержку от Культурного фонда и Министерства образования, здесь должны учить каждого, кто стремится постичь искусство балета – в любом возрасте, при любой фактуре и любых физических данных. Это, по словам Светланы, сложно, но и безумно интересно.
Лучшие попадают в ансамбль «Фантазия-балет», который привез в Донецк «Арабские волны пустыни» - номер, основанный на соединении классического и современного балета. А также «Фламинго-сон», и специально для Донецка - украинский танец. Для арабских танцовщиц это первый опыт работы в паре, потому что классов для мальчиков здесь пока нет.
- В работе, - говорит Светлана, - пришлось вспомнить все, что давали мне – и использовать это в методике обучения. Счастье, что я училась у великолепного педагога Игоря Валентиновича Смирнова, советами которого я пользуюсь в процессе всей своей деятельности.
В нелегком труде первопроходца неоценимую помощь Светлане оказывают знания донецкой и вагановской школ, а также содружество с «материковым балетом», которое продолжается уже более 10 лет. Для Светланы, равно, как и для ее учениц, настоящим событием являются приезды «звездных команд» танцоров из Украины и России, которые красотой танца помогают убеждать сдержанных арабов, что в классическом балете есть танцы и для девочек, и для мальчиков и вообще, что русский балет – это хорошо.
«Гжель» - эталон
История современного балета интригующа. Танцы идеализированных «пастухов» и «пастушек», возникшие несколько веков назад для услады аристократов и перенесенные на русскую почву, дали совершенно неожиданные, мощные всходы под названием «русский балет». Уже более века он является классикой и эталоном, по которому «сверяют часы» танцоры всего мира. А вот удерживать «эталонную чистоту» и развивать балетное искусство выпало танцевальным коллективам современной России.
На фестивале ее с блеском представили учащиеся Московского хореографического училища при Московском государственном академическом театре танца "Гжель".
Номера, привезенные москвичами, уровень их исполнительского мастерства не оставили равнодушными не только зрителей, но и коллег. "Что вовсе неудивительно, - говорит художественный руководитель училища и театра народный артист России Владимир Захаров. - Ведь мы делаем ставку не на узнаваемость номеров, включая для этого в программу партии и дуэты, ставшие уже своеобразными "хитами". Напротив - мы стремимся восстановить на сцене то, что уже кажется утраченным. Например, в Донецк мы привезли знаменитый "Па-де-катр", поставленный на музыку Винченцо Беллини Сергеем Якобсоном, фрагмент из балета "Бабочки" на музыку Жака Оффенбаха в постановке прославленной Марии Тальони, а также давно никем не исполняемый балетный номер "Сады Наины" из оперы Федора Глинки "Руслан и Людмила", поставленный Михаилом Фокиным.
Высочайшее качество исполнения москвичей, равно, как и собственные кадры, «куются» в уникальной системе непрерывного хореографического образования, созданной Владимиром Захаровым сотоварищи при Московском государственном академическом театре танца «Гжель».
Народный артист России Владимир Захаров
Малыши из подготовительной группы поступают в хореографическую школу, потом в вуз, конкурс в который составляет 60 человек на место. Учат их звезды балета, обладатели множества званий и регалий. Выпускники танцуют в Большом, театрах Васильева-Касаткиной, Гордеева, Сац и, конечно же, в «Гжели». От звездных учителей эстафету подхватывает молодое поколение. И вот уже донецкие балетоманы рукоплещут легким, как пух, лауреатам международных конкурсов балета Нине Колосковой, Насте Ершовой, Лизе Назимовой, Диме Кирилину. Обратите внимание, говорят их учителя, на этих «рабочих лошадок», фанатично влюбленных в свою профессию, о них вы еще услышите.
О балетной империи «Гжели», где есть место и классическому балету, и мюзик-холлу, и народному направлению, можно говорить долго и с удовольствием. Особенно о прекрасных преподавателях, достижениях, оглушительных гастролях, а также огромном труде, в котором рождается неземная легкость движений. О ее руководителе - человеке незаурядном, одном из столпов современного русского балета, народном артисте России Владимире Захарове, лауреате Государственных премий и обладателе множества правительственных наград, академике, авторе пятитомника «Поэтика русского танца».
Сельский парень, он через всю свою жизнь пронес любовь к истокам народной культуры, воплотив ее в танцевальную «Гжель».
Море-Гжель
Но лучше один раз увидеть выступление даже самых юных его воспитанников, которые блистали в хореографических постановках, заставив подуставших от фестивального блеска зрителей с замиранием смотреть на сцену.
О наболевшем
Детских балетных спектаклей катастрофически мало, нужны новые, - так решили взрослые участники, собравшись за «круглым столом» в один из дней фестиваля. А еще они обсудили проблемы балета и планы на будущее. Во взрослом балете уже не редкость появление пошлых постановок, подаваемых под соусом модерна.
Модерн – это хорошо, это поиск, но увлекаться им нельзя. Зачастую модерном прикрывают отсутствие базы. Поэтому, говорит Писарев, надо стремиться к вершинам классики.
И ведь ни я, ни Вадим Яковлевич, в своей борьбе не одиноки. У нас очень много патриотически настроенных людей, стремящихся сохранить истоки культуры. Мы-то за сохранение и развитие традиций, но пока нет указа сверху, то будут безобразничать и телевидение и все остальные.
…Отгремел «Гран па», артисты отплясали традиционный и не оставляющий никого равнодушным «Гопак», отхлопали в ладоши зрители. Но опустившийся занавес не закрыл фестиваль, а лишь очертил границу, за которой сразу же началась подготовка к следующему, взрослому фестивалю «Звезды мирового балета», который распахнет свои кулисы покорителям сияющих вершин мирового балета.
561
Поставить лайк: 277
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/gran-pa-shag-k-baletnym-vershinam