ссылка

Харьковские заводы: прошлое и настоящее

Увеличить шрифт
А
А
А

Одно из самых крупных предприятий «первой столицы», восстановление которого началось сразу же после Великой Отечественной войны, – Харьковский машиностроительный завод им. Ф.Э. Дзержинского (ФЭД). История ФЭДа примечательна уже с момента его возникновения: дело в том, что предприятие было создано в 1927 году на базе мастерских Харьковской детской трудовой коммуны им. Ф.Э. Дзержинского, которой руководил выдающийся советский педагог и писатель Антон Семёнович Макаренко.

Продукция для армии и разведслужб

В 1930 году в коммуне появился рабочий факультет Харьковского машиностроительного института, а в 1932-м был создан завод электроинструментов, где дзержинцы стали выпускать поначалу простейшие «электросверлилки» (электродрели), в которых нуждалась советская машиностроительная отрасль, а чуть позднее и фотоаппараты, применявшиеся в РККА и разведывательных службах. В середине 1930-х завод производил несколько модификаций фотоаппаратов: ФЭД-НКВД, ФЭД-Б, ФЭД-С и другие, причём объёмы продукции оказались весьма впечатляющими - только за 1936 год было выпущено 25000 фотоаппаратов.

Фотоаппарат ФЭД-НКВД, выпускавшийся Харьковским заводом «ФЭД» в 1934-1955 гг.

Фотоаппарат ФЭД-НКВД, выпускавшийся Харьковским заводом «ФЭД» в 1934-1955 гг.

Незадолго до начала Второй мировой войны, в 1938-м, на предприятии был налажен выпуск оптических приборов для Красной армии - окопных перископов, оптических прицелов для снайперских винтовок, артиллерийских прицелов-панорам Герца, необходимых для наземной артиллерии и реактивных установок залпового огня. В начале 1939 года трудовая коммуна была преобразована в промышленный комплекс, который получил новое название - Харьковский комбинат НКВД СССР им. Ф.Э. Дзержинского.

Трудовая коммуна им. Ф.Э. Дзержинского. Корпуса завода. 1930-е годы

Трудовая коммуна им. Ф.Э. Дзержинского. Корпуса завода. 1930-е годы

ФЭД в военные годы: всё для фронта

С первых месяцев Великой Отечественной войны комбинат начал работать в три смены, несмотря на то что 75% его работников отправились кто на фронт, кто в народное ополчение, а кто на возведение оборонительных рубежей на подступах к Харькову. Вместо мужчин к станкам встали женщины и подростки. Однако к середине октября 1941-го, ввиду угрозы оккупации города, предприятие, которое теперь именовалось государственным заводом № 296, было эвакуировано в посёлок Бердск Новосибирской области.

На новом месте коллектив завода, переданного в ведение наркомата авиационной промышленности, в короткие сроки наладил выпуск оптической продукции для армии, освоив параллельно серийный выпуск топливных насосов для истребителей Ла-5 и Ла-7 – в этих самолётах применялись уникальные для того времени насосы непосредственного впрыска топлива в цилиндры авиационного двигателя. Использование таких агрегатов в значительной степени улучшило лётные характеристики «Лавочкиных», дав им ряд преимуществ по сравнению с немецкими машинами «Фокке-Вульф-190» и «Мессершмитт-109»  в скорости, маневренности и т. д. С середины 1942 года на Горьковском авиастроительном заводе начался выпуск Ла-5ФН с форсированными моторами непосредственного впрыска, с 1943-го фронтовые бомбардировщики Ту-2 тоже стали летать с двигателями М-82ФН, а спустя ещё год на вооружение был принят истребитель Ла-7, который комплектовался исключительно моторами непосредственного впрыска.

Фронтовой бомбардировщик Ту-2, мотор для которого выпускался на заводе №296 (ФЭДе)

Фронтовой бомбардировщик Ту-2, мотор для которого выпускался на заводе № 296 (ФЭДе)

Когда заводской коллектив вернулся в 1945 году в Харьков, под предприятие выделили новую площадку по соседству с самолетостроительным заводом №135. В скором времени ему присвоили новый номер в системе наркомата авиапромышленности - п/я 711. В послевоенные годы приоритетными для ФЭДа по-прежнему оставались оборонные заказы, разработка и серийное производство гидромоторов и насосов для самолётов; позднее его продукция пополнилась различными гидравлическими агрегатами, необходимыми для систем управления реактивных самолётов. В 1950-е и позднее дзержинцы выпускали агрегаты топливных и гидравлических систем жидкостных ракетных двигателей, сверхзвуковых истребителей Су-7, дальних бомбардировщиков Ту-22, насосных станций для ракетных комплексов подводных лодок и т. д. В 1960–1970-е большинство советских самолётов оснащалось именно фэдовской «начинкой».

И в то же время предприятие не отказывалось от своей «изюминки», фирменной продукции - фототехники: выпуск фотоаппаратов «ФЭД» продолжался, а их модификации усложнялись и совершенствовались. В 1960-е годы в продаже появились ФЭД-2Л, ФЭД-3, ФЭД-3Л, ФЭД-4Л, «ФЭД-Атлас», диапроектор «Этюд-2», кадропроектор «Кругозор»; к концу десятилетия к продукции завода добавились первые в Советском Союзе малоформатные фотоаппараты «ФЭД-Микрон», а в 1970-х появилась модель «ФЭД-Микрон-2» с форматом кадра 24х36 мм.

Фотоаппарат «ФЭД-Микрон-2». 1970-е годы

Фотоаппарат «ФЭД-Микрон-2». 1970-е годы

После распада Советского Союза ФЭД и несколько других предприятий Харьковской области объединились в научно-производственную корпорацию государственных предприятий «ФЭД». Сегодня ГП «Харьковский машиностроительный завод ФЭД» остаётся одним из немногих украинских предприятий, держащихся «на плаву», в особенности в те времена, когда сохранялись его кооперационные связи с российской промышленностью (в последние годы они были разорваны), и производит различные топливо- и гидрорегулирующие агрегаты для машиностроительной отрасли и железнодорожного транспорта.

ХЭМЗ: от турбогенераторов и электродвигателей – к вермишели быстрого приготовления

Начало громадному Харьковскому электромеханическому заводу (ХЭМЗ) было положено ещё во времена Российской империи, когда в конце 1880-х в Риге был основан «Русско-Балтийский электротехнический завод», начавший выпуск электрооборудования для военных кораблей. В годы Первой мировой войны, в 1915-м, в связи с угрозой оккупации Риги кайзеровскими войсками завод был эвакуирован в Харьков. В середине 1920-х он превратился в многопрофильное электротехнические предприятие с разнообразной номенклатурой выпускаемой продукции и новым названием - Харьковский электромеханический завод.

В годы Великой Отечественной войны специалисты и оборудование ХЭМЗ были переброшены в различные города на востоке страны. Там на базе цехов ХЭМЗ в сжатые сроки создавались крупные электротехнические предприятия, специализировавшиеся на выпуске военной техники и оружия. Так, в Чебоксарах на производственной основе ХЭМЗ был налажен выпуск аппаратов для военно-морского флота, авиационной и танковой промышленности; позднее, уже в послевоенные годы, это предприятие стало производить устройства релейной защиты, получив название Чебоксарский электроаппаратный завод. А в Уфе на основе эвакуированных из Харькова цехов ХЭМЗ в послевоенные годы был создан завод «Электроаппарат».

Чебоксарский электроаппаратный завод был создан в послевоенные годы на производственной базе ХЭМЗ

Чебоксарский электроаппаратный завод был создан в послевоенные годы на производственной базе ХЭМЗ

В самом Харькове заводские корпуса ХЭМЗ оказались практически полностью разрушенными в результате боёв за город и двухлетней оккупации. Но уже к середине 1944 года производство было восстановлено. В послевоенные годы ХЭМЗ выпускал электрооборудование для металлургической, машиностроительной, угольной, химической промышленности, электродвигатели, турбогенераторы, комплектные устройства (станции управления, щиты и шкафы управления) для оснащения механизмов, комплектные тиристорные электроприводы, электромагнитные контакторы, а помимо этого – товары широкого народного потребления.

Однако за неполное тридцатилетие украинской «незалежности» ХЭМЗ мало-помалу деградировал до состояния экономического полутрупа. Ещё в 1990-е годы гигантское предприятие, нарастив многомиллионные долги по зарплате рабочим, вынуждено было начать распродажу заводского имущества. Сегодня на месте бывшей испытательной станции ХЭМЗ находится торговый центр; в помещениях цехов, где создавалось электрооборудование для самых разных отраслей промышленности, ныне производят вермишель быстрого приготовления; грандиозный Дворец культуры ХЭМЗ, включавший зал на 1800 человек и кинозал на 500 зрителей, занят торговыми площадками и офисами.

ДК ХЭМЗ, построенный в 1938 году, сегодня отдан под торговые площадки и офисы

ДК ХЭМЗ, построенный в 1938 году, сегодня отдан под торговые площадки и офисы

Славное прошлое и печальное настоящее

Харьковский завод транспортного машиностроения имени В.А. Малышева, ХЗТМ (до 1939 года он назывался Харьковским паровозостроительным заводом им. Коминтерна, позднее, до 1960-х - машиностроительным заводом №183) тоже имеет давнюю историю. В дореволюционные годы предприятие выполняло госзаказ на паровозы, начиная с 1903-го оно стало получать заказы от военно-морского ведомства, в период русско-японской войны (1904-1905 гг.) выпускало шрапнельные снаряды, а накануне Первой мировой войны в его цехах были изготовлены котлы для линкора-дредноута «Императрица Мария» и лёгкого крейсера «Адмирал Нахимов». Но, помимо продукции военного назначения, завод в больших количествах производил различные станки, компрессоры, насосы, котлы, сельскохозяйственные машины, двигатели внутреннего сгорания.

С начала 1930-х годов приоритетным для ХПЗ стало производство военной продукции: артиллерийских тягачей, танков и танковых моторов. В конце 1930-х на предприятии был разработан и запущен в серийное производство танковый дизель В-2. Однако завод выпускал и гражданскую технику - первые в Союзе гусеничные тракторы с карбюраторными двигателями («Коммунар» и «Коминтерн»), судовые дизели типа «Зульцер» и т. д.

Трактор «Коммунар», производившийся в 1930-е годы на ХПЗ, успешно использовался и в армии в качестве артиллерийского тягача

Трактор «Коммунар», производившийся в 1930-е годы на ХПЗ, успешно использовался и в армии в качестве артиллерийского тягача

Незадолго до гитлеровской оккупации Харькова предприятие, носившее на тот момент наименование «завод № 183», было эвакуировано в Нижний Тагил. На новой площадке был создан Уральский танковый завод, где вскоре началось производство танков Т-34, не останавливавшееся на протяжение всех лет войны. Восстановление предприятия в «первой столице» началось после завершения Великой Отечественной, и с 1947 года завод стал выпускать тепловозные дизели и различные марки тепловозов - ТЭ1, ТЭ2, ТЭ10, 2ТЭ10 и т. д.

Первый тепловоз ТЭ-3, выпущенный на ХЗТМ им. Малышева

Первый тепловоз ТЭ-3, выпущенный на ХЗТМ им. Малышева

Однако основной продукцией завода по-прежнему оставалась военная техника, в первую очередь танки. Максимальное количество танков - 800 (главным образом Т-80УД) малышевцы выпустили в последний год существования Советского Союза – 1991-й. То есть к концу 1980-х на заводе производилось в среднем по 2 танка в день.

В 1991 году на ХЗТМ им. Малышева было выпущено 800 танков Т-80УД

В 1991 году на ХЗТМ им. Малышева было выпущено 800 танков Т-80УД

После распада СССР предприятие, конечно, никогда уже больше не приближалось к подобным колоссальным цифрам. За годы украинской независимости резко упал объём производства ХЗТМ, число его работников сократилось в десятки раз; в 2000-е и позднее происходила активная распродажа заводского имущества - цехов, корпусов, больниц, магазинов, баз отдыха. В последние шесть лет предприятие отчасти реанимировалось, производя военную технику и получая довольно крупные заказы,  однако связано это, как ни прискорбно, с боевыми действиями на Донбассе.

(Продолжение следует)

Заглавное фото: Проходная Харьковского машиностроительного завода «ФЭД»

1550
Поставить лайк: 9294
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору