Херсонес Таврический
Остатки Херсонеса
Доподлинно неизвестно, именно здесь ли принял святое Крещение будущий святой равноапостольный князь Владимир. Однако известно, что в 1827 году главной задачей первых раскопок были поиски места крещения киевского князя Владимира.
В этом году мы отмечаем 1025-летие Крещения Руси, которую потом назовут Святой. И словно подарок – включение Херсонеса Таврического и его хоры в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Мало кто из нас знает, что на самом деле представляет собой Херсонес и почему он Таврический, не говоря уже о знаменитой хоре.
Конечно, общеизвестно, что это древнегреческие руины в окрестностях Севастополя. Но, оказывается, само слово «херсонес» переводится как «полуостров» – вот так, никакой романтики. И действительно, город был расположен на небольшом полуострове между двумя черноморскими бухтами. А тавры – это воинственное племя, населявшее в древности Крым. Занимались они, главным образом, грабежами и разбоем, особенно морским – пиратством, а пленных чужеземцев приносили в жертву своей богине Деве. Интересно, что греки назвали местных жителей таврами. Почему? Точно неизвестно. Но одна из гипотез гласит, что по звучанию похожим словом называли себя сами древние крымские жители. Самим грекам оно напоминало родное слово «быки». Получается как-то созвучно с современностью, когда «быками» в народе иногда называют местных бандитов…
«Таврический», следовательно, означает «расположенный в области тавров». Да, жить здесь было рискованно… По свидетельству Геродота, тавры головы чужеземцев, принесенных в жертву, надевали на высокие палки и устанавливали возле жилищ – для своеобразной охраны…
Но город-государство Херсонес Таврический не просто жил, процветал, причем довольно долго – почти две тысячи лет. И в его истории отразились судьбы великих империй: Древней Греции, Древнего Рима и Византии. Здесь жили различные племена – мирные и враждебные, в т.н. средние века Херсонес стал христианской столицей Крыма: появляется множество монастырей и скитов, в том числе знаменитые пещерные города.
Экспонаты из основного фонда Национального заповедника «Херсонес Таврический»
И только в конце XIV века очередной набег кочевников стал роковым для Херсонеса – он был разрушен, а руины со временем скрыла земля.
Хора на плане и в реальности
***
И вот тут самое время немного рассказать о знаменитой хоре. Так херсонеситы, жители города, называли земледельческий район - свои сельские усадьбы и наделы, расположенные на Гераклейском полуострове. Наверное, это созвучно тому, как говорят и сегодня, – «дачи и огороды». Причем у каждого по достатку: у кого 6 соток грядок, а у кого и коттедж с бассейном…
В древнегреческом языке под словом «хора» понимали землю, область или округ. В Херсонесе же существовала особая присяга граждан, в которой хорой называлась территория, которой владели херсонеситы. Это без преувеличения – уникальное место, потому что оно – одна из немногих из изученных и сохранившихся территорий с системой древней агротехники. Примечательно, что археологи не сразу обратили на нее внимание, занимаясь более яркими и привычными сооружениями. И сегодня система хорошо различима: следы древних дорог, мощеных мергелевой крошкой и известняком, разграничительных каменных стен, самих усадеб и стен для выращивания винограда.
Сохранившиеся агротехнические сооружения вызывают удивление: это небольшие бутовые стены, выложенные параллельно, которые служили для накопления влаги, опорой для виноградных лоз, одновременно препятствовали эрозии почвы. Пространство между стенами древние земледельцы заполняли грунтом, снятым с полос, на которых сооружались плантажные стены. В этот грунт высаживался виноград. На этих же наделах сооружали усадьбы, часто с башней. Планировка усадеб практически одинакова у всех: прямоугольное здание, жилые и хозяйственные постройки расположены по периметру, а в центре – двор.
Также археологами на хоре обнаружены древние винодельческие комплексы и оборонительные сооружения. К сожалению, в связи со сложившейся ситуацией в современной науке вообще и археологии в частности, особенно на Украине, научные изыскания не носят систематический характер. Но необходимо отметить, что есть труд сотрудников Национального заповедника «Херсонес Таврический», который без преувеличения можно назвать подвижническим. Теперь же, когда хора попала в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, на которую раньше и внимания особого не обращали, можно надеяться на изменение отношение к ней со стороны государства.
***
Немного из истории открытия и установления исторической ценности нашего Херсонеса. В 1827 году начались раскопки в районе, прилегающем к не так давно основанному Севастополю. Археологический дебют Херсонеса имел ярко выраженный церковно-археологический характер. Практически сразу же они стали сенсацией и получили наименование «Русской Трои». Год за годом, пласт за пластом земля отдавала людям сокрытый древний город: дома и улицы, площади и храмы. Был создан археологический музей. За годы советской власти историко-археологический заповедник стал крупнейшим научным центром, всемирной базой и для маститых ученых, и для студентов-археологов. А в последние годы здесь активно ведутся подводные исследования, приносящие просто феноменальные результаты.
Колонны Херсонеса
Сказать, что это место очень популярное, значит не сказать ничего. За год руины Херсонеса посещают десятки тысяч только официальных экскурсантов. Конечно, их привлекают более знаменитые, чем хора, древние памятники. В первую очередь, это агора – центральная площадь Херсонеса. В античную эпоху здесь находились храмы, алтари, статуи богов, собирался народный совет, а в христианскую – был создан целый архитектурный ансамбль, состоящий из семи православных храмов. Знаменит и античный театр, к слову, единственный сохранившийся на всей территории СНГ. Некогда он вмещал до трех тысяч зрителей, но после принятия христианства пришел в запустение, на месте зрелищ были построены два храма, руины одного из которых сохранились и условно называются «храм с ковчегом». Характерна судьба базилики в базилике – уникального сооружения, поврежденного вандалами в 2007 году: они опрокинули колонны, некоторые из которых раскололись, а еще повредили мозаику пола.
Башня Зенона — оборонительная фланговая башня Херсонеса, одно из наиболее сохранившихся оборонных сооружений города.
Ну и знаменитый колокол, который не относится к древности, но является свидетелем нашей славной истории.
Колокол Херсонеса
Надпись на нем гласит: «Колокол отлит в Таганроге в 1778 г. из турецких пушек, взятых в качестве трофея. На нем изображены покровители моряков — св. Николай и св. Фока. После Крымской войны был вывезен в Париж, где находился до 1913 г. Во время непогоды использовался как сигнальный колокол». Свое место на берегу моря он занял в 1925 году, когда церковные здания Херсонеса стали служебными и выставочными помещениями созданного в том же году музея, а колокол был превращен в звуковой маяк. После Великой Отечественной войны, когда гражданские суда начали массово оснащать радиолокаторами, маячные обязанности с Херсонесского колокола были сняты, и он превратился в еще один памятник истории легендарного Севастополя.
***
Безусловно, Херсонес – это мистическое место. В самом лучшем, истинном – христианском - смысле этого понятия. Здесь Время переходит в Вечность. Здесь – граница миров. Здесь варварский мир жестоких тавров соприкоснулся с возвышенной цивилизацией древних греков и растворился в ней. Здесь языческая Русь приняла великое наследство – наследство христианской Византии, а вместе с ним и то имперское величие, с которым западный мир никак не может смириться. Их политологи даже термин такой придумали «византийщина» – для определения наших, русских, «непонятных и загадочных» особенностей. Широта и истинно мистическая (аскетическая) глубина плюс благолепие (другого определения для такой красоты и не подберешь) Православия не вмещают узкие, вернее усохшие, души.
Свято-Владимирский собор в Херсонесе
Наверное, все-таки здесь киевский князь Владимир принял самое трудное и одновременно самое верное решение в своей жизни – принял Таинство Крещения. В память об этом событии на территории Херсонеса Таврического выстроен Свято-Владимирский собор. Мы все – наследники святого равноапостольного великого князя. Сегодня наш триединый русский народ разделен на государства. Но актуальны слова преподобного Лаврентия Черниговского: «Как нельзя разделить Святую Троицу Отца и Сына и Святого Духа – это Един Господь Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию – это вместе – Святая Русь». Будем же стараться быть достойными такого именования.