ссылка

Изобразительное искусство послевоенного возрождения

Увеличить шрифт
А
А
А

В послевоенные годы стремительно шло восстановление экономики, возрождались разрушенные города, заводы, сожжённые деревни, и главной темой искусства являлся пафос самоотверженного труда, а также воспевание Победы СССР над фашизмом.

Нередко говорят в паре о значительных полотнах живописи 1947 года – картине рембрандтовской силы «Возвращение» Владимира Костецкого и подсвеченной внутренним светом радости ожидания и надежды «Письмо с фронта» Александра Лактионова. Вторую некоторые осуждали «за инсценировку», но невероятная популярность полотна свидетельствовала «о жажде конкретного, трогательно-духовного, которую испытывали люди, только что пережившие войну». К тому же картину автор написал в Загорске, где с начала 1944 г. жил со своей большой семьёй в Троице-Сергиевой лавре после самаркандской эвакуации. В городке однажды на прогулке он повстречал солдата с перевязанной рукой, опиравшегося при ходьбе на палку. Тот искал нужный адрес, чтобы передать письмо. Лактионов помог ему и стал свидетелем получения долгожданной весточки с фронта. В 1948 г. на Всесоюзной художественной выставке полотно было куплено Третьяковкой и удостоено Сталинской премии.

А. Лактионов. Письмо с фронта; В. Костецкий. «Возвращение». 1947 г.

А. Лактионов. «Письмо с фронта»; В. Костецкий. «Возвращение». 1947 г.

Народ истосковался по мирной жизни. Образы созидательного труда уверенно возвращались в живопись.

Уже скоро прогремит на весь Советский Союз светлая и позитивная, побуждающая к жизни и зовущая в прекрасное будущее, с девочкой, делающей зарядку, картина «Утро» киевлянки Татьяны Яблонской. Но пока резонансным становится её полотно «Хлеб» (1949), в котором «энергичная по манере живопись выявляет приподнято поэтическое состояние людей, работающих на колхозном току», словно отсылает нас к лучшим образцам монументалистики эпохи Возрождения или в чём-то побуждает вспомнить Сикейроса и Диего Риверу. В работе над полотном автор использовал наброски, сделанные летом 1948 г. в колхозе им. Ленина Чемеровецкого района Каменец-Подольской области УССР, в котором в то время было одиннадцать Героев Социалистического Труда. Отмечалось, что восхищённая тружениками Т. Яблонская изобразила на своей картине «новых людей» социализма. Французский искусствовед М. Дюпети не без основания считал, что картина стала программным образцом украинской реалистической живописи XX в. И неслучайно за эту работу художница была удостоена Сталинской премии II степени и бронзовой медали Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе.

Татьяна Яблонская. Хлеб. 1949 г.

Татьяна Яблонская. «Хлеб». 1949 г.

Оставив нам для Русского музея своё бессмертное выразительное полотно «Оборона Севастополя» (1942), живописец Александр Дейнека после войны вернулся к своей излюбленной теме спорта, воспевая физическую и духовную мощь советской молодёжи, на чьих плечах в огромной мере лежали как тяжесть ратных лет, так и труд созидания.

«Эстафета по Бульварному кольцу». 1947 г.

«Эстафета по Бульварному кольцу». 1947 г.

Автор знаменитой, потрясающей картины «Фашист пролетел» (1942) Аркадий Пластов снова попал в фокус общественного внимания полотнами «Сенокос» (1945), «Первый снег» (1946), «На колхозном току» (1949).

Лиричная и трогательная, словно на одном дыхании созданная картина «Первый снег» написана в деревне Прислониха. Картина изображает мальчика и девочку, вышедших на крыльцо деревенского дома, чтобы посмотреть на первый снег. Художнику удалось убедительно передать «свежесть зимнего дня, очарование деревенских детей, их живой интерес к окружающему миру и наивное восхищение его красотой». А. Пластов выказал глубокое понимание русской природы и особенностей детской души. Картина находится в постоянной экспозиции Тверской областной картинной галереи.

А. Пластов. Первый снег. 1946 г.

А. Пластов. «Первый снег». 1946 г.

Лауреат двух Сталинских премий (1949, 1951), один из основоположников современного изобразительного искусства Киргизии Семён Чуйков в послевоенные годы, высший этап его творчества, воссоздавал образы людей и природы – «Утро» (1947), «Дочь Советской Киргизии» (1948).

Дочь. С. Чуйков. «Дочь Советской Киргизии», 1947 г.

  С. Чуйков. «Дочь Советской Киргизии», 1947 г.

А вот уроженец Харькова киевский живописец фронтовик Георгий Мелихов взялся в тот период за исторически-культурный сюжет, продолжая свою довоенную тематическую линию. Его картина «Молодой Тарас Шевченко у художника К. П. Брюллова» (1947), получившая Сталинскую премию III степени, также напоминает нам, сколь много сделали представители русской культуры и имперской государственности для творческой и жизненной судьбы Кобзаря.

Г. Мелихов. «Молодой Тарас Шевченко у художника К. П. Брюллова». 1947 г.

Г. Мелихов. «Молодой Тарас Шевченко у художника К. П. Брюллова». 1947 г.

Традиционно мощно проявили себя советские графики, иллюстраторы. Кукрыниксы, изрядно потрудившиеся во время войны на ниве актуальных плакатов, и после войны создали ряд сатирических произведений на внешнеполитические темы. Мы же обратим внимание на рисунки к чеховской «Даме с собачкой» (1941–1948), акварели 1949 года к роману Горького «Фома Гордеев».

Кукрыниксы. Иллюстрация к рассказу А. Чехова «Дама с собачкой»

Кукрыниксы. Иллюстрация к рассказу А. Чехова «Дама с собачкой»

Известные графики Леонид Сойфертис и Виталий Горяев также успешно работали в области политической сатиры и иллюстрации. Давид Дубинский в 1948 – 1950 гг. иллюстрировал популярнейшие детские произведения Аркадия Гайдара «Р. В.С.» и «Чук и Гек».

Интересные, обратившие на себя широкое внимание иллюстрации к гоголевской повести «Тарас Бульба» сделал в 1945 г. Евгений Кибрик, соединив, как считают, романтические и эпические интонации. Образы Кибрика были в тот год актуальны в контексте разгрома внешнего агрессора и внутренних коллаборантов. И три четверти века спустя эта актуальность сохраняется, работы Кибрика смотрятся убедительно и выразительно.

Е. Кибрик. Иллюстрация к повести Н. Гоголя «Тарас Бульба»

Е. Кибрик. Иллюстрация к повести Н. Гоголя «Тарас Бульба»

В послевоенные годы в скульптуре усилились монументальные тенденции. Известный мастер Николай Томский на основе созданных им же ранее памятников-бюстов изваял монументы генералов И.Р. Апанасенко (Белгород, 1944–1949) и И.Д. Черняховского (Вильнюс, 1950; в 1993 г. перевезён в Воронеж).

Н. Томский. Памятник генералу И. Апанасенко в Белгороде. Современное фото

Н. Томский. Памятник генералу И. Апанасенко в Белгороде. Современное фото

В Мариинском парке Киева, где майданные вандалы в 2014 г. порубят вековые деревья, у самых стен Верховной рады, был воздвигнут и по сей день стоит, слава Богу, памятник генералу Н.Ф. Ватутину, освободителю Киева от немецко-фашистских захватчиков. Его создал скульптор Евгений Вучетич в 1948 г., ещё до своих главных шедевров – фигуры Родины-матери на Мамаевом кургане, памятника советскому воину-победителю в Трептов-парке Берлина и других. Вучетич в первые послевоенные годы продолжал работать над бюстами героев и памятниками. Одним из первых он стал создавать портреты героев труда («Узбекский колхозник Низарали Ниязов», 1948).

Е. Вучетич. «Памятник генералу Ватутину от украинского народа»

Е. Вучетич. Памятник генералу Ватутину от украинского народа

В 1945-1946 году был создан выразительный «Памятник 1200 гвардейцам» в Калининграде – первый монумент в честь подвига советских воинов, павших в Великой Отечественной войне. Над созданием памятника работали московские архитекторы (И. Д. Мельчаков и С. С. Нанушьян) и литовские скульпторы под руководством Юозаса Микенаса. 30 сентября 1945 г. в тогда ещё Кёнигсберге был открыт обелиск, в 1946-м – скульптурные группы «Штурм» и «Победа».

«Памятник 1200 гвардейцам», Калининград

«Памятник 1200 гвардейцам», Калининград

Памятник 1200 гвардейцам, Калининград

В 1945 г. в СССР вернулся скульптор Сергей Конёнков. Его программной работой стал «Освобождённый человек» (1947) — разорвавший цепи, символично вскинувший руки в победном жесте. Это было продолжение замысла «Самсон» (1902), но исполненного современностью, Конёнков обдумал работу, впечатлившись подвигом бойцов Красной армии во время сражений на Орловско-Курской дуге в 1943 году. «Скульптором создан символ непобедимости народа, порвавшего цепи рабства, обретшего свободу!» – пишет его биограф Ю. Бычков. Однако критики тогда встретили скульптуру в штыки.

С. Конёнков, «Освобождённый человек», Государственный Русский музей

С. Конёнков, «Освобождённый человек», Государственный Русский музей

Как высокую жизнеутверждающую точку в нашем кратком обзоре нельзя не вспомнить творчество прославленной Веры Мухиной – в послевоенное время она создала серию скульптурных портретов, в 1947 году представила в Русском музее отлитый из стекла бюст химика Н. Качалова. В 1945 году Вера Игнатьевна получила заказ на памятник композитору Чайковскому, окончательный вариант которого был утверждён в 1947 году. Но с его установкой не торопились 7 лет, памятник появился в Москве в 1954 году, его дорабатывали ученики Мухиной – сама она при жизни не смогла увидеть своего «сидящего дирижёра».

В. Мухина. Памятник П. И. Чайковскому у здания Московской государственной консерватории.

В. Мухина. Памятник П. И. Чайковскому у здания Московской государственной консерватории.

5525
Поставить лайк: 39271
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору