ссылка

Как ЕБРР на Украине инфраструктуру строит

Увеличить шрифт
А
А
А

Состояние украинской железной дороги критическое, подвижного состава не хватает, а локомотивы из-за изношенности и перегрузок горят почти каждый день. Такой диагноз ж/д путям поставил премьер-министр Украины Алексей Гончарук, хотя в подобном состоянии находится вся отечественная инфраструктура. Исправить ситуацию правительство планирует за счёт кредитов международных финансовых структур, которые традиционно ставят специфические условия для продолжения «сотрудничества». Так чем же конкретно западные банки помогают Киеву и действительно ли без их участия никак нельзя обойтись?

Внешнее управление как оно есть

Казалось, превзойти бывшего министра инфраструктуры Владимира Омеляна в подобострастии перед международными финансовыми структурами невозможно, но его наследнику Владиславу Криклию это удалось. Нынешнее руководство министерства относится к ЕБРР ещё подобострастнее, чем предыдущее, и планирует отдать в руки европейских банкиров буквально всё: железную дорогу, автотрассы, аэропорты, морские и речные гавани.

В прошлом году ЕБРР имел на Украине 169 активных проектов с портфолио €3,6 млрд. Без его участия не обходилось ни одно сколько-нибудь значимое событие в жизни отечественной инфраструктуры (строительство ядерного могильника в Чернобыле, открытие «знаменитого» Бескидского тоннеля, электрификация ж/д ветки Долинская-Николаев-Колосовка и т. д.). Для «сотрудничества» с Киевом банк даже создал специальную Стратегию на 2018-2023 гг., где поставил себе в заслугу «достижение паритета между ценами на газ для конечных потребителей и импортными ценами в 2016 году», энергетическую реформу, приватизацию госимущества и другие «замечательные» вещи. И правильно, общество должно знать своих героев.

Естественно, за такую беззаветную преданность хозяин не раз одобрительно похлопывал аборигенов по плечу. «Мы и далее будем поддерживать Мининфраструктуры, Вас лично, господин министр, и Вашу команду в осуществлении таких важных для Украины сдвигов в транспорте и инфраструктуре», – похвалил осенью прошлого года В. Омеляна вице-президент ЕБРР Алан Пию. В Стратегии банкиры обозначили, что главным приоритетом их деятельности на Украине будет увеличение тарифов, масштабная приватизация госпредприятий, банков, продажа земли, а также раздробление госмонополий.

В. Криклий решил пойти дальше своего предшественника. Для начала он повысил до замминистра по вопросам европейской интеграции (да, есть и такая должность в Мининфраструктуры) Александру Клитину. Ранее она возглавляла здесь «Офис поддержки реформ» (Ukraine Reforms Architecture), этакое око большого брата, приставленное Евросоюзом и ЕБРР к каждому украинскому министерству. Структура следит за тем, чтобы подопечные на местах все делали верно и ни на миллиметр не отклонялись от заданной линии Брюсселя. О результатах своей работы Офис отчитывается в том числе и публично, что даёт возможность всем интересующимся  проследить биомеханику внешнего управления страной на конкретном примере. Если бы не нашумевший скандал с аудиопрослушкой депутатов «Слуги народа», то следующей ступенью в карьере А. Клитиной вполне могла стать должность министра.

Далее В. Криклий активно подхватил незаконченные проекты В. Омеляна, в первую очередь концессию морских портов Херсон и Ольвия, и объявил, что «мы совместно с нашими международными партнерами [хозяевами из ЕБРР] готовим новые концессионные проекты в портах Черноморск, Одесса, Измаил, Бердянск, Мариуполь. Железнодорожные станции – Днепр, Харьков, Винница, Хмельницкий, Николаев, Чоп. Изучаем оптимальный вариант по концессии региональных аэропортов».

25 октября министр отчитался перед представителями международной экспертной группой Egis International в принятых и планируемых к утверждению Верховной радой законах в транспортной сфере, которые позволят «значительно увеличить перечень наших совместных проектов». Всё правильно, подопечный должен не только правильно прописывать рекомендации  своих отцов-покровителей в законодательство вверенной ему страны, но и контролировать их принятие, а главное имплементацию на туземную почву.

«Мы на этом не останавливаемся», отметил министр, следующий этап — это  работа не через местных князьков, а напрямую с исполнителями низшего уровня. «Проводим переговоры с ЕБРР и хотим, чтобы кредиты брали и местные власти», – заявил В. Криклий в своём интервью 6 декабря.

ЕБРР в ответе за тех, кого приручил

Да, именно кредиты, а не инвестиции. Хотя, если судить по официальным сообщениям на сайте Мининфраструктуры и программным документам, создаётся ощущение, что некая группа иностранцев-филантропов безвозмездно помогает Украине исключительно из любви к духу Revolution of Dignity. В чем же конкретно состоит помощь международных структур в строительстве отечественной инфраструктуры?

Во-первых, они дают деньги в долг. Как правило, ни ЕБРР, ни многочисленные другие международные финансовые структуры не осуществляют прямых инвестиций и, соответственно, не несут соответствующих рисков. Вкладывается в капитал предприятий или объектов банк редко, только в небольшом объёме (от 2 млн до 100 млн), и только «если имеется перспектива получения достаточной прибыли от таких инвестиций».

Кредит ЕБРР выдаёт в валюте, под проценты «на базе текущих рыночных ставок», к которым, учитывая политические и иные риски «прибавляется маржа, величина которой известна лишь клиенту» и банку. Срок погашения от 1 до 15 лет. Максимальный объём финансирования — до 35% стоимости проекта, но чаще это куда меньшая доля, которая зачастую кардинально не влияет на окончательное решение о реализации проекта.

Также ЕБРР взимает разнообразные сборы и комиссии. Это комиссия за экспертизу проекта, за открытие кредита, за разработку схемы сделки, за синдицирование (долевое участие в кредитовании), за обязательство (уплачивается с ассигнованной, но не выбранной суммы кредита), за конверсию кредита или конвертацию валюты, а также за досрочное погашение и за аннулирование кредита, а при необходимости и пеня за просроченный платеж.

В качестве примера «сотрудничества» ЕБРР с Украиной можно привести его сентябрьское соглашение с Укрзализныцей (УЗ) по модернизации отечественной железнодорожной инфраструктуры на $100 млн. Звучит красиво, но де-факто речь идёт о выкупе 17% ранее размещённых на бирже Euronext еврооблигаций госмонополии по ставке 7,929% годовых. На первый взгляд, ЕБРР действует как обычная кредитная организация, но это только на первый взгляд.

УЗ и ЕБРР подписывают рамочное соглашение о выделении кредита на $100 млн, cfts.org.ua

Вторая составляющая сотрудничества с Банком и подобными ему международными структурами состоит в том, что они не просто дают деньги под процент (7,929% годовых в валюте при минимальных рисках — это отличный заработок для западного банка), но и выдвигают свои условия по их использованию. В случае с УЗ «полученные от размещения средства будут использованы для реконструкции приоритетных железнодорожных линий, преимущественно тех, которые относятся к Трансъевропейским транспортным сетям», – сообщил старший советник по внешним связям ЕБРР Антон Усов.

То есть европейцы дают Киеву деньги в долг для того, чтобы их инфраструктурная сеть TEN-T не упёрлась в глухой тупик на восточной границе. Средства пойдут на приобретение материалов, «кроме того, мы берём на себя обязательства также обновить устройства диспетчеризации и связи», пояснил председатель правления УЗ Евгений Кравцов. Отличие от коммерческого кредита ещё и в том, что условия конкурса на выбор поставщиков этих материалов и устройств тоже прописывает ЕБРР. По удивительному стечению обстоятельств зачастую выходит так, что ими оказываются европейские фирмы.

Получается, что Украина берёт кредит на сверхвыгодных для европейских банков условиях, строит нужную европейским транспортникам инфраструктуру, обеспечивая таким образом европейскую промышленность заказами на высокотехнологическую продукцию.

Отдельная специфика международных «филантропов» – это требования по соответствию финансируемого проекта их гипертрофированным критериям гендерного равенства и воздействия на экологию и прочим моментам, для чего проводятся специальные исследования (к примеру, экологический аудит), которые оплачивает не банк, а заёмщик.

Эти многочисленные консультации, исследования, обоснования и есть третий кит сотрудничества с ЕБРР, который прямо прописывает, что ему обязаны возмещать фактические расходы по оплате «услуг технических консультантов, внештатных юристов» и  путевые затраты (авиабилеты, еда, и т. д.). За счёт сотрудничества с Украиной фактически живёт не только армия иностранных бюрократов и их туземных подопечных, но и толпа ошивающихся вокруг международных финансовых структур «экспертов». В конечном итоге вся эта свора должна перестать строить из себя серых кардиналов и нести полную ответственность за осуществляемый над жителями Украины эксперимент. ЕБРР в ответе за тех, кого приручил.

148
Поставить лайк: 1307
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору

Читайте также

Проект Темрюкского канала: к вопросу о «дублёре» Керченского пролива

Преступление и наказание: европейские оккупанты в лагерях УССР

Белоруссия и Китай – «железное братство» или сотрудничество по расчёту?

Киевские суверенные лизоблюды без шопов

Экономика Украины – жертва разрушительного майдана

Краткая история украинских денег: самостийная «яичница»

Посол Украины в ФРГ потребовал военной помощи или ядерного статуса

Украина начала масштабные учения на границе с Россией

Санкции Украины в отношении Белоруссии: никакой политики – просто бизнес

https://odnarodyna.org/content/kak-ebrr-na-ukraine-infrastrukturu-stroit