Карабахские уроки для Подкарпатской Руси
История, как известно, имеет свойство повторяться – один раз в виде трагедии, другой раз в виде фарса. Однако при определённом стечении обстоятельств и фарс может превратиться в трагедию.
Начало 2009 года… У лидеров русинского движения в Закарпатье и в некоторых сопредельных странах появляются эйфорические настроения по поводу близкого, по их мнению, признания Республики Подкарпатская Русь со стороны Российской Федерации уже в нынешнем году.
Если на протяжении 1990-х и в начале 2000-х годов о русинах практически никто не знал и не вспоминал, то после 2004 года (с момента «оранжевой революции» и прихода к власти в Киеве русофоба Ющенко) ситуация стала меняться. Русинский вопрос попал в фокус внимания общественности. На российских государственных телеканалах прошёл ряд сюжетов, сочувственных по отношению к русинскому народу, который в годы первой мировой войны стал жертвой геноцида, а сегодня является объектом ассимиляционных поползновений со стороны официального Киева и его идеологических союзников – радикальных галичан, которых отделяет от Закарпатья всего лишь не очень высокая горная гряда.
В 2008 году в Мукачево и других городах организуются мероприятия, в ходе одного из которых провозглашается русинская автономия. Лидеры автономии тотчас попадают под «колпак» СБУ. В декабре 2008 г. в Ростове-на-Дону проходит «русинская конференция», вселяющая в её закарпатских участников ещё более смелые надежды, хотя политические вопросы в ходе Ростовской конференции не обсуждались. Чуть позже участники конференции «Опыт и проблемы национального самоопределения русинов» (Будапешт, март 2009 года) уже обращаются к присутствовавшим депутатам законодательных собраний государств, где проживают русины, с просьбой провести парламентские слушания, посвящённые проблемам национального самоопределения русинов и предложить русинский вопрос к рассмотрению в международных организациях - ООН, Совете Европы, ОБСЕ, Межпарламентской Ассамблее Православия и др.
Дальше – больше. Появляется информация о имевших якобы место в Москве, причем на достаточно представительном уровне, встречах лидеров Республики Подкарпатская Русь (РПР). В ходе этих встреч московские собеседники русинских лидеров якобы обещали признание независимости РПР Россией, подчеркивая, правда, необходимость предпринять этот шаг совместно с Минском, а также важность «газовых вопросов». Конечно, если что-то и может представлять здесь интерес для российского топливно-энергетического комплекса, так это прежде всего закарпатский участок газовой трубы (после подписания соглашения по украинской ГТС между Киевом и Брюсселем позиционировать Россию как «великую энергетическую державу» стало сложно).
А теперь вспомним некоторые события, имевшие место более 20 лет назад... Рубеж 1987-1988 годов. Делегации из Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) Азербайджанской СССР проводят встречи на Старой площади, в кабинетах аппарата ЦК КПСС. Их цель – заручиться поддержкой союзного Центра в вопросе о передаче НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР, который будет впоследствии поставлен на сессии областного совета в Степанакерте. На руках представителей армянского населения НКАО неопровержимые, по их мнению, козыри – историко-правовая аргументация, прошения о включении в состав Армении, под которым стояли подписи практически всего взрослого населения автономии, реальные факты ущемления прав области в составе Азербайджана, насаждения чуждых ценностей (все это, вне всякого сомнения, имеет место и в Закарпатье, начиная с 1946 года – с момента включения края в состав Украинской ССР). Со стороны некоторых московских чиновников карабахцы, казалось бы, встречают понимание: мол, поднимайте вопрос, мы поддержим. Следуют туманные ссылки чуть ли не на «самого Горбачёва», который, дескать, в курсе проблемы и склонен поддержать требования армянского населения НКАО…
Дальнейшее известно: вскоре после 20 февраля 1988 года выяснилось, что горбачёвская Москва поддерживает территориальную целостность Азербайджанской ССР, а «карабахский вопрос» стал не более чем одной из разменных монет в играх группировок внутри деградировавшей высшей партийной бюрократии. В играх, которые, в конечном итоге, добили Советский Союз.
При этом заметим: наивная, казалось бы, уверенность карабахцев в том, что все вопросы могут быть решены в Москве, всё же имела под собой некоторые основания: и Армения, и Азербайджан были составной частью единого государства, территориальные и статусные перекройки внутри которого являлись, в принципе, при наличии благорасположения свыше, делом вполне реальным1.
С той поры прошло достаточно много времени. Убеждённость закарпатцев в том, что и сейчас, спустя 18 лет после кончины СССР и появления независимой Украины, можно решить вопросы такого уровня посредством челобитных в Москве, объяснима лишь недостатком общего кругозора и типом мышления, свойственным глубоким провинциалам. Обещания отдельных российских депутатов, политиков ни в коем случае не служат гарантией осуществления смелых мечтаний русинских лидеров. Наивная вера в то, что судьбу Закарпатья будут решать сами закарпатцы, особенно если они громко заявят о себе и привлекут всеобщее внимание, – из этой же серии.
Встанут ли русинские активисты на путь, который может привести не только к полному разгрому национального движения русин и окончательной потере ими своей прекрасной родины, но и к масштабным геополитическим сдвигам в Европе?
Достаточно посмотреть на карту, чтобы убедиться: материальной помощи русинам ждать неоткуда; приграничного этнически родственного аналога тому, чем является Армения для Нагорного Карабаха, у них нет, и в этой ситуации надежды «обойтись без крови» (или надежды на привлечение общественного внимания к «жертвам нацистского режима Ющенко»?) выглядят опасной авантюрой. Россия, не вполне уверенная в окончательности собственного признания Абхазии и Южной Осетии и пусть вяло, но подталкивающая Приднестровье2 к Молдавии, в случае начала украинскими властями массовых репрессий против русинов Закарпатья, скорее всего, ограничится дежурной нотой МИД и не более того. Европе русинов представят агентами «русского империализма»; и здесь как раз потребуется срочно ввести в Закарпатье натовский «миротворческий контингент», начав интервенцию на территорию Украины. Ключевыми объектами интервенции станут важнейшие объекты украинской ГТС. А обострение русинского вопроса даст «евро-атлантическому сообществу» повод для активных действий в направлении вожделенного «расширения» на восток…
Сейчас крайне важно, чтобы радикально настроенные русинские лидеры удержались от непродуманных действий, влекущих непредсказуемые последствия.
Нетерпение русинских активистов, считающих ющенковскую Украину «больным человеком Европы» и стремящихся не упустить своё в случае её распада (движения к федерации, конфедерации…), вполне понятно. Однако если это и произойдёт, то не сегодня и не завтра. Поэтому так важно сконцентрироваться сейчас на собирании сил, на формировании единой этнокультурной русинской субъектности в Закарпатском крае с его спецификой (неоднозначная национальная самоидентификация населения, религиозная разнородность, работа Киева на «русинском поле» и т.д.), на культурно-просветительской работе общественных организаций, отстаивающих гражданские и культурные права русинов. Только такая работа и может создать предпосылки для политической консолидации русинов Закарпатья.
Радикализм в духе лозунгов «независимости Подкарпатской Руси» ведёт сегодня в никуда. Чем сильнее необоснованные надежды, тем глубже будет разочарование.
__________________
1 Вспомним хотя бы национально-территориальное размежевание в Средней Азии, передачу Крыма в состав Украинской ССР или имевшиеся на рубеже 20 – 30-х годов планы территориального укрупнения Украинской ССР и Белорусской ССР за счет РСФСР.
2 С его государственными структурами и мощным промышленным потенциалам, в отличие от аграрного Закарпатья с двумя его не самыми крупными городами.