Китай и Украина: Киев ворует, Пекин играет долгие партии
Следя за украинскими событиями, всегда невольно вспоминаешь известную песенку «Остров невезения». Умудрившись заблудиться в двух соснах евразийской и евроатлантической интеграции, Киеву удалось при этом еще и удариться лбом о третью – китайскую. Казалось бы, Поднебесная с быстро растущей экономикой, масштабным производством, значительными финансовыми ресурсами, интересами по всему миру и отсутствием привычки вмешиваться во внутреннюю политику других государств могла бы стать для Украины той палочкой-выручалочкой, которая на фоне растущей изоляции вытянет страну из болота. Но что бы ни делал украинский режим, «не идут дела».
Приключения зерна с Украины
Отношения Украины и Китая начали активно развиваться приблизительно с 2009 г., когда, оказавшись без кредитных ресурсов и благодаря «талантливому» управлению экономикой тогдашним премьером Ю.Тимошенко, страна потеряла 15% ВВП. В период правления Ющенко товарооборот Украины с Китаем ежегодно рос на 36%. Тенденция продолжилась и при В.Януковиче, когда к торговле добавились и инвестиционные проекты.
Если вспомнить период перед государственным переворотом, значительную долю в украинском медийном пространстве занимали такие амбициозные «китайские» проекты, как строительство скоростной дороги из Киева в Борисполь, окружной дороги вокруг столицы, реконструкция аэропорта «Борисполь», аренда сельхозземель, кредитные линии на реформирование энергетики и сельского хозяйства. Как почти всегда случается на Украине, львиная доля прожектов так и осталась на бумаге.
Реально заработал лишь кредит в 1,5 млрд. долл., выданный Государственной продовольственно-зерновой корпорации Украины (ГПЗКУ). В рамках контракта украинская корпорация обязалась поставить Китаю 5,16 млн. т зерновых. Практически с первых же дней сотрудничества начались скандалы из-за невыполнения Киевом своих обязательств. Как отметил в 2014 г. Г.Москаль, заместитель главы комитета Верховной рады по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией, «вопреки договоренностям, Китаю было продано зерна на сумму только 153 млн. долл. При этом в обход договоренностей с Китаем, но на китайские деньги ГПЗКУ поставила в Эфиопию зерновые на 28 млн. долл., в Монако – на 14 млн. долл., в Саудовскую Аравию – на 7 млн. долл., Иран – на 24 млн. долл., Кению – на 11 млн. долл., на Филлипины – на 1,5 млн. долл., в Швейцарию – на 61,9 млн. долл., в Египет – на 26,3 млн. долл. и сирийским повстанцам – на 325 тыс. долл.».
Мало что изменилось и после государственного переворота. Как заявлено в письме Китайской национальной корпорации машинной индустрии и генподрядов в адрес экс-премьера А.Яценюка, «в 2013 году при законтрактованных 4 млн. тонн в Китай фактически было поставлено 530 тыс. тонн. В 2014 году — 1,48 млн. т при контракте на 4,25 млн. тонн. За первое полугодие 2015 года — 770 тыс. тонн при контракте 5,17 млн. тонн. Таким образом, фактический объем поставок не превышает 21% от законтрактованного». Киев откровенно врет. Например, руководитель ГПЗКУ отчитался, что за 2015 год госкорпорация поставила через CCEC 1,5 млн. т зерна, что на 16% больше по сравнению с 2014 годом, а в 2016 г. украинская сторона якобы уже экспортировала в КНР свыше 660 тыс. т зерна. А по данным китайской стороны, поставки по состоянию на август 2016 г. составили всего 0,47 млн. тонн, хотя минимальный объем зерна в 2016 году должен составить 5,17 млн. тонн».
Фактически присвоив китайские средства, Украина начала свою любимую игру по пересмотру «невыгодного» контракта. Как заявил новый глава ГПЗКУ А.Григорович, «мы обсуждаем вопрос понижения кредитной ставки. Можете себе представить, что, когда подписывался контракт, цены на кукурузу были практически в два раза выше. А цена LIBOR на тот период составляла 0,51%. На сегодняшний день цена на кукурузу в два раза меньше, а LIBOR почти в 2,5 раза выше – 1,31%. Плюс добавьте 4,5% и у нас получается 5,8% по кредиту. Министр на переговорах с китайцами прямо сказал: мы летом получили от МВФ кредит и его стоимость – 2,6%».
Нацаревать и сбежать
Причина сложившейся ситуации весьма банальна: денег нет. Расплатиться с китайцами ГПЗКУ не может, предлагая взамен осуществить приватизацию госкомпании. Китай в принципе готов хотя бы таким образом спасти средства, вложенные в украинскую коррупционную прорву.
А то, что творилось вокруг ГПЗКУ, по масштабам коррупции и воровства удивительно даже для Украины. По фактам, связанными с ОАО «ГПЗКУ», сегодня расследуются почти 200 уголовных дел.
В условиях, когда вороватый украинский режим кредитовать не хочет даже МВФ, 1,5 млрд. долл. – исключительно «вкусный актив», за который развернулась настоящая война заинтересованных экономических игроков. Не исключено, что невыполнение контракта со стороны ГПЗКУ, которое курирует Минагрополитики Украины, имеет целью заменить компанию, которая будет пользоваться бонусами кредита. В частности, интерес к ней проявлял А.Яценюк. В прессу просочилась переписка экс-премьера с американским сенатором Р.Дурбиным, который требовал оставить на посту министра сельского хозяйства А.Павленко.
Другим заинтересованным лицом называют члена «Самопомощи» И.Мирошниченко, экс-советника бывшего министра АПК Н. Присяжнюка, который имеет тесные связи и с Павленко, и с экс-руководителем ГПЗКУ В.Томиленко. И Томиленко, и Мирошниченко длительное время работали в американских компаниях Glencore и Cargill. То есть налицо и явная попытка США перехватить управление китайскими инвестициями.
Что любопытно, несмотря на кадровую чехарду в руководстве компанией, наблюдается некий компромисс между группами влияния. Томиленко на посту сменил связанный с Павленко Ю.Приходько, который после прихода на пост связанного с Игорем Кононенко из БПП Григоровича остался в ГПЗКУ советником. Плохо лишь китайцам, которые не увидели ни зерна, ни перспектив возврата кредита.
Это далеко не первый случай коррупции, связанный с китайскими контрактами. Так, выделенные экспортно-импортным банком Китая средства на строительство «Воздушного экспресса» были размещены В.Каськивым на счетах фиктивного предприятия в банке-банкроте.
За все нужно платить
Тем не менее Китай, ведущий судебное разбирательство в Лондоне по поводу невыполнения Украиной обязательств по контракту с ГПЗКУ, с Украины уходить не спешит. Отличие китайских переговорщиков от украинских состоит, во-первых, в умении играть долгие партии, во-вторых, в государственном, а не корпоративном подходе.
Например, на фоне конфликта вокруг зернового контракта в Китае сообщили, что компания China Airspace и украинское госпредприятие «Антонов» накануне подписали договор о сотрудничестве, по которому к Китаю переходят права собственности на гигантский транспортный самолет Ан-225, включая использование чертежей и спецификаций самолета. Кроме того, в Поднебесной собираются выпустить крупнейший в мире самолет к 2019 г., а также открыть две производственные площадки в Лучжоу и Гуджанге.
Киев говорит совершенно другое. По сообщению пресс-службы «Антонова», «стороны выразили намерения в долгосрочном сотрудничестве, которое предусматривает на первом этапе построение второго модернизированного экземпляра самолета Ан-225 «Мрия» в ГП «Антонов», его поставку компании AICC и создание на втором этапе совместного серийного производства Ан-225 в Китае по лицензии ГП «Антонов». Т.е. сделку украинцам пытаются преподнести таким образом, что китайцы будут производить самолеты в Киеве.
Темнят, очевидно, обе стороны. Как считает главный конструктор Ан-225 «Мрия» А.Вовнянко, на Украине «некому уже достроить второй самолет, учитывая развал авиастроительной отрасли Украины». По мнению Романа Гусаров из «Авиа.ру», нет возможности построить «Мрию» и в Китае.
Скорее всего, речь идет о банальной продаже украинским правительством технологии и технической документации на уникальный авиалайнер через гонконгскую торговую компанию. Одновременно компания «Мотор Сич», которая является владельцем прав на двигатели «Мрии», также сообщила, что намерена совместно с китайским партнером создать в КНР завод.
Совместные наработки советских инженеров, даже если Китай никогда и не построит аналог «Мрии», могут быть использованы для развития оборонной и космической промышленности этой страны, включая программы с воздушным стартом. Самостоятельная разработка подобной машины вылилась бы для Поднебесной в десятки миллиардов долларов и многие годы работы. В качестве бонуса от сотрудничества с «Мотор Сич» Пекин получит также технологии строительства вертолетных двигателей.
Для Украины же выигрыша никакого нет, поскольку она теряет последние уникальные советские технологии. Это, кроме черноземов, фактически последнее, что украинские коррупционеры могут еще продать.
Утраченные возможности
Если бы украинские власти интересовались не наполнением личных счетов за границей и покупкой элитной недвижимости, а развитием экономики страны, сотрудничество с Китаем могло бы обернуться совершенно по-другому и стать выгодным как для Киева, так и для Пекина. По мнению экономического эксперта А.Охрименко, «китайские кредиты могут обеспечить рост экономики Украины, поскольку деньги вкладываются в реальный бизнес, в отличие от кредитов МВФ, которые на бизнес не влияют».
Например, упомянутый кредит для ГПЗКУ предусматривал и второй транш в размере 1,5 млрд. долл., предназначенный для модернизации 53 элеваторов ГПЗКУ, включая два портовых элеватора, строительства завода по переработке сои, нескольких заводов по производству топливных гранул из зерноотходов, закупку более 2 тыс. вагонов-зерновозов, а также минеральных удобрений и пестицидов для отечественных сельхозпроизводителей.
А заключенный в декабре 2012 г. между «Нафтогазом Украины» и Банком развития Китая кредитный договор на сумму 3,65 млрд. долл. должен был пойти на строительство по китайской технологии нескольких заводов по газификации угля и на перевод нескольких ТЭЦ на водоугольное топливо. Сейчас ведутся переговоры об изменении целевого назначения кредита для перевода трех ТЭЦ в Киеве и во Львове с газа и антрацита на недефицитные марки угля. Китайцы кредитную линию продлили, но очень слабо верится, что и эти миллиарды не постигнет судьба предыдущих проектов.
Даже несмотря на разворовывание средств и недоговороспособность Киева, Пекин готов инвестировать в Украину. В марте 2015 г. Министерство регионального развития Украины сообщило, что китайская госкомпания CITIC Construction Co., Ltd готова инвестировать 15 млрд. долл. на строительство доступного жилья на Украине.
Вот только будет ли от этого польза стране при таком подходе украинских властей, которые вначале крадут кредиты, а потом, так и не выполнив обязательств, расплачиваются распродажей стратегических активов и технологий Украины?