Кому выгоден перенос даты местных выборов в Украине?
1.03.2010
Напечатать
А
А
А
Победа Виктора Януковича во втором туре президентских выборов в Украине стала как будто полной неожиданностью как для него и его команды, так и для его оппонентов. Несмотря на то, что практически все результаты предвыборных электоральных исследований предрекали победу лидера «Партии регионов», когда такой сценарий стал реальностью, выяснилось, что четкой программы относительно дальнейших действий нет ни у победителей, ни у проигравших.
Долгое молчание проигравшей стороны и весьма неубедительная позиция Юлии Тимошенко относительно судебного оспаривания результатов выборов гармонично сочеталась с непоследовательными заявлениями Виктора Януковича относительно будущего главы Правительства, формирования парламентской Коалиции и возможного роспуска Верховной Рады. Такая невнятность не могла не сказаться на судьбе приближающихся выборов в местные советы. Результатом стало рассмотрение 16 февраля на пленарном заседании вопроса о переносе сроков выборов в местные советы с 30 мая 2010 года на более позднее время. В итоге – Парламент принял решение об отмене выборов в местные советы в мае 2010, но так и не назначил дату новых выборов, что привело лишь к обострению политической борьбы, в которую активно включились региональные элиты.
Предвыборная бухгалтерия
Несмотря на победу во втором туре президентских выборов, без реальной поддержки на местах в регионах новоизбранный президент не сможет эффективно проводить свою политику, даже обладая коалиционным большинством в Верховной Раде. Текущий дефицит государственного бюджета и наличие колоссальных обязательств по выплате внешних долгов заставят будущий Кабинет министров идти на поиск в первую очередь внутренних ресурсов. Без помощи регионов ситуация в экономике страны может стать полностью неуправляемой.
Инициатива Партии регионов по проведению местных выборов осенью может сработать против нее же. И здесь, в первую очередь, следует опасаться роста активности своих оппонентов – БЮТ и НУНС, поскольку представители этих фракций выступили с аналогичными инициативами. Например, народный депутат от БЮТ Николай Томенко предлагает перенести местные выборы на 27 марта 2011 года. В свою очередь депутат от НУНС Оксана Билозир зарегистрировала проект постановления, которым предлагается перенести выборы в местные советы с 30 мая 2010 года на 26 сентября 2010 года. Еще один депутат от НУНС Юрий Кармазин внес в Верховную Раду проект постановления "О признании утратившим силу постановления Верховной Рады Украины "О назначении очередных выборов депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских председателей в 2010 году". Проект постановления от 15 февраля 2010 г. зарегистрирован под № 6070. По мнению Ю.Кармазина, по ряду обстоятельств становится невозможным проведение очередных местных выборов 30 мая 2010 г. (срок, установленный постановлением от 20 октября 2009 г. № 1648-VI) на должном уровне в соответствии с европейскими демократическими стандартами.
Не последнюю роль в процессе переноса сроков выборов может сыграть и спикер Верховной Рады Владимир Литвин, который поручил юридическому управлению и профильному комитету доработать вопрос перенесения даты проведения местных выборов. В. Литвин считает, что в случае отсрочки даты проведения местных выборов, парламенту необходимо направить решение в Конституционный суд Украины (КСУ), принять постановление о признании недействительным постановления о проведении местных выборов 30 мая 2010 г.
По мнению В.Литвина, после получения заключения КСУ, но не позже 9 июля с.г. необходимо принять законопроект о перенесении выборов, а 1 сентября текущего года необходимо принять соответствующий законопроект как закон и направить его на подпись Президенту Украины. Таким образом, выборы в местные советы могут быть перенесены на конец 2010 года.
При всей кажущейся привлекательности такого поворота событий - отсрочка выборов может негативно повлиять не только на дальнейшую судьбу четвертого президента Украины, но и на развитие страны в целом. Уже сейчас всем экспертам понятно, что нынешний состав Парламента не позволит новоизбранному президенту реализовывать свою политику в полном объеме. Любая вновь сформированная Коалиция будет принимать ситуативные решения, а значит, новый Кабинет министров не сможет работать эффективно.
В таких условиях наиболее рациональным был бы роспуск Парламента и проведение внеочередных парламентских выборов. Только монофракционное Правительство имеет шанс реализовать экономический и социальный блоки президентской программы. Любая конфигурация коалиционного Кабинета министров это сделать не позволит.
Проведение же выборов в местные советы намного позже парламентских выборов не только повлечет за собой дополнительные расходы на избирательную кампанию, но и существенно повысит риск формирования советов с большинством оппозиционных партий.
Ситуация с перенесением выборов в местные советы на осень ставит под угрозу не только выполнение предвыборных обещаний Виктора Януковича, но и делает абсолютно непредсказуемым результат самих выборов, итогом которых может стать такое положение вещей, когда избранные советы будут находиться в оппозиции к назначенным президентом губернаторам. Результатом подобного противостояния будет полный паралич власти и усиление кризисных процессов в первую очередь в экономике.
Ударим Конституционным судом по бездорожью и разгильдяйству
После принятия решения Парламентом о переносе даты выборов на основании предложения депутата НУНС Кармазина, наметившийся (судя по поданным проектам постановлений и законов) консенсус между политическими силами стал разваливаться на глазах. Логика тут вырисовывается следующая: «все, что делают наши оппоненты надо критиковать, мешая им воплощать свои идеи в реальность, даже если изначально у нас была схожая позиция». БЮТ, вместо того чтобы поддержать собственную же инициативу по переносу даты выборов, вдруг решила подать в Конституционный суд Украины (КСУ) представление о неконституционности отмены проведения местных выборов 30 мая с.г. В этом позицию БЮТ поддержала часть депутатов от фракции НУНС, чем окончательно подтвердила факт раскола НУНС.
Использование Конституционного суда в качестве арбитра в данной ситуации мало чем сможет реально помочь. Учитывая скорость рассмотрения представлений, не следует исключать возможности принятия решения КСУ в апреле, а то и в мае 2010 года. Толку от такого решения не будет ни малейшего, поскольку за месяц провести подготовительную работу и саму предвыборную кампанию – нереально. Так что это, скорее, политическая акция, чем попытка исправить ситуацию. К тому же, если учесть тот факт, что депутат от БЮТ Николай Томенко готовил проект постановления о переносе даты выборов в местные советы аж на 2011 год, то логичными и последовательными действия БЮТ назвать никак нельзя.
Еще одним итогом принятия решения о переносе выборов стал развал, казалось бы, самого прочного блока в Парламенте нынешнего созыва – Блока Литвина. На объединенном съезде партий «Сильная Украина» и «Информационная Украина» было принято решение создать Блок С.Тигипко. Одновременно с этим решением партия «Сильная Украина» (как правонаследница Трудовой партии Украины) объявила о выходе из Блока Литвина. Процесс переформатирования украинского политикума начался.
Создание Блока С.Тигипко, вопреки заявлениям некоторых депутатов Блока Литвина о некоей подготовке к формированию новой коалиции, свидетельствует о начале предвыборной кампании как в местные органы власти, так и в Парламент. Очевидно, что если Виктор Янукович не хочет повторить судьбу своего тезки Виктора Ющенко, то ему придется распускать Верховную Раду и приложить максимум усилий, чтобы Партия регионов получила большинство мест в новом Парламенте.
Перенос даты местных выборов сыграет на руку и другим политическим силам. В частности, даст возможность основательно подготовиться к выборам Арсению Яценюку, Анатолию Гриценко и Олегу Тягнибоку. Исходя из того, что на данный момент в Украине более 170 партий, не следует исключать появления на местных выборах совершенно новых игроков. И здесь многое будет зависеть оттого, пойдет ли Парламент на изменение избирательного законодательства. Но даже в случае сохранения пропорциональной системы, отсрочка момента выборов может существенно поменять расстановку сил в местных советах. Уже сейчас многие аутсайдеры 2006 года хотят взять реванш за поражение, да еще и новые игроки наверняка за четыре прошедших года появились. В результате, чем на больший срок будут перенесены местные выборы, тем менее предсказуемым будет их результат. Разве что будет принято решение о том, что внеочередные выборы в Парламент пройдут перед выборами в местные советы. В таком случае картина будет более равномерной.
Местная власть берет реванш за Политреформу?
Уже сейчас понятно, что перенос сроков выборов в местные советы непосредственно связан с планируемыми изменениями в избирательном законодательстве. Причем, что характерно, в изменениях заинтересованы абсолютно все парламентские партии, блоки и фракции за исключением разве что коммунистов (их электорат наиболее стабилен и его выбор менее всего зависит от особенностей избирательной системы). Поскольку в сложившейся ситуации ни одну политическую силу не устраивает вариант, при котором получить большинство в местных советах может непарламентская сила. Следовательно, внести изменения в закон о выборах местных советов, скорее всего, потребуют абсолютно все политические силы представленные в нынешнем составе Парламента Украины.
Очевидно, что основные вносимые изменения могут быть направлены как на определение системы избрания народных депутатов, так и на сроки проведения предвыборной кампании. Можно предположить, что идя на компромисс с местными элитами (в обмен на поддержку в ходе выборов) парламентские фракции перейдут от пропорциональной системы с закрытыми списками либо к пропорциональной системе с открытыми списками, либо к смешанной системе. Без такого компромисса, Украина может столкнуться с ситуацией жесткого системного противодействия выборам в местные советы на уровне органов местного самоуправления.
10 февраля Всеукраинская ассоциация городов распространила заявление, в котором отмечается, что мэры городов Украины готовы блокировать выборы в местные советы в мае этого года, если не вернется мажоритарный принцип их формирования (1). Игнорировать данный процесс центру не удастся. У центральной власти нет возможности противостоять скоординированному противодействию регионов.
Однако на данный момент возврат к мажоритарной системе выборов в местные советы представляется малореальным. В первую очередь потому, что ни одна политическая сила в случае мажоритарных выборов не сможет контролировать избранных депутатов даже на 70%. Именно этот фактор является основным в системе планомерного противодействия прямой избирательной системе. Все разговоры о коррупции и непрозрачности мажоритарной системы являются лишь отвлекающим маневром, который активно продвигают через контролируемые СМИ все основные политические игроки Украины. Скорее всего, будет принято решение в пользу смешанной системы.
В ситуации, когда членами всех политических партий являются не более 1% населения страны – пропорциональная избирательная система жестко закрепляет стабильность политической элиты, а системы «социального лифта» уничтожает в зародыше. Подобное положение не может сохраняться долгое время в условиях экономического кризиса. Недостаток ресурсов для стабилизации системы вызывает активное противодействие существующей власти на уровне местных элит. Попытки не считаться с ними, в условиях, когда дефицит госбюджета частично покрывается за счет средств местных бюджетов, может привести к политическому коллапсу.
Возможно, именно осознание этого факта и обуславливает фактически одновременное инициирование полярными политическим силами в Парламенте рассмотрения вопроса о переносе сроков выборов в местные советы. Безусловно, это не единственная причина, и каждая из политических партий постарается решить таким образом свои задачи, в первую очередь – задачу консолидации сил и получения доступа к ресурсам регионов в условиях кризиса центральной власти и колоссального дефицита госбюджета. Но игры со сроками местных выборов будут, скорее всего, на руку оппозиции и новым политическим силам, а значит, в нынешних реалиях будут работать на дестабилизацию положения в стране – так как значительного преимущества не будет ни у одной из партий.
________________________________________
52
Поставить лайк: 110
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/komu-vygoden-perenos-daty-mestnyh-vyborov-v-ukraine