ссылка

Кризис. Вход – выход (Про Украину – взгляд изнутри) - I

Увеличить шрифт
А
А
А

Любую революцию считаю злом, ибо во всех странах революционеры доводили народ до жалкого состояния.

Так и у нас – восемь лет феноменальный рост экономики использовался не по назначению, ибо политические и экономические «хозяева» страны оказались малопригодными для государственного обустройства.
 
С начала 2005 года понятие профессиональной пригодности в министерствах, ведомствах, органах местного самоуправления и пр. было заменено в Украине верностью «идеалам майдана».
 
В успешных странах на должности в государственные и коммерческие структуры   подбираются люди, уровень развития, опыта и знаний которых гораздо больше того, что они могут применить на конкретной должности. Это обязательно, ибо руководить –  не своими или чужими руками водить, а предвидеть! А для этого уровень специалиста должен быть высок, очень высок и разносторонен.
 
Если до 2005 года, пусть и по личным симпатиям Л.Д. Кучмы, но на должности министров, их заместителей, на другие ключевые должности общегосударственного и регионального значения подбирались профессионально пригодные люди, то ныне совершенно непонятна кадровая политика.
 
Последний пример – создание Президентом стратегической группы по налаживанию отношений с Россией. Древнеримская поговорка гласит: «Если человеку, который всю жизнь строил сараи, поручить построить храм, то он построит большой сарай». Налаживать отношения с Россией Президент поручил записным русофобам и можно себе представить, что это будет.
 
Уход с руководящих постов в Украине лиц, пусть даже не первого эшелона, но отобранных жёсткой системой, профессионалов времён СССР и приход на их место местечковых политиков в 2005 году – всё это не могло не привести внешнюю и внутреннюю политику в невменяемое состояние. Преемственность в государственном обустройстве была уничтожена за полгода «революционерами», мало что понимающими в учреждении и налаживании функций управления государством в стране.  
 
Для меня совершенно очевидно, что нынешние политические партии вместе с президентским секретариатом и правительством не дадут вектор выхода из кризиса и перспективного развития страны. Я убеждён, что только учёные могут объективно и доказательно сформулировать что, как и когда надо сделать ради развития общества.
 
Реализовать же программу выхода из кризиса могут только хорошие управленцы при постоянном мониторинге результатов их действий со стороны учёных.
 
Что было главной причиной вхождения в кризис? Перечислим.
 
Первое. Бурно развивающиеся промышленность и сфера услуг требовали много «дешевых» и «длинных» денег. В то же время непропорциональный рост доходов населения относительно роста производительности труда не давал инфляции опуститься до 5-6 процентов в год, а значит и процентной ставке по кредитам ниже 12-13 процентов. Устоявшаяся практика банков давать короткие кредиты и бюджетная одногодичная практика по финансированию государственных проектов и программ породили множество незаконченных и отложенных работ, т.е. «замороженных» капиталовложений, не принесших соответствующей отдачи. Банки, в погоне за облегчённой прибылью, прибегли к более дешевому займу средств за рубежом, сохраняя внутриукраинскую ставку по кредитам на высоком уровне. Открытый рынок дал возможность покупать импортные товары в объёме доходов населения, превышающем пропорции роста производительности труда в стране, а насыщение внутреннего рынка товарами и услугами отвлекло внимание среднего и малого бизнеса от занятий более трудоёмким экспортом. На экспорте остались только традиционные отрасли – металлургия, химия, военно-промышленный комплекс и аграрный сектор.
 
В результате, Украина покупает больше, чем продаёт, отрицательное сальдо постоянно нарастает.
 
Совсем просто – если брать в кредит валюту за рубежом для того, чтобы за эту валюту купить товары за рубежом и продать их в Украине за гривну, то для того, чтобы отдать кредиты в валюте, надо, чтобы кто-то валюту в стране зарабатывал в достаточной мере. А если покупаем больше, чем продаём, то где брать иностранную валюту и чем это кончится?
 
Вот именно. Тем, что сейчас и происходит.
 
Я не хочу говорить, что присоединение к ВТО - это хорошо или плохо. Вон Россия не в ВТО, а проблемы идентичные, хотя там внешнеторговый баланс и положительный, но явно недостаточный для насыщения экономики валютой изнутри.
 
Хотя нельзя не заметить, что Украина не успела воспользоваться позитивными качествами ВТО, но зато огребла весь негатив.
 
С 2005 года у нас постоянно ухудшается внешнеторговый баланс. И у правительства можно спросить, видело ли оно коммерческие валютные долги или занималось только государственным долгом? Похоже, что общий внешний долг Украины достигнет 75-80% от валового внутреннего продукта.  
 
Да, рыночная экономика, при всей её конкретной бесчеловечности и подлости, - лучший инициатор роста благосостояния всех в конечном итоге.
 
Но предохранительные и регулирующие механизмы должны быть в любой системе, иначе концентрация негативных составляющих в одном месте и в одно время приведёт конструкцию к самоликвидации. Как на Чернобыльской АЭС.
 
Некоторым оправданием может служить то, что становление финансовой системы в стране происходило, я бы сказал, не в расцвет, а в разгул всемирного неолиберализма. Мол, рынок сам всё отрегулирует. Но в рынке работают люди, со всеми их пороками и недостатками. Алчность показала, на что способен рынок без ограничений. Имеем кризис. В принципе, саморегулирующиеся системы существуют и в механике, и в электронике. Но работают они по принципу постоянного наблюдения за системой и возвращения отклонений к оптимальному режиму. Но, как пишет Н. Сергеева в своей статье «Приведет ли кризис к краху рыночной экономики?»: «На рынке, кроме потребителей и производителей, еще есть масса «народа», который помогает тем и другим купить или продать, но фактически со временем начинает считать себя главным участником процесса и требует за свои услуги неподъемные деньги. Эти «посредники» настоящего рынка - банкиры, страхователи, аудиторы, чиновники, не говоря уж о брокерах, риэлтерах и мудрого вида аналитиках и довели мир до кризиса» (http://fintimes.km.ru/36840/). Вот именно здесь, между производителями и потребителями, и произошло катастрофическое отклонение системы от оптимума из-за отсутствия ограничений. Со стороны государства, в первую очередь.
 
С 2005 года только Н. Азаров где-то год попытался побороться с такой негативной тенденцией и только на уровне правительства, не вмешиваясь в банковский сектор. А Национальный банк Украины откровенно проспал приближение катастрофы.
 
Второе. Понятно, что упустив в 90-х годах возможность развивать уже созданную в УССР высокотехнологичную индустрию и сектор интеллектуальных услуг по многим причинам, Украина должна была разработать и неукоснительно выполнять программу новой индустриализации с элементами постиндустриальной экономики – благо, развитие науки и высокий образовательный уровень населения позволял это делать. Сырьевые отрасли и индустрия низкого передела не могут дать ни высокой занятости, ни высокой добавленной стоимости. Самое правильное – это восполнять упущенное с помощью иностранных инвестиций. Не столько в денежном, сколько в технологическом исполнении, т.е., вместо организации ввоза необходимой населению продукции из-за рубежа надо было всеми силами способствовать созданию производств иноземной техники в Украине. Автомобили, телевизоры, стиральные машины и кухонные комбайны, пылесосы, бытовые нагреватели, утюги и прочая, и прочая, и прочая самых современных и популярных в Украине марок и моделей надо было производить здесь. Предоставить иностранным фирмам землю, коммуникации, право беспошлинного ввоза оборудования и всего необходимого для производства, ввести правило, что налоги вновь образованное предприятие начинает уплачивать только после возмещения затрат на организацию производства в Украине. И сейчас бы мы имели значительно более развитый внутренний рынок и более устойчивую гривну.
 
Жлобство! По-другому не могу назвать условия, выдвигаемые законодательно иностранным компаниям-инвесторам. На десять лет вперёд никто не смотрел и не смотрит. Деньги сейчас – было и есть главное правило всех правительств.
 
Не хочу занимать время всеми и всякими допущенными промахами, системными и конъюнктурными.   
 
Что будет главным?
 
Я глубоко убеждён, что без приведения судов в надлежащий судебной системе вид любые действия в преодолении кризиса исполняться не будут. Ведь любой районный суд Мухо-нска может отменить и решение Правительства, и Указ Президента. Но в условиях кризиса невыполнение решения Правительства должно караться как уголовное преступление. Не выноситься в суд и даже не обсуждаться – строго выполняться. Должен быть законодательно установлен перечень действий власти, оценить которые может только Конституционный суд.
 
Лишь спустя два года после майданных событий я понял, что «обізнані» оранжевые (не «свідомі» - то бестолочи, а именно «обізнані») боролись не за свободу и демократию, а за «вольности». Их не устраивало то, что «вольности», как они считали, были только у Кучмы. Добились. Нивелирование ценности судовых решений до полной их порочности – результат расползания «вольностей» по всем социальным и служебным уровням. Местечковые политики до сих пор не понимают, что свобода и демократия – это честь, достоинство и порядок для народа, а «вольности» – это беспредел для народа и «разгуляево» для властей предержащих.  
 
Так страна жить не может - должна быть проведена судебная реформа. Нравится кому это или нет, но суд – дело народное. А у нас получилось, что законодательная власть назначает власть судебную.
 
Следующее противоречие.
 
На выходе из кризиса структура экономики каждой более или менее индустриально развитой страны будет иной. Хоть сознательно, хоть спонтанно.
 
Вообще-то базовыми секторами экономики всюду считаются энергетика, транспорт, связь, продовольственный и финансовый сектор. Это мы себе сами придумали, что металлургия, химия и горнорудная промышленность являются базовыми. Большевики что первым захватывали? Почту, телеграф, вокзалы, мосты, банки и продсклады.
 
Так вот, антикризисному менеджменту уже сегодня надо внимательно изучать, что происходит в сферах, конкурентных с украинскими отраслями в иных странах мира, и вести себя соответственно с мировой конъюнктурой. Кого из отечественных производителей поддержать основательно, кому помочь, а кому и не стоит. Базовые секторы экономики должны основательно и безусловно поддерживаться.
 
По моим расчётам, предварительно, на выходе из кризиса в Украине имеют перспективу дальнейшего развития радиотехническая и радиоэлектронная отрасль, авиационная и космическая промышленность, энергетическое машиностроение, аграрный и продовольственный сектор. Важными, но не первостепенными, останутся и металлургия, химия и горнорудная промышленность. Отдельный вопрос – оборонная промышленность. На выходе из кризиса неизбежен передел рынков сбыта и доступ к ресурсам. Это понимают все и будут вооружаться. Все. Думаю, лет на пятнадцать ОПК имеет неплохую перспективу.
 
Что у меня не вызывает сомнения, так это необходимость реиндустриализации. В первую очередь – высокотехнологичной и конкурентоспособной. Пока не поздно. В конце концов, мы не столь огромная страна, чтобы Правительство не смогло дойти до каждого более или менее значимого субъекта хозяйствования.
 
Правда, всё это при грамотном и дееспособном антикризисном менеджменте.
 
А где он?
 
Мы уже говорили, что финансовый кризис создала не индустрия, а финансовый сектор. И не секрет, что нельзя сказать финансистам – сами вляпались, сами и отмывайтесь, ибо кризис захватил и индустрию, и население.
 
Финансовый сектор должен нести свою ответственность за именно им созданную деформацию прав и ответственности перед населением Украины, перед экономикой страны. К сожалению, только моральную, ибо законодательно предохранительные механизмы для финансового сектора приняты не были.
 
В условиях кризиса государство по Конституции должно защитить население от тяжелейших последствий – обнищания, голода и холода, обеспечить здравоохранение и образование, иные конституционные права.
 
Заботясь о будущем страны, государство должно сберечь и те сферы хозяйственной деятельности, которые будут востребованы и конкурентоспособны на внешних рынках к моменту выхода из глобального финансового кризиса. Банковская система должна быть законодательно трансформирована и не отделена, как сегодня, от государства. Если хотите, ныне банковская система в Украине – это суверенное государство в государстве. Власть денег без какой-либо ответственности и каких-либо обязанностей.
 
Казалось бы, ну приняли решение о запрете на досрочные снятия вкладов с депозитных счетов в банках, так выдайте предприятиям и гражданам, если их это устраивает, банковский чек с оплатой его в день окончания срока депозитного вклада. Это многих бы вывело из платёжного ступора. Но банковской системе наплевать на все иные секторы экономики.
 
Верховному Совету нужно вернуть себе право регулирования деятельности Национального банка, ибо НБУ, в действующих условиях, не справился со своими обязанностями. Ответственность его опять же только моральна.
 
Ныне запущена очередная «сказка» о том, что банковская система – это кровеносный сосуд экономики и потому неприкасаемый. Да, кровеносный сосуд, но не кроветворный орган. А если кровеносный сосуд то лопается, то тромбируется – его нужно лечить, а если лечению не поддаётся, то вырезать к чёртовой матери и заменить донорским или искусственным, благо – наука позволяет. И лекарем должен быть Верховный Совет, а не старший по палате – Нацбанк.
 
Государственные банки - Сбербанк и Укрэксимбанк - должны иметь отличный от других банков статус. Что-то типа полуторного уровня. Во-первых, эти два Госбанка должны стопроцентно гарантировать надёжность вкладов. Всех, без ограничения размера вклада. Во-вторых, государство должно поддерживать только те банки, которые входят в пул гарантирования вкладов и только в случае солидарной их рекапитализации – столько-то вкладывают хозяева, столько-то государство. В-третьих, два наших Госбанка должны получить право принудительного выкупа акций у владельцев тех коммерческих банков, которые оказались на грани банкротства и которые значимы для государства и финансовой системы – в первую очередь, для индустрии и сельского хозяйства. Все остальные банки должны плавать, как смогут, ибо спасение банков государством может происходить только за счёт наших налогов. И здесь государство должно очень бережно относиться к деньгам народа, которые получило в виде налогов от населения для защиты его интересов, прав и свобод. С которой, кстати, справляется не качественно.
 
Финансовый сектор нельзя допустить до развала, но подтирать сопли всем банкам нет причины. Если государство поддерживает финансово тот или иной банк, то это должно сопровождаться заключением юридически обязывающего договора: «государство даёт банку деньги на таких-то условиях, а банк на таких-то условиях кредитует индустрию». И очень бы не помешало, чтобы на таком договоре стояла пометка – «согласовано» соответствующего Комитета Верховного Совета.
 
А в силу того, что наши банки в патриотизме замечены не были, во всех банках не были бы лишними контролёры от Минэкономики с тем, чтобы средства государства не уходили не по назначению.
 
Желательно государству выкупить у банков проблемные кредиты и свести их все в один банк, который бы и занимался оздоровлением несостоятельных заёмщиков. Долго, т.е. столько, сколько понадобится.
 
Думаю, что избежать запрета на свободное хождение иностранной валюты в Украине не удастся. И придётся директивно жёстко привязать гривну, но уже не к доллару, а к евро. Года на три. И разрешать продажу иновалюты только для поездок за границу. Причём – свободно в установленных пределах. Такое в Китае было совсем недавно. И хорошо, кстати, работало.
 
Говорят, внутренние расчеты в валюте уйдут в тень… А они из тени в значительной мере и не выходили. Между очень состоятельными людьми долларовые расчёты всё равно проводились без афиширования. Причём часто за рубежом. А между небогатыми людьми такие долларовые расчёты минимальны и ни на чём не отразятся, т.к. доллары грузовиками не навозишься, они перестанут давить на гривну – это мы уже проходили 7-8 лет тому назад. Поэтому знакомо и страха не вызывает. Противоречит чистоте науки? А кто сказал, что сама экономическая наука чиста?
 
Банки не кредитуют реальный сектор потому, что сейчас им нет никакой выгоды кредитовать реальный сектор в гривнах. Никакие кредиты в гривнах не могут быть более выгодными, чем купить доллары и держать их до тех пор, пока гривна не обесценится, скажем, на 20 процентов за 3 месяца. Это же всё равно, что дать кредит под 80% годовых, пусть минус 25% инфляция. Всё равно – 55% гешефта. А гривна по весне всё равно будет стоить 10 американских центов. А те рискованные кредиты в гривнах, которые выдаются под сумасшедшие проценты, волей-неволей раскручивают инфляцию. А жёсткое подавление инфляции приводит к падению экспортного товаропроизводства. А мы и так продаём меньше, чем покупаем.
 
Ну и где тут чистота экономической науки?
 
Что немедля надо сделать, так это прекратить отток иностранной валюты через банки, нахватавшиеся кредитов у иностранных заёмщиков. Можно, например, выпустить государственные казначейские обязательства (ГКО) со сроком погашения в 2020 году (бонус – тема переговоров) и предложить иностранным кредиторам на выбор два варианта – или забирайте украинский банк-должник, или примите ГКО.
 
Вообще тому, что банки сотворили с народом и промышленностью, прощения нет. Но хотя бы извиниться, как говорит В. Ющенко, не словом, а делом, банки должны. Ну хотя бы превентивной выплатой процентов по депозитам. Как? Допустим, некто собрал 30 тысяч гривен и решил положить их на депозит в банк. Допустим, процент по депозиту – 18% годовых (цифры – чисто условные). Это значит, что вкладчик может получать в месяц 450 гривен процентных выплат со своего счёта в банке. Так вот пусть банки начинают «извиняться» и выплачивать эти 450 гривен не по истечении месяца, а в первый день открытия депозита и далее – каждый месяц. А народ посмотрит, банки – это кровеносная система или пиявки? Это лишь один пример «извинений», а их существует много.    
 
Надо бы разобраться и с закупкой товаров за рубежом. Если за счёт собственных средств фирмы – без ограничений, если за счёт валютных кредитов, то только по узаконенному перечню. Банк, выдавший валютный кредит любой фирме сверх этого перечня, должен мгновенно лишаться лицензии, а руководство банка – на нары.
 
Вот здесь самое место поговорить о минимизации последствий кризиса для населения. Принять как неизбежность, что по весне количество безработных в той или иной форме увеличится на 2,5 - 3 миллиона человек. Спад производства будет, предприятия закрываться будут, развернуть спрос-предложение на внутреннем рынке товара и труда за полгода не удастся. Стало быть, нужно искать минимум 4 миллиарда гривен в месяц для пособий по безработице уже с февраля. И это в условиях, когда из-за спада производства доходы бюджета уменьшатся по сравнению с 2008 годом процентов на 25-30. Поэтому разговор о поддержке банков и предприятий из средств государственного бюджета – возможен, но очень проблематичен. О повышении зарплат можно забыть года на три.
 
Надо раз в шесть сократить число государственных и муниципальных служащих и заморозить на три года все льготы, которыми они пользуются. Всех, кто достиг пенсионного возраста, но продолжает трудиться – принудительно отправить на пенсию. Мало того – предложить уйти на пенсию досрочно с полным пенсионом всем, кому осталось менее 5 лет до пенсии по возрасту. Это даст возможность сохранить рабочие места самому дееспособному возрасту в государственном управлении. Да и по силам ли тем, кому за 50, выдержать физический труд на социальных стройках? Кроме того, надо ограничить выдачу пенсии наличными до ориентировочно 7 тыс. гривен в месяц, а всё что заслужено выше – зачислять на срочный трёхлетний депозитный счёт пенсионера в Сбербанке. Я сам уже пенсионер и потому меня трудно заподозрить в субъективности высказанных предложений.
 
Я уже писал, что во время всеобщего кризиса, ситуации, когда одному щи пусты, а другому жемчуг мелок, быть не может.
 
Приёмы временной занятости населения на время кризисов известны.
 
 (Окончание следует)
 
__________________
Владимир РЫЖОВ - глава украинской оборонной корпорации "Марс", советник Леонида Кучмы, экс-президент Союза промышленников и предпринимателей Украины.
 
2683
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/krizis-vhod-vyhod-pro-ukrainu-vzglyad-iznutri-i