ссылка

Крымско-татарские вариации меджлиса

Увеличить шрифт
А
А
А

Меджлис настаивает на пролонгации т.н. Бишкекского соглашения, предусматривающего упрощённую процедуру ввоза, вывоза, транзитного перемещения и социального обеспечения депортированных лиц. Документ был подписан в октябре 1992 г. в Бишкеке представителями  Армении, Азербайджана, России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Туркмении и Украины.  По данным крымско-татарских общественников, в последние годы около 1500 крымских татар ежегодно возвращаются в Крым. Социологи утверждают, что в последующие годы количество вернувшихся в Крым татар ежегодно будет составлять 2 000 – 5 000 человек в год (1).

Комитет Верховной Рады Украины по правам человека и межнациональным отношениям заявил о необходимости окончательного принятия проекта закона Украины "О восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку", принятого в 2012 году в первом чтении. Кроме этого, парламентский комитет попросил президента Украины Виктора Януковича вынести проблемы репатриантов на рассмотрение Совета национальной безопасности и обороны Украины, а также вступить в системный диалог с крымско-татарским курултаем и меджлисом (2). Киев ратифицировал Бишкекское соглашение в 1993 г., благодаря чему в Крым вернулись 90 000 репатриантов из Узбекистана. Избиравшийся на второй срок Леонид Кучма был заинтересован в этом, и Киев заключил с Ташкентом двустороннее соглашение о решении вопросов предоставления гражданства репатриантам.

Не отрицая право репатриантов на помощь в обустройстве на родине, укажем на ряд особенностей, присущих исключительно крымско-татарскому меджлису.

Во-первых, только крымско-татарские лидеры стараются придать проблеме прав депортированных народов международное звучание, зазывая в качестве третейских судей то ЕС, то США, то Турцию.

Но, кроме крымских татар, в годы Великой Отечественной войны из Крыма были депортированы также немцы, болгары, греки, армяне. Фашистская Германия и Болгария были союзниками, поэтому выселение немцев и болгар было частично оправдано (США и Канада, находясь в состоянии войны с Японией, тоже выселяли своих граждан японского происхождения). Греков и армян депортировали, как говорится, «на всякий случай». Но ни крымские немцы, ни болгары, ни армяне, ни греки не превращают вопрос о депортации в повод для бесконечных склок и международных скандалов и не политизируют его.

Во-вторых, из всех депортированных народов только крымские татары требуют для себя квоты при распределении официальных постов в МВД, СБУ, прокуратуре, судах и органах административной власти. Больше никто не призывает раздавать портфели  по этническому признаку.

На довод, что крымские татары имеют право на определённый процент должностей как коренной народ полуострова возразим, что  коренным народом они не являются. Крым был захвачен Золотой Ордой, от которой потом отделилось Крымское ханство, а сам полуостров, будучи до этого жемчужиной Православия (здесь в Херсонесе крестился св. Владимир), подвергся исламизации.

В-третьих, проблему прав депортированных не решить без конструктивного диалога крымско-татарской общественности с властью и взаимных уступок, но меджлис намеренно не идёт на это. Например, правительственная инициатива по проведению Международного форума народов Крыма отклика у меджлиса не нашла. И формат не такой, и правовой статус не тот, и участники не те, и неизвестно, пригласят ли к участию Турцию (куда без неё!) (1). В общем, плохому танцору всегда туфли жмут.

В-четвёртых, меджлис ведёт себя двулично: депортацию крымских татар за массовое сотрудничество с гитлеровцами называет геноцидом, но не соглашается признавать вину крымско-татарских батальонов вермахта за казни греческого населения полуострова. Ведь у греков была своя Хатынь - село Лаки, чьё население было уничтожено крымско-татарскими коллаборационистами.

И, наконец, в-пятых, что даст крымским татарам пролонгация Бишкекского соглашения? На практике почти ничего. Наделять особым статусом  крымских татар нет необходимости, т.к. большинство из них уже вернулись в Крым (численность крымских татар на полуострове – 260 000, за его пределами – 30 000, хотя меджлис называет цифру 100 000). Те, кто хотел, за 25 лет репатриационного процесса уже вернулись. Отказались репатриироваться смешанные семьи и те, кто успешно обустроился вдали от родины.

Искусственное затягивание процесса служит политико-идеологическим целям: навечно закрепить за крымскими татарами «звание» депортированных. Тогда легче разговаривать с властью, чего и добивается меджлис, а рядовым крымским татарам это ни к чему. Намеренное придание теме репатриации хронического характера вносит раскол в крымское общество, разделяя его на тех, кому вечно должны, и тех, кто вечно должен (3). Это – прямой путь к социальной дестабилизации и расслоению общества, не говоря о психологических нюансах пребывания в искусственном состоянии вечно затравленного и вечно неудовлетворённого народа. Сравните с Польшей, где самоистязание и исторический мазохизм с оскалом в сторону России – национальный «вид спорта», наложивший заметный отпечаток на польский характер. 

Напряжение между меджлисом и Киевом пытается в своих интересах использовать украинская оппозиция («Удар», «Батькивщина»), примеряя на себя роль адвоката крымских татар перед центральными властями. Это временный тактический «союз сердец», направленный против Партии регионов, с опорой на страны Запада, заинтересованные в управляемой дефрагментации украинского государственно-правового поля, дабы иметь рычаги воздействия на Киев и не допустить его политико-экономического сближения с Москвой.  

На роль этнической «мины» замедленного действия меджлис и его зарубежные спонсоры «назначили» рядовых крымских татар. Вздумай Украина всерьёз и по полной программе интегрироваться в российско-белорусский союз, Запад сделает ставку на крымско-татарский сепаратизм и затруднит Киеву свободное внешнеполитическое маневрирование. Поэтому загодя крымско-татарский вопрос в том формате, в котором его подаёт меджлис, не имеет бесконфликтного разрешения. Не для того его так долго и нудно наполняли деструктивными смыслами, чтобы враз отказаться от этой порочной практики. Бередить старые раны и делать их незаживающими – такова тактика меджлиса, стоящего глухой стеной между центральными властями и крымско-татарским народом. Только страдает от этого не в последнюю очередь сам же народ.

  1. http://krymtatar.in.ua/index/article/id/790
  2. http://crimea24.info/2013/04/29/yanukovicha-prizvali-ne-zakryvat-glaza-na-problemy-krymskikh-tatar/
  3. http://qha.com.ua/politologi-deportirovannim-krimskim-tataram-ne-nujen-…

 

 

42
Поставить лайк: 89
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/krymsko-tatarskie-variacii-medzhlisa