Ю.Тимошенко, кроме активных метаний между традиционными для Украины внешнеполитическими центрами и внешнеэкономическими партнерами (Россия, США, ЕС), активизировала деловые связи на пока что еще экзотическом для Украины направлении – ливийском. Сложно утверждать, что Ливия по товарообороту или экспорту является ключевым для Украины государством. За период с января по июнь 2009 года экспорт составил 73,5 млн. долл. (прирост по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года – 76%). В 2008 году сумма экспорта украинских товаров и услуг в эту страну составила почти 125 млн. долл. (1), а в 2007 – 180 млн. долл. (1) Для сравнения: этот показатель минимум в 2 раза проигрывает объемам экспорта Украины в почти любую из стран СНГ (исключая Кыргызстан и Туркмению).
В целом украино-ливийское сотрудничество имеет давние корни, хотя и было несколько сомнительным с точки зрения выполнения обещаний украинской стороной. Еще в ноябре 2005 года Ливия заказала бизнес-вариант самолета Ан-74ТК-300. Однако в дальнейшем появились неопределенности с его собственником, и по решению суда приемо-сдаточные испытания в 2009 г. были приостановлены (3).
В марте 2009 года Министр транспорта и связи И.Винский заявил, что министерство согласилось на передачу этого самолета Ливии. Премьер-министр Ю.Тимошенко во время своего визита в Триполи в мае 2009 года (от этой даты, собственно говоря, и можно отсчитывать активизацию политики премьера на ливийском направлении) сказала, что привезла этот самолет Ливии как «царский подарок». Подарок этот, правда, был оплачен получателем(4). На той же встрече в Триполи был подписан ряд соглашений по сотрудничеству в военно-технической сфере, в областях использования атомной энергии в мирных целях, сотрудничества в сфере высшего образования (5). Помимо этого, среди наиболее важных тем обсуждались вопросы сотрудничества в сфере авиастроения, газо- и нефтепоставок, перспективы взаимодействия в сельском хозяйстве.
Для Ливии один из ключевых вопросов это, безусловно, проблема обеспечения страны продовольствием, поскольку львиная его часть завозится извне. На майской встрече в Триполи глава правительства заявила, что Украина готова предоставить Ливии 100 тыс. га (проект «Сто тысяч гектаров») земли для выращивания зерна, а также элеваторы для его хранения. Во время ответного визита ливийской делегации в Киев в июле 2009 года министр АПК Украины Ю.Мельник на Четвертом совместном заседании украино-ливийской комиссии по сотрудничеству отметил, что не исключает возможности предоставления дополнительно еще 40 тыс. га (6). Кроме того, было заявлено, что Украина предложит Ливии программу, согласно которой та сможет получать ежегодно 4 млн.тонн зерна. Украина уже увеличила поставки зерна в Ливию: по данным Ю.Мельника, если за весь 2008 год экспорт зерна в Ливию составил 270 тыс. тонн, то за пять месяцев 2009 года в Ливию поставлено уже 250 тыс. тонн зерна. (7)
Другое принципиальное направление (по всей видимости, ради которого во многом и затевалась вся кампания) – сотрудничество в сфере энергоресурсов. Ливия по доказанным запасам легкой малосернистой нефти (5,1 млрд. тонн) занимает первое место в Африке и пятое среди стран — членов ОПЕК (после Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ и Ирака) (8). Кроме того, Ливия также располагает значительными запасами природного газа. При этом территория страны считается недостаточно разведанной. Подтверждённые запасы газа в Ливии составляют около 1,1-1,3 трлн. куб. м. По мнению экспертов, применение новых методов геологоразведки позволит увеличить разведанные запасы газа до более чем 2 трлн. куб. м (9).
В расчете на получение в той или иной форме доступа к этим ресурсам Ю.Тимошенко во время майского визита предложила Триполи построить в Украине нефтеперерабатывающий завод (мощностью до 10 млн. тонн нефти в год) и сеть автозаправок, а также поучаствовать в приватизации Одесского припортового завода.
Причем, в качестве основной причины подобных предложений выдвинуто то, что «мы на 100% зависим от одного поставщика. Надо демонополизировать внутренний рынок». В ответ ливийцы заявили о готовности предоставить Украине возможность добычи нефти на своей территории. Впрочем, эксперты сомневаются в том, что проекты в энергетической сфере окажутся успешными. По словам аналитика ИК «Файнэншл Бридж» Д.Александрова, даже существующие в Украине нефтеперерабатывающие заводы загружены в лучшем случае на 25%, что делает сомнительным целесообразность строительства новых.
Однако если вопрос сотрудничества в сфере переработки нефти еще может быть дискуссионным (в силу чрезвычайной заинтересованности ливийцев в украинском зерне), то газовые проекты в связи с отсутствием трубопроводного сообщения между странами ограничены лишь возможным сотрудничеством на основе сжиженного природного газа, что в свою очередь потребует дополнительных затрат (10). Вполне вероятно, что со временем появится тема и приснопамятного нефтепровода «Одесса-Броды», и ливийская нефть будет позиционироваться как спасение этого нефтепровода для запуска его в аверсном режиме, т.е. из Одессы в Броды.
Не исключено, что развитие темы «диверсификации поставок энергоресурсов» в Украину (посредством привлечения Ливии) и участия ливийских компаний в приватизации Одесского припортового завода, о заинтересованности в котором российские компании заявляли не раз, рассчитано преимущественно на то, чтобы получить сомнительные рычаги давления на позицию России по некоторым газовым вопросам. Это предполагается сделать путем выдачи неформальных обещаний в политической протекции во время приватизационного аукциона.
Тем более что правительство Ю.Тимошенко показательно демонстрирует готовность работать по критике, озвученной Д.Медведевым в Обращении от 11 августа сего года. Ровно через месяц, 11 сентября 2009 г., министр экономики Украины Б.Данилишин заявил, что после заявления президента России о том, что в Украине нарушаются имущественные права российских инвесторов, Минэкономики Украины сделал запрос российской стороне с просьбой предоставить более детальную информацию по имеющимся фактам и по предоставленным данным планирует решить все проблемные вопросы в конце 2009 - начале 2010 года (11).
Нельзя не отметить и еще два направления украино-ливийских экономических связей, по которым уже удалось достичь определенных успехов: военно-техническое сотрудничество и реализации самолетов серии «Ан». Интересно, что оба эти проекта имеют определенное отношение к России и украино-российскому сотрудничеству. В случае военно-технического сотрудничества, несмотря на определенную конкуренцию между Украиной и Россией за новые рынки, Ливия все еще находится на своеобразном перепутье, решая у кого ей лучше закупать оружие: у западных стран или Украины, Белоруссии и России. И в данном случае Украина и Россия могли бы объединить свои усилия в завоевании весьма и весьма перспективного нового рынка. Тем более что, по заявлениям экспертов, ливийский рынок оружия, после снятия с этой страны санкций, весьма перспективный (12).
След украино-российского сотрудничества просматривается и в планах украинского правительства в сфере продажи самолетов серии «Ан» в Африку при посредничестве Ливии. По словам Ю.Тимошенко, среди планов Украины на этом направлении - поставка 400-500 самолетов на Африканский континент (13). Несмотря на то, что в качестве стратегического в таких поставках определен самолет Ан-38, готовящийся совместный Ан-70 также мог бы быть интересен на этом рынке, что наполнило бы этот элемент украино-российского сотрудничества дополнительными смыслами и содержанием.
Говоря в целом по развитию экономического сотрудничества между Украиной и Ливией, можно только приветствовать инициативы по поиску Украиной новых рынков и установлению новых экономических связей. Правда, вызывает опасения, не формируется ли эта внешняя стратегия лишь с целью осуществлять определенное давление на Российскую Федерацию, а не для реального развития внешнеэкономических отношений.
Очевидно то, что даже в сфере украино-ливийских отношений, позиции Украины были бы сильнее и эффективнее, если бы параллельно был взят четкий курс на восстановление научно-технического сотрудничества между Украиной и Россией, что позволило бы значительно повысить конкурентоспособность товаров наших стран на внешних рынках, а также объективно улучшить межгосударственные отношения.
______________________________