ссылка

Михаил Щепкин – великий актёр и великий человек

Увеличить шрифт
А
А
А

17 ноября (6 по старому стилю) родился выдающийся актёр, один из ярких представителей  театральной культуры XIX века Михаил Щепкин

Надпись на надгробном памятнике артисту гласит: «Артисту и человеку». За свою актёрскую карьеру он сыграл до 600 ролей. Не имея специального образования, он создал сам себя как актёра и развивал сценическое творчество как созидающее, а не подражательное искусство.

Он был настоящим актёром-универсалом. Начинал с комических ролей, заслужил славу истинного комического артиста, но позднее его актёрское дарование раскрылось во всей красе. Щепкин блестяще играл трагические, драматические роли, пел, как, например, в опере «Водовоз», танцевал, как заправский танцор, мастерски выступал в женских образах…

Его судьба поистине уникальна. Крепостной дворовой мальчик вырос до величайшего артиста и реформатора театра.

«Я родился в Курской губернии Обоянского уезда в селе Красном, что на речке Пенке, в 1788 году ноября 6 числа» (сейчас  это Белгородская область). Так написано в «записках актёра». На самом деле эту первую фразу в его автобиографии написал сам Пушкин, который восхищался игрой Щепкина. Он был дружен с цветом интеллигенции того времени – Н.В. Гоголем, А.И. Герценом, В.Г. Белинским, профессором Т.Н. Грановским…

Щепкин появился в Москве после двадцати лет стажа провинциального актёра. Его первыми театральными подмостками стала сцена театра графа Волькенштейна (у которого семья мальчика была в крепостной зависимости). Учиться грамоте он начал у ключника, потом у священника. В графском доме выполнял работу официанта.

Граф благоволил способному крепостному мальчишке. Он позволил ему учиться в народном училище г. Суджи, Курском губернском училище (там юный Михаил стал первым учеником!). После успешной учебы Щепкин попал в труппу театра братьев Барсовых (Курск). Позже он играл в постановках харьковской труппы Штейна, которая считалась наиболее профессиональной в округе. Молодой актёр отличался удивительной работоспособностью, проникновением в разноплановые роли.

Также в его актёрской карьере был Полтавский театр, возглавляемый И. П. Котляревским. В своих пьесах Котляревский специально написал роли для актера Михаила Щепкина.

Он играл ярко, темпераментно, правдиво! Увидев его талантливую игру, писатель Загоскин, бывший помощником директора императорских театров, сообщил об актёре управляющему театрами Москвы графу Ф. Кокошкину. Тот, уже будучи наслышанным об уникальном провинциальном даровании, потребовал: «Не упусти сокола и вези скорее в Москву».

В 1822 году Щепкина блестяще дебютировал на сцене московского театра (позже – Малый театр). С этим храмом Мельпомены была связана вся последующая деятельность актера.

В истории театральной культуры Михаил Щепкин остался, прежде всего, своим талантливым воплощением образов русской классической комедии. Он стал участником постановок пьес Гоголя, Грибоедова, Пушкина, Сухово-Кобылина, Островского, Тургенева. Кроме того, он делал всё возможное для снятия с постановок цензурных запретов.

Особо были отмечены исполненные им роли Фамусова (Щепкин в «Горе от ума» был первым исполнителем роли) и  Городничего в «Ревизоре».

Он блистал на московской сцене три десятилетия (1825-1855). Неподражаемый талант Щепкина, самобытная передача самых сложных характеров, игра без малейшей фальши действовали на зрителей магически. Белинский признавал его игру гениальной.

Сцена действовала на актера исцеляюще. Порой он выходил на театральные подмостки совершенно больной и сходил со сцены здоровым. Также благотворно Щепкин действовал на московскую труппу, которая на пике совершенства переживала тот благоприятный период.

По выражению С. Т. Аксакова, «жить для Щепкина – значило играть в театре; играть – значило жить».

Также Щепкин прославился, как непревзойденный рассказчик – он мастерски читал произведения на литературных вечерах. В его живых юмористических выступлениях писатели находили сюжеты и героев своих произведений.

В великом служении сцене он был добросовестен и работоспособен. По воспоминаниям, за сорок лет работы в Малом театре М.С. Щепкин ни разу не пропустил и не опоздал на репетицию, не играл роль, даже уже известную ему, не прочитав текста накануне вечером…

Обладая полной, круглой фигурой, он обучался пластичности и выразительности движений. Отличаясь по приезде в Москву южнорусским выговором, он переучился и поставил свою речь так, чтобы соответствовать запросам взыскательного общества.

Щепкин по праву относится к основоположникам реалистического театрального искусства. Его заповеди легли в основу известной системы Станиславского. Заветам Щепкина следовали его ученики, а Малый театр и ныне называют «Дом Щепкина».

В те годы игра актёров в столичном театре традиционно отличалась пафосом, претенциозностью, реплики звучали в едином  возвышенном духе. Актёрское искусство в провинции сводилось больше к скоморошеству.

Щепкин стал зачинателем новой актёрской техники. Его игра отличалась жизненностью, речь звучала естественно, роли строились на смелых, неожиданных контрастах. По словам Герцена, «он создал правду на русской сцене».

В своих учениках (среди которых были известные актеры Шуберт, Самарин, Федотова, Шумский) Михаил Щепкин воспитывал добросовестное, трепетное отношение к работе над образом. Актёр, по выражению Щепкина, должен вникать в «душу роли», влезать «в кожу действующего лица...». Тем самым он ставил высокую планку перед коллегами, подчеркивая, что актёрство есть серьёзное ремесло, которое может повлиять на зрителей, оказать благотворное действие на их душу.

«Театр для актёра – храм. Это его святилище. Твоя жизнь, твоя честь, всё принадлежит бесповоротно сцене, которой ты отдал себя. Твоя судьба зависит от этих подмостков. Относись с уважением к этому храму и заставь уважать его других. Священнодействуй или убирайся вон».

В жизни вне сцены артиста отличали доброта, ум и прямодушие. Так говорили те, кто лично знал великого Щепкина. Современники ценили доброту и дружелюбность этого неординарного человека.

…Со своей спутницей жизни, Еленой Дмитриевной, он счастливо прожил 47 лет. По происхождению она была турчанка, которую ребёнком русские солдаты нашли в 1791 году при  взятии крепости Анапа. Военные забрали девочку с собой, крестили. Командир, генерал Чаликов, оставил ее у себя и воспитывал, пока она не выросла.

Молодая турчанка так полюбила Михаила, что, будучи вольной, она без сомнений вышла замуж за крепостного, и с заключением брака тоже стала крепостной.

Это было страшно и трагично. Щепкин был уже известным артистом, получал за гастроли немалые по тем временам деньги, но их семью, потомков (среди которых  оказались учёные, артисты, писатели) могли запросто продать, обменять, оценивать с позиций, какую они приносят выгоду и доход…

Публика хотела выкупить его в виде бенефисного подарка. Однако «хозяева» запросили 8 тысяч рублей, собранных средств не хватило. Недостающую сумму внёс князь Репнин, и … стал новым владельцем семейства Щепкиных.

Только тремя годами позже был организован новый сбор средств. 33-летнему Михаилу Щепкину удалось освободиться от крепостной зависимости.

Очевидно, после пережитого его доброе сердце было преисполнено любви и благодарности к людям. Его не могли оставить равнодушными страдания постаревших актеров, мыкающейся в нужде молодёжи, лишения его друзей и земляков. Когда у актера появился двухэтажный дом в Москве, там нашли приют многие из его коллег, их родственники, испытывавшие нужду, кому некуда было податься.

Украинский литератор Максимович вспоминал: «Это дивно-милый человек, который и на закате дней своих светит и согревает, как солнце утром».

Он стал другом и много помогал своему земляку Тарасу Шевченко, к которому относился, как к сыну. В Шевченко актёр сразу распознал большой талант и познакомил со стихами молодого поэта творческую интеллигенцию Москвы.

Шевченко, оставивший портрет Щепкина, писал: «Какая свежая поэтическая натура. Великий артист и великий человек. И с гордостью говорю: самый нежный, самый искренний мой друг…»

Последние годы жизни Михаила Семёновича оказались тяжкими. Ушли из жизни его друзья, соратники. Не стало Шевченко, его нежно любимой жены…

В своей последней в жизни поездке в Крым он надеялся встретиться с императрицей, которая была на отдыхе в Ливадии, обсудить финансовые вопросы школы актёров, сложное положение начинающих коллег… Увы, было не суждено.

Сейчас, по истечении двух веков, можно констатировать: принципы, заложенные Щепкиным в театре, были верны. А жизнь великого актёра была примером служения сцене, доброты и человечности. 

Фото: Михаил Щепкин, художник – Тарас Шевченко, 1858 год

197
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору

Читайте также

Преступление и наказание: дух самураев в лагерях УССР

Эпохальное рукопожатие: «Восток встречается с Западом»

Приближая Победу: «Создать невыносимые условия для германских интервентов»

Андрей Иванов: «С Освободительным походом Красной армии пришло спасение нашего генофонда»

Апостол печатного слова Иван Фёдоров и его «Апостол»

24 мая – день в нашей истории

Почему «День воли» белорусских «змагаров» – не более чем выдумка

Даниил Апостол и его «Решительные пункты»

Самоубийственная политика Польши и восстание Наливайко

https://odnarodyna.org/content/mihail-shchepkin-velikiy-aktyor-i-velikiy-chelovek