«Морская болезнь» нации – от бразильских амбиций до концепции секонд-хенда
Симптомы кинетоза, или морской болезни, хорошо известны: тошнота и укачивание от монотонных колебаний, сбой вестибулярного аппарата. Аппарат этот у украинцев здорово сбился в последнее время, отчего их заносит и укачивает.
Такое происходит не только в отношении НАТО, русского языка или мультфильма «Маша и медведь». Сегодня нацию укачало именно море. Пока Азовское.
Перенос эскалации украинско-российского противостояния в Азовско-Черноморский бассейн сопровождается мощной информационной поддержкой и некими практическими мероприятиями, именуемыми «возрождением украинского флота». Как хорошо известно, армию Порошенко уже провозгласил лучшей армией Европы. Теперь он взялся за создание лучшего европейского флота. Помогли ему американцы, предоставившие по сходной цене два устаревших катера морской охраны, а сам Порошенко обрадовал нацию автомобильной переброской в Бердянск катера «Гюрза», спуском на воду катера проекта 58503 «Кентавр» и небывалой военно-морской лихорадкой, вершиной которой стал эпохальный «буксиро-спасательный» переход из Одессы в Мариуполь.
За два месяца в 198-м учебном центре ВМСУ в Николаеве открыли учебный полигон по тренировке живучести, Николаевский судостроительный завод начал ремонт единственного десантного катера украинского флота U763 «Сватово» и ракетного катера «Прилуки», на котором изучается возможность замены силовой установки на новый двигатель и перевооружения на новый комплекс «Нептун», благополучно испытанный под контролем Турчинова.
Далее история возрождения флота зеркально повторила историю возрождения бронетанковой мощи, когда украинские заводы стали штамповать десятки опытных образцов броневиков и модернизированных танков, но они так и оставались образцами или единственными выставочными экземплярами.
Построить корабль для выставки – дело дорогое, потому придворные корабелы Порошенко создают их в виртуальном мире или в виде макетов – красивые такие модельки, но без моторчиков, даже в ванной не попускать. И вот заявлено, что вскоре ВМСУ получат ракетные катера проекта «Лань» (копия построенного в Николаеве вьетнамского артиллерийского катера проекта ТТ400ТР).
На выставке вооружений Aerospace and Defence 2018 в Цване (ЮАР) украинская делегация продемонстрировала модель корабля морской охраны проекта 58160 «Коралл», николаевского Исследовательско-проектного центра кораблестроения (ИПЦК). Первый катер заложили в 2012 году в Феодосии, где он и остался стоять в силу известных событий. ТТХ катера следующие: длина - 49 м, ширина - 9,40 м, осадка - 2,2 м, водоизмещение - 300 т, скорость - 29 узлов. Вооружить катер планируют боевым модулем УБМ-30М калибра 30 мм, 2х1 12,7-мм пулеметами, оптико-электронной системой управления стрельбой.
Следующей стала модель ракетного катера «Веспа», представленная порошенковским заводом «Кузня на Рыбальском» на выставке вооружений ADEX-2018 в Баку. «Веспу» уже назвали «главной ударной единицей будущего флота». Ключевые слова «возможной» и «будущего».
«Веспа» предназначена «для уничтожения российских кораблей как самостоятельно, так и во взаимодействии с ударными силами флота», что подразумевается под последним словосочетанием вообще непонятно. Характеристики «Веспы»: длина 64,46 м, ширина – 9,6 м, осадка – 3,65 м, водоизмещение 640 т, скорость – 40 узлов. Катер вооружат хвалеными ракетами «Нептун», ЗРК «Арбалет-К», артиллерийскими установками АК-176 на носу и двумя АК-630 на корме, 12,7-мм пулеметами и ПЗРК «Игла».
В Киеве вновь заговорили о возобновлении финансирования проекта «Корвет», но денег нет. В связи с этим активно обсуждают возможность покупки ВМС Бразилии крейсера проекта 1164 «Атлант», что уже десяток лет ржавеет на верфи Николаевского судостроительного. Якобы достигнуто соглашение, что судно демилитаризируют и доведут до Бразилии, где николаевские умельцы будут доводить его «до ума». Только вот Бразилия пока молчит.
Еще одним источником средств предполагается тендер на строительство бразильского корвета класса Tamandaré, который Украина планирует выиграть со своим проектом корвета «Амазония». Кстати, Киев собирается выиграть тендер на строительство всех 4 корветов, а бонусом для бразильцев станет покупка ржавого крейсера и пяти плавучих доков. Окончание тендера намечено на конец октября 2018 года.
Военно-морской оптимизм заставил вспомнить о старом проекте многоцелевого корвета проекта 58200 «Гайдук», который собиралась строить еще премьер Юлия Тимошенко в 2005 году еще на «Ленинской кузне». Однако тему перебил усовершенствованный проект корвета «Мистраль-1500 Т», разработанный николаевским ОАО «Даммен Шипъярдс Океан», который курировал тогдашний первый вице-премьер Анатолий Кинах и который планировала покупать Турция, а вооружать Израиль. Однако между Анкарой и Тель-Авивом возникли трения, и проект завис, хотя обвинили по традиции Россию, которая выпустила аналогичные корветы проекта «Стерегущий» и заняла «гайдучный» рынок.
Сегодня задумали запустить модернизированный проект «Гайдука» под «натовский стандарт». О продаже корветов велись переговоры со странами Каспийского региона (Казахстан и Азербайджан) даже в 2014-2015 году, причем предлагали их строить на верфях Баку. Однако покупателя так и не нашли.
Напомним, что последние корабли по проекту николаевского ИПЦК (вьетнамские патрульные катера, корвет Bata, фрегат Wele Nzas и БДК Сapitán de Fragata David Eyama Angue Osa для Экваториальной Гвинеи) были построены в Болгарии и Китае еще при Януковиче, которого сегодня Порошенко обвиняет в уничтожении армии и флота.
«Гайдук» предлагают сделать с применением стелс-технологий, новинками аварийностойкости и непотопляемости, оснастить 3D РЛС, автоматическими системами управления стрельбой, РЭБ-комплексами, комплексами противостояния оружию с лазерным наведением, гидроакустической системой определения диверсионных сил и средств ГАК, вооружить французскими ракетными комплексами, итальянскими и немецкими артустановками и торпедами. Предполагается, что новый украинский корабль обойдется без российских комплектующих. Стоимость «Гайдука» 130 млн долларов.
Под звон порошенковской пропаганды стали обсуждать и судьбу национального корвета «Владимир Великий». Так, бывший старший матрос-деловод канцелярии 501-го батальона морской пехоты, а ныне единственный «военно-морской эксперт» Украины Тарас Чмут уверен, что необходимо достраивать «упрощенный» корвет по польскому опыту, хотя признает, что даже в этом случае корвет будет небоеспособным. Чмут говорит: «Ситуация с корветом напоминает чемодан без ручки: нести тяжело, а выбросить жалко. Корвет был завязан на огромное количество контрактов с европейскими производителями систем и вооружений. Там прописаны штрафные санкции, поэтому если мы сейчас откажемся от дальнейшего строительства, то мы 100% заплатим эти штрафы. А суммарная стоимость санкций приближается к стоимости корвета. То есть откажемся – потеряем корвет, продолжим – платим за него». Но, как известно, денег на «Владимира» нет и до выборов явно не будет.
В условиях безденежья лучший европейский флот решено создавать на основе концепции полезного секонд-хэнда, что и подтвердил Порошенко, купивший в Балтиморе парочку «айлендов». Сигнал был подан, и вот уже волонтеры нашли еще объекты для покупок. В Таллинне выставлен на продажу российский десантный катер проекта 11770 «Серна», находившийся в составе ВМС Эстонии (Tiir Д104) до 2004 года, который продает частное лицо, а в Норвегии торгуют судном подобного класса HNoMS Sørøysund. Как подсчитали волонтеры, купить норвежский корабль обойдется в 20 млн долларов, чуть больше уйдет на ремонт, вооружение и обучение экипажа. Приукрашенный секонд-хенд всего за 50 млн, конечно, усилит мощь лучшего флота.
Морская болезнь прогрессирует, но денег нет. Поэтому, наверное, само рассосется.