ссылка

На пути к созданию крымско-татарской автономии

Увеличить шрифт
А
А
А

Стремление радикально настроенных крымских татар к созданию автономии на территории Крыма является промежуточным этапом на пути построения своей государственности. В последнее время наблюдается заметная активизация крымско-татарского проекта. Выделим несколько новых тенденций, подтверждающих попытки построения крымско-татарской автономии.

1. Радикальных крымских татар открыто поддерживают президент и премьер-министр Украины.
 
Выразителем националистского крыла крымских татар является нелегальный «представительский» орган – меджлис во главе с Мустафой Джемилевым.
 
Сомнение в успешности политической карьеры президента В. Ющенко (продолжительный низкий рейтинг) вынудил лидеров меджлиса, входящих в «НУ-НС», искать новых союзников. Президент уволил бессменного заместителя постоянного представителя президента в Крыму Р. Хаваджи, курирующего земельно-жилищные интересы меджлисовцев.
 
М. Джемилев заявил, что президент Украины не выполнил данных крымским татарам обещаний, так как в основном был занят «внутренними боями». Лидер меджлиса отметил, что В. Ющенко встретился с Советом старейшин крымских татар, организованном экс-президентом Л. Кучмой, только раз – в 2005 г. Напомним, националистский альянс крымских татар и профессиональных «украинцев» был взаимовыгоден долгое время. Лоббирование земельных вопросов и налаживание бесперебойной государственной поддержки из центрального и крымского бюджетов было успешным занятием, приносившим личную выгоду лидерам меджлиса и их приближенным.
 
В. Ющенко, в свою очередь, активизировал деятельность меджлиса и продолжил бюджетное финансирование из тактических соображений, заложенных в основы государственной политики со времен первого президента независимой Украины Л. Кравчука. Реализация этих принципов помогала решать проблему непокорного пророссийского Крыма в среднесрочной перспективе.
 
Весной 2005 г. состоялась встреча новоизбранного президента с лидерами радикального движения крымских татар, в ходе которой В. Ющенко настаивал на отказе от идеи строительства крымско-татарского государства. Вдогонку уезжающему из Крыма президенту лидер меджлиса заявил, что крымско-татарские радикалы не намерены менять доктрину 1991 г.
 
31 октября состоялась встреча председателя меджлиса и его первого заместителя Рефата Чубарова с премьер-министром Украины Юлией Тимошенко. Участникам встречи удалось добиться конкретных договоренностей. В частности, Ю. Тимошенко подтвердила, что, несмотря на ряд объективных трудностей в экономическом развитии страны, деньги на обустройство репатриантам будут выделены в полном объеме в текущем году и в 2009 г. [1]. Также было заявлено об объединении усилий в целях «бесконфликтного и справедливого разрешения вопросов наделения репатриантов земельными участками».
 
Кроме того, М. Джемилеву удалось договориться о пересмотре зарегистрированного по инициативе Ю. Тимошенко законопроекта «О восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку» в интересах меджлиса [1].
 
2. Восстановление тюркской топонимики на всей территории Крыма является одним из важных стратегических этапов по созданию крымско-татарского государства и станет фактором отстаивания своей независимости в глазах международного сообщества.
 
Современная топонимика Крыма может быть изменена в ближайшее время. На упомянутой встрече Ю. Тимошенко и М. Джемилева премьер-министр пообещала, что вопрос топонимики будет рассмотрен в правительстве и, возможно, будет создана комиссия по изучению вопроса о восстановлении исторической топонимики.
 
3 ноября в целях быстрого перехвата крымско-татарского электората, подконтрольного меджлису, до президентских выборов народным депутатом от «НУ-НС» Александром Донием (называющего себя Олесь) был зарегистрирован законопроект «О восстановлении исторической топонимики Автономной Республике Крым». В нем предусматривается восстановление топонимики, «которая была практически ликвидирована серией сталинских указов 1944-1948 гг.», и по мнению автора, принятие законопроекта будет способствовать восстановлению и сохранению прав крымско-татарского народа, «коренного населения полуострова Крым».
 
Автор законопроекта планирует переименовать населенные пункты АРК. Смена названий затронет до 95% населенных пунктов в некоторых районах автономии. Истинная цель законопроекта - не восстановление тюркской топонимики якобы в интересах всего лишь 12% жителей Крыма (именно столько составляют крымские татары), а полная ликвидация русских и советских топонимов.
 
Должны исчезнуть села: Краснофлотское (с. Кайнаш), Красный Партизан (с. Борагнар), Чапаево (с. Нейшпроцунг), Куйбышево (с. Исар), Фронтовое (с. Кой-Асан), Фрунзе (с. Багайли), Пушкино (с. Эсен-Эки), Чайковское (с. Тиркэ) и многие другие. Переименованию подлежат села, названные в честь героев СССР Н. Токарева, Е. Лобанова, И. Яковенко, И. Громова, И. Перова, К. Денисова, Т. Костыриной, Н. Самохвалова, генерала-лейтенанта 51 армии В.Н. Львова и других. Даже село Жемчужина меняется на с. Перлына (по-украински - жемчужина), а село Каштановка - на село Каштанове, что вообще не имеет отношения к крымским татарам.
 
Подготовка к законопроекту велась, но сам текст остался недоработанным. В июле Доний зарегистрировал законопроект, отменяющий норму переименования населенных пунктов исключительно путем местного референдума. Досадная ошибка произошла с переименованием с. Воронцовка Красноперекопского района на с. Кючюк-Кышкара Раздольненского района.
 
3. Празднование мусульманских праздников всеми крымчанами. С 1993 г. парламент автономии определил нерабочими днями исламские праздники для мусульман. Как выяснилось, меджлису этого оказалось мало. 19 ноября Верховный Совет Крыма инициировал внесение изменений в трудовой кодекс Украины с целью объявления мусульманских праздников Курбан-байрам и Ораза-байрам нерабочими днями для всех жителей Крыма.
 
4. Поддержка и контроль влиятельных международных организаций постановки проблем обустройства и возвращения крымских татар меджлисом. С середины 90-х гг. работает Программа развития и интеграции Крыма ООН. Под контролем международных организаций находятся вопросы возвращения и обустройства крымских татар, вернувшихся в Крым. Например, после выполнения сотрудниками ОГИС этнических самозахватов лидеров меджлиса на плато Ай-Петри (в частности, общепитов влиятельного главы госадимнистрации Бахчисарайского района) состоялся визит Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств Кнута Воллебека в автономию, в ходе которого обсуждался этот вопрос с председателем АРК.
 
В ноябре крымские татары, члены меджлиса, передали К. Воллебеку петицию под названием «Защитите нас от дискриминации – помогите восстановить наши права», адресованную ОБСЕ. В ходе встречи крымские татары заявили: «…существующая законодательная база Украины не способна удовлетворить крымских татар – государствообразующей нации, низведенной сегодня до положения нацменьшинства у себя на родине. Поэтому статус коренного народа – это тот большой компромисс, на который идут крымские татары» [2].
 
5. Постепенная реализация концепции обиженного Россией коренного народа находит одобрение со стороны оранжевых сил (пропрезидентский «НУ-НС» и премьерский Блок Юлии Тимошенко).
 
Как украинские националисты, так и радикальные крымские татары активизируют идею геноцида, правда, каждая сила по-своему. Уже несколько лет крымско-татарские националисты разрабатывают идею геноцида своего этноса в контексте выселения за массовое пособничество фашистам во время Второй мировой войны отнюдь не только в качестве идеи, сплачивающей соотечественников. Тема компенсации Российской Федерации как правопреемницы СССР за выселение крымских татар из Крыма вот уже много лет разрабатывается этническими радикалами. Можно предположить, что данные темы получат дальнейшее развитие в недалеком будущем.
 
Агрессивная антироссийская риторика будет надежно скреплять любые союзы националистских сил. Недавно М. Джемилев высказал свое мнение сотруднику министерства обороны Швеции (!) о базировании ЧФ России в г. Севастополе: «Последние события в Грузии, использование кораблей Черноморского флота РФ против суверенного государства еще раз продемонстрировали…необходимость скорейшего закрытия российской военно-морской базы» [3].
 
И главное – защищать граждан Украины от создания крымско-татарской автономии не может ни одна политическая сила в парламенте.
 
Литература:
 
1. Голос Крыма. - № 45 (776). – 7 ноября 2008 г. – С. 2
 
2. Голос Крыма. - № 46 (777). – 14 ноября 2008 г. – С. 1
 
3. Голос Крыма. - № 43 (774). – 24 октября 2008 г. – С. 2
340
Поставить лайк: 283
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/na-puti-k-sozdaniyu-krymsko-tatarskoy-avtonomii