ссылка

Началась третья оборона Севастополя

Увеличить шрифт
А
А
А

26 декабря президент Украины В. Ющенко издал указ о создании специальной группы, которая займется разработкой предложений по использованию инфраструктуры Севастопольской бухты после ухода отсюда кораблей Черноморского флота России.

В двухмесячный срок В. Ющенко поручает двум сопредседателям рабочей группы - руководителю администрации Севастополя Сергею Куницыну и вице-премьеру Александру Турчинову - разработать предложения по «использованию после 2017 года инфраструктуры Севастопольской бухты в невоенных целях, перепрофилировании и модернизации логистичной, в том числе портовой инфраструктуры».
 
Президентским указом предусматривается привлечение иностранных инвесторов в Севастополь для развития энергетического машиностроения, судостроения, транспортного комплекса, пищевой промышленности и строительства жилья.
 
Предусматривается также разработать предложения по уменьшению уровня безработицы в Севастополе (судя по всему, связанной с уходом ЧФ РФ) и «улучшения доступа жителей города к информации, в частности, путем развития и расширения сети ретрансляторов».
 
Появление данного документа позволяет проследить несколько тенденций:
 
1. Указ В.Ющенко поднимает незаметный на первый взгляд стратегически важный вопрос о принятии специального закона о статусе города –героя Севастополя. Напомним, что отсутствие данного закона позволяет президенту назначать свою креатуру на пост председателя госгорадминистрации, пользуясь Законом Украины «О местных государственных администрациях» [1], что лишает севастопольцев права выбирать своего мэра.
 
За скорейшее принятие этого закона выступает С. Куницын и возглавляемое им крымское отделение пропрезидентского «Единого центра» [2]. И здесь речь идёт не только о жёсткой конфронтации между горсоветом во главе с В. Саратовым и госгорадминистрацией (СГГА)  во главе с С. Куницыным по поводу дублирования функций друг друга, земельных беспределов, что вылилось в троекратное выражение недоверия С. Куницыну.
 
Вместо принятия Президентом решения об отставке последнего, согласно ст. 9 Закона Украины «О местных государственных администрациях» и Конституции Украины, С. Куницын выиграл административный суд о признании недействительным решения горсовета (последний раз недоверие ему выражали 27 мая 2008 г.). Счётная палата Украины по результатам проверки использования средств из Госбюджетав вопросах строительства, порядка проведения работ, осуществления госзакупок выявила нарушения СГГА 40,2 млн. гривен (8 млн. долл. США) [3]. Попытка выражения недоверия С. Куницыну абсолютным большинством населения (97, 68% севастопольцев) также была оспорена им в суде [4].
 
С. Куницын постоянно повторяет, что в проекте закона будет предусмотрено существенное ограничение функций горсовета (севастопольцы имеют право выбрать депутатов в горсовет) и что в Секретариате президента завершается разработка этого закона.
 
Скорее всего, в проект закона обязательно должен войти, по примеру Закона Украины «О столице Украины – городе-герое Киеве» (утвержден Верховной Радой 1999 г.), пункт о размещении диппредставительств иностранных государств и международных организаций, в том числе военных.
 
Закон о специальном статусе города Севастополя по Конституции Украины должен быть принят большинством (две трети) народных депутатов Украины. В окружении С. Куницына полагают, что специальный статус города Севастополя первоначально будет закреплён указом Президента.
 
2. Указ от 26.12.08 г. не стал неожиданностью и является логическим продолжением реализации Программы устойчивого социально-экономического, экологического и культурного развития г. Севастополя до 2015 г., подписанной премьер-министром Юрием Ехануровым в мае 2006 г. (№ 1017). Под реализацию этой программы, в основу которой заложен уход ЧФ РФ, и состоялось назначение Сергея Куницына председателем Севастопольской горгосадминистрации в июне 2006 г.
 
Напомним, финансирование города-героя Севастополя связано в основном с развитием инфраструктуры и мероприятий в рамках придания городу статуса курорта государственного значения.
 
К инфраструктурным проектам относятся: строительство моста через Севастопольскую бухту (500 млн. грн.), аэропортового комплекса «Аэропорт Севастополь (Бельбек)» (371 млн. 600 тыс. грн.), еще одного автовокзала (100 млн. грн.), кольцевой автодороги, автомобильного туннеля, транспортных магистралей, троллейбусных линий, приобретение транспорта (840 млн. грн.). Работы по обустройству морского торгового порта в Севастополе обойдутся государству в 70 млн. грн., а строительство парома, 5 катеров и т.д. – в 130 млн. грн. Планируется привлечь инвесторов для строительства канализационного коллектора и его реставрацию (проект на сумму 148 млн. грн.) и очистных сооружений (125 млн. грн.). Источники финансирования: местный бюджет, бюджет Украины, поступления от платежей, связанных с ЧФ РФ.
 
3. Развитие г. Севастополя будет осуществляться не только как курортного города, но и как крупного торгово-экономического центра.
 
Во-первых, горгосадминистрацией Севастополя предусмотрено широкое привлечение в город на крупные строительные объекты (кольцевой дороги, аэропорта «Бельбек» и других) турецкого капитала. Это отвечает не только внешнеполитическим ориентациям В.Ющенко, но и личным интересам главы горгосадминистрации С. Куницына - сына крымской татарки. Кстати, самые значительные права и беспрецедентные льготы, а также прямой выход на президента Украины (в формате создания Совета представителей крымско-татарского народа при Президенте Украины) татары получили в период работы Сергея Куницына на должности Председателя Совета министров Автономной Республики Крым [5].
 
Во-вторых, Международный валютный фонд (МВФ) выказал заинтересованность в улучшении энергоснабжения на участке Симферополь  - Севастополь. За соответствующее постановление о строительстве подстанции между городами проголосовал Верховный Совет Украины на следующий день после принятия «антикризисного» закона.
 
В-третьих, достаточно высока вероятность создания в Севастополе свободной экономической зоны. В этом случае повторение неудачного опыта функционирования данных зон в Крыму (в первый раз при председателе Совмина С. Куницыне) неизбежно.
 
«Перепрофилирование» Севастополя должно решить 2 задачи:
 
1) сбить рост безработицы, которая резко увеличится после ухода Черноморского флота России (с деятельностью ЧФ РФ занята одна пятая жителей Севастополя);
 
2) изменить демографическую ситуацию. Внутренняя миграция крымских татар (в поисках выгодного вложения капитала, нажитого на волне «обиженных и притеснённых» и новых земельных самозахватов), а также жителей из западных областей Украины в Севастополь усилится. Следует ожидать увеличения притока иностранцев, в том числе нелегалов, и значительного оттока русских из страны.
 
4. Этот указ направлен на то, чтобы резко ускорить вовлечение Украины в НАТО. В начале декабря в Брюсселе министр иностранных дел В. Огрызко заявил, что с 2009 г. начинается практическая интеграция в НАТО. Интенсивность действий, предпринимаемых уходящей администрацией США и политической элитой Украины (кроме коммунистов) по втягиванию страны в НАТО, подтверждает слова В. Огрызко. По материалам Интерфакс-Украина, США уже изучают возможность открытия генерального консульства в Симферополе, а ряд европейских стран, возможно, расширит свое дипломатическое присутствие в Крыму [6].
 
В ноябре г. Севастополь стараниями СГГА стал первым крымским городом, агитирующим за НАТО. Рекламные щиты «Страны НАТО – это наши ближайшие соседи и друзья», «НАТО - инвестиция в будущее», «Направляешься в ЕС? Первая остановка – НАТО», «Украина + НАТО = безопасность» говорят сами за себя.
 
В середине декабря в город-герой прибыли представители корпуса морской пехоты США, цель которой ознакомить украинских военных «с типовой системой подготовки подразделения корпуса морской пехоты США перед началом и в условиях проведения миротворческой операции» [7].
 
И последнее: одним из поводов для выдвижения украинской стороной требования досрочного ухода Черноморского флота России из Крыма могут стать негативные результаты экспертизы эколого-геохимического состава и устойчивости геологической среды в прибрежно-морской зоне территорий размещения военно-морской базы Черноморского флота Российской Федерации, запланированной в программе развития Севастополя.
 
_____________________
1.     Закон о местных госадминистрациях. № 586-ХIV от 09.04.1999 г. – К.,1999.
 
2.     Крымский обозреватель – 28 октября 2008 г. - № 43 (273).
 
3.     Крымская правда. – 17октября 2008 г. - № 191 (24534).
 
4. Крымские известия. – 30 мая 2008 г. - № 97 (4057).
 
5.     О.А. Габриелян. Политические процессы в Крыму. Последнее десятилетие ХХ в. Симф., 2000.
 
6.     Крымские известия. 25 декабря 2008 г. - № 240 (4200).
 
7.     Крымская правда. – 17 декабря 2008 г. - № 232 (24585).
4040
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/nachalas-tretya-oborona-sevastopolya