Надежда на избавление от иллюзий: к встречам в Астане и Нью-Йорке
25 сентября в Астане состоялось первое заседание Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав правительств, в котором принял участие премьер-министр Украины Н.Я.Азаров. Как и ожидалось, в столице Казахстана состоялись переговоры с российским и белорусским коллегами на предмет урегулирования проблем в торгово-экономических отношениях.
Фоном встреч в Астане стал ряд заявлений украинских политиков на Ялтинской встрече (Ялтинская европейская стратегия), которые подтвердили курс украинской власти на многовекторность в её современном понимании: ассоциация с ЕС в качестве единственного приоритета и сохранение особого льготного режима торгово-экономического сотрудничества с участниками ТС. Виктор Янукович озвучил в Ялте свой привычный тезис: «Мы готовы рассмотреть положения Таможенного союза, которые не противоречат требованиям Евросоюза, и присоединиться к Таможенному союзу в той мере, в которой это соответствует национальным интересам Украины».
В Астане премьер-министр Украины Н.Я.Азаров предложил российскому коллеге Д.А.Медведеву перейти к практическому рассмотрению тех положений в Соглашении об ассоциации между Украиной и ЕС, которые вызывают обеспокоенность у российской стороны.
«Я предлагаю перейти от общих рассуждений — что мешает, а что не мешает — к практическому рассмотрению положений, которые вызывают противоречивые оценки или обеспокоенность наших партнеров. Я за то, чтобы находить общий язык и реагировать на реальные угрозы, когда они есть, а не на гипотетические».
Как результат, создана двусторонняя рабочая группа под руководством Ю.Бойко и И.Шувалова, которая и займётся поиском конкретных решений проблемных вопросов украинско-российских отношений, в том числе и по вопросу совмещения техрегламентов ЕС и ТС. Соответствующая работа должна быть завершена к 15 октября - на этот день запланировано проведение заседания Комитета по экономическим вопросам Украинско-Российской межгосударственной комиссии. Пока итог украинско-российского торгового сотрудничества за 8 месяцев этого года неутешителен: объемы взаимного товарооборота сократились примерно на 19 %.
Аналогичную экспертную группу украинская сторона создаст и с Беларусью. Она будет сформирована к официальному визиту премьер-министра Украины Н.Азарова в Республику Беларусь, который запланирован на 7-8 октября текущего года, и займётся оценкой текущего состояния торгово-экономических отношений, а также перспектив их развития после введения зоны свободной торговли между Украиной и Евросоюзом. Соответствующая договоренность была достигнута во время встречи премьер-министров Украины Николая Азарова и Республики Беларусь Михаила Мясниковича в Астане.
Симптоматично, что глава правительства Украины всё чаще в последнее время вынужден соглашаться, пусть и неохотно, с тем, что ЗСТ Украины с ЕС несёт членам ТС, конкретно РФ, как минимум определённые риски. Фактически Н.Азаров признаёт, что у российской стороны имеются основания для беспокойства.
Так, комментируя результаты встречи с главой правительства РФ Д.А.Медведевым, Н.Я.Азаров на брифинге заявил: «Я высказал свою позицию, что да, мы признаем право наших партнеров по СНГ, по Таможенному союзу рассматривать возможные риски. Безусловно, мы готовы вместе с ними такие риски рассматривать, и я на этом акцентировал внимание, что пора от общих фраз перейти к конкретному рассмотрению возможных рисков, изучению их размеров, последствий и т. д. Вместе с тем я обратил внимание на то, что правила ВТО, которыми руководствуется и Россия, и Украина, дают достаточно возможностей, чтоб урегулировать возможный реэкспорт и множество других вопросов, о которых сейчас российская сторона говорит» .
О том же говорит и Д.А.Медведев. Накануне встреч в Астане он как раз акцентировал внимание на том, что защитные меры РФ от последствий ЗСТ Украины с ЕС проводятся и далее будут расширяться как раз в рамках норм ВТО. Очевидно, что работа созданной двусторонней «комиссии Бойко-Шувалов» должна прояснить всю ситуацию и развеять разного рода иллюзии украинских властей в отношении перспектив льготного режима торгово-экономических отношений с РФ и ТС в целом.
* * *
О том, что эти иллюзии сохраняются, свидетельствует тот факт, что общую цель украинско-российских отношений – «…устранить ограничения и преграды во взаимной торговле … вернуть товарооборот до самого высокого уровня прошлых лет, а впоследствии и превысить его», украинская сторона планирует достичь одновременно с сохранением ЗСТ с ЕС. Именно в условиях действия вынужденных, но неизбежных защитных мер для РФ в двусторонних отношениях.
Оценивая продолжающиеся попытки украинской стороны сохранить многовекторность, следует обратить внимание на следующее.
По-прежнему проблема такого подхода в том, что стремление сохранить формально симметричный курс на особые отношения с двумя экономическими партнёрами Украины на Западе и Востоке на практике неизбежно оборачивается абсолютно несимметричным положением Украины как в отношениях с ЕС, так и в отношениях с ТС.
Причина в том, что Украина ещё со времён СССР по-прежнему сохраняет высокую степень кооперации с экономикой крупнейшего участника ТС – РФ. Несмотря на то, что масса производств, которые выпускали товары в кооперации с Россией, закрылись, не выдержав распада Союза. А оставшиеся (а их ещё немало) сосредоточены в наиболее важных отраслях экономики и сохраняют своё критическое значение с точки зрения концентрации новейших технологий и потенциала производства продукции с высокой добавленной стоимостью (машиностроение, авиастроение, судостроение, ракетно-космическая отрасль, атомная энергетика и ряд др.). Социально-экономическое развитие Украины в целом сопоставимо с аналогичным положением в странах ТС - РФ, Белоруссии и Казахстане, что позволяет Украине на равных вести диалог с партнёрами по бывшему Союзу (а ныне ТС) и занять достойное для себя место в евразийском разделении труда. Это место будет обуславливаться сохраняющейся и потенциальной специализацией Украины в перечисленных выше отраслях, в которых она могла бы органично дополнить своих партнёров по евразийской интеграции.
С ЕС у Украины ничего подобного нет. Товары ЕС более конкурентоспособны, и в случае ЗСТ с ЕС свободная торговля с Украиной пойдёт только в сторону Украины. Основная проблема в том (и Н.Я.Азаров об этом явно умалчивает), что даже крупное снижение ЕС ввозных пошлин для украинских товаров (для отдельных товарных групп – до 0,5%) не поможет им завоевать европейский рынок.
Низкая конкурентоспособность украинской продукции на рынке ЕС обусловливается не высокими ввозными пошлинами в ЕС, а высокой себестоимостью, а также уровнем качества и спроса на неё на таможенной территории Евросоюза.
Поэтому снижение Евросоюзом, в некоторых случаях действительно крупное, ввозных пошлин на украинские товары, столь широко разрекламированное Н.Я.Азаровым на заседании Кабмина 18 сентября, ни к какому облегчению их доступа на европейский рынок не приведёт. Поэтому ЕС вполне может себе это позволить. Наплыва украинской продукции на рынок ЕС и её чуть ли не ажиотажных закупок европейскими потребителями в принципе не будет – это из разряда ненаучной фантастики.
Кроме того, ввозная пошлина в размере 0,5% вводится ЕС для сельскохозяйственного и металлургического сырья, а также полуфабрикатов, которые уже и так давно поставляются в ЕС фактически по этой ставке. Этот фактор в сочетании с отсутствием внутренних стимулов к модернизации горно-металлургической отрасли уже в течение как минимум 10 лет консервирует технологическую отсталость производств этой украинской отрасли. Поскольку мотивирует её владельцев уходить от выпуска технологически сложной продукции, которую сбыть в Европе труднее из-за повышенных ввозных пошлин, и побуждает гнать в ЕС горнорудное сырьё и полуфабрикаты с минимальной добавленной стоимостью.
Как результат, украинские финансово-промышленные группы в горно-металлургической отрасли, успевшие привязаться к еэсовскому рынку, охотно откликаются на политику тарифной эскалации Евросоюза в целях сохранения облегчённого доступа к нему и отказываются от выпуска технологически сложной продукции на территории Украины. Есть и исключения, но именно исключения. Разумеется, обо всём этом ни слова не говорилось ни на заседании Кабмина, одобрившем ассоциацию с ЕС, ни в Ялте.
Есть надежда, что именно о реальных проблемах в отношениях Украина – ТС, о реальных вызовах и угрозах Украине, а также России и иным участникам ТС со стороны ЗСТ Украины с ЕС шёл откровенный и деловой разговор в беседах Азарова с представителями Белоруссии и России в Астане.
Пока же решения украинских властей во внешней политике иррациональны с точки зрения именно общегосударственного интереса, поскольку не опираются на реальный экономический интерес государства и его фактическую материальную базу, которая только и делает возможным их реализацию.
* * *
Неужели рациональный интерес Украины состоит в том, чтобы вывести Европу из кризиса путём присоединения своего внутреннего рынка к европейскому экономическому пространству? Но именно на этом акцентировал внимание участников шестого Всемирного экономического симпозиума президент Украины 25 сентября в Нью-Йорке: «Я убежден, что присоединение внутреннего рынка Украины, ее производственных и сельскохозяйственных мощностей к европейскому экономическому пространству окажет существенное позитивное влияние на общеевропейскую экономическую ситуацию и поможет процессу выхода Европы из кризиса». Правда, президент при этом заметил, что «это делает наше государство частью европейского рынка, а значит - будет стимулировать продолжение его качественной модернизации».
Тогда уместно задаться вопросом такого плана. Если, по словам главы государства, «внедрение углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли между Украиной и ЕС, по оценкам экспертов, увеличит рынок ЕС почти на 7%, производство товаров и услуг в Европе - более чем на 1 %, экспорт европейских товаров и услуг в мире - почти на 1%», то что станется с экономикой Украины?
Отчасти ответить на этот вопрос можно, зная перечень отраслей, в которые участникам «всемирного экономического симпозиума» президентом Украины было предложено вкладывать инвестиции: «Уже сейчас мы видим, что наиболее интересными для инвестора отраслями являются сельское хозяйство, информационные технологии, автомобилестроение, альтернативные источники энергии, пищевая промышленность, химическая и добывающая отрасли. Не могу не отметить перспективы индустрии туризма и отдыха в Украине».
Такое впечатление, что в мире меняется всё, кроме желания украинской власти подписать Соглашение с ЕС. В июне текущего года на саммите государств Центральной и Восточной Европы в Братиславе президент Украины, в частности, говорил: «Ключевой составляющей Соглашения станет создание углубленной и всеохватывающей зоны свободной торговли. Это откроет путь к интеграции экономики нашей страны во внутренний рынок ЕС, а значит - будет стимулировать ее качественную модернизацию». Он также отмечал: «Я убежден, что присоединение внутреннего рынка Украины, ее производственных и сельскохозяйственных мощностей к европейскому экономическому пространству будет иметь существенное положительное влияние на общеевропейскую экономическую ситуацию и поможет процессу выхода Европы из кризиса».
Но надежда остаётся…