ссылка

Не ЕВРО единым… О прошедшем конкурсе В. Горовица

Увеличить шрифт
А
А
А

С 8 по 23 июня в Киеве проходил IX Международный конкурс молодых пианистов памяти В. Горовица. Это один из крупнейших музыкальных конкурсов на территории СНГ (наряду с Международным конкурсом им. П. И. Чайковского и Международным фортепианным конкурсом в Тбилиси).

На участие в престижном форуме поступило 143 заявки, DVD-отбор прошли 79 молодых пианистов. Правда, в Киев доехало только 59 конкурсантов из 11 стран. Организаторы считают, что молодые пианисты испугались соседства футбольных фанатов на ЕВРО-2012 или не смогли «вырваться» во время сессии. Большую часть участников музыкального состязания традиционно составили пианисты из Украины и России.

Конкурс памяти В. Горовица впервые состоялся в 1995 году по инициативе преподавателей Киевского музыкального училища имени Р. Глиера, в котором учился великий пианист.

Программа IX Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица

В 2002 году музыкальный форум вошел в состав Европейского союза молодежных музыкальных конкурсов (EMCY). С 2004 года — входит во Всемирную Федерацию международных музыкальных конкурсов.

Состязания пианистов в этот раз проходили в двух возрастных категориях — средней (от 14 до 18 дет) и старшей (от 18 до 33-х лет). На официальном сайте конкурса велась онлайн-трансляция выступлений. К сожалению, уровень трансляции пока весьма скромен по сравнению с другими крупными музыкальными конкурсами.

У пианистов была возможность выбрать рояль для выступлений: три крупнейших фирмы — Steinway, Yamaha и Bechstein — предоставили свои инструменты.

В состав жюри вошли Татьяна Рощина (Украина), Петер Пауль Кайнрат (Италия), Элеанор Вон (Китай), Томаш Хербут (Польша), Вадим Руденко (Россия), Лев Шугом (Россия), Яков Касман (США, Россия) и Мариан Рыбицки (Франция), а возглавил жюри Александр Злотник, композитор, народный артист Украины, ректор Киевского института музыки имени Р. Глиера.

В нынешнем году конкурс проводился в июне, а не в апреле, как обычно. Особую пикантность конкурсной атмосфере добавил тот факт, что в это же время Киев встречал Евро-2012. Надо сказать, что знаменитая улица Крещатик, на которой располагалась фан-зона, упирается прямо в филармонию, где проходили конкурсные прослушивания. А невдалеке от филармонии находится пешеходный мост, ведущий на Труханов остров, где базировался палаточный лагерь шведских фанатов. Поэтому толпы веселых шведов в характерных желто-синих нарядах постоянно курсировали вблизи филармонии. К счастью, матчи начинались к тому моменту, когда прослушивания пианистов заканчивались.

Вообще, у конкурса памяти В. Горовица какая-то особая судьба, связанная с общенародными событиями. Так, в 2007 году его проведение было под угрозой срыва — в связи с непрекращающимися митингами оппозиции на Европейской площади. Прослушивания проходили поистине в экстремальных условиях. Рев и вибрация майданных динамиков порой заглушали игру конкурсантов. Не раз поднимался вопрос о прекращении конкурса. К счастью, и тогда, и теперь конкурс удалось завершить без эксцессов.

Во время IX Международного конкурса молодых пианистов памяти В. Горовица

В этот раз конкурс засвидетельствовал полную и безоговорочную победу московской школы пианистов. Из 12 финалистов — шестеро москвичей, причем ими оказались заняты первые и вторые места в обеих группах. Это несколько изменило традиционное доминирование на конкурсе пианистов из Украины и Китая. Надо сказать, что представители Украины, побеждавшие здесь в разные годы, достойно «несут знамя» конкурса — они успешно гастролируют и становятся лауреатами престижнейших международных состязаний. Имена Алексея Горлача, Дениса Прощаева, Александра Гаврилюка, Алексея Колтакова, Марии Ким, Вадима Холоденко, Дмитрия Онищенко прогремели не на одном конкурсе и широко известны в мире.

А лауреат VI конкурса Андрей Васин, ставший преподавателем киевской консерватории, подготовил лауреата этого года — Татьяну Шафран. К слову, все педагоги лауреатов были отмечены специальными дипломами.

Настоящим открытием конкурса стал 15-летний Александр Кутузов, уроженец Твери, студент Московского государственного музыкального колледжа имени Ф. Шопена. Его эмоциональная, захватывающая игра покорила не только доброжелательную публику, но и взыскательное жюри. Кроме главной премии юноша «собрал» огромное количество специальных призов, в том числе за исполнение произведения из репертуара В. Горовица (Ми-минорный музыкальный момент С. Рахманинова) и за яркую индивидуальность и художественное мастерство. Сочетание яркого темперамента и виртуозности в игре Александра вызывает аналогии с молодым Алексеем Султановым, прославленным пианистом, отличавшимся зрелой и в то же время «пламенной» игрой. Подтверждая слушательские впечатления, Александр Кутузов признается: «Когда я сажусь за фортепиано, я выплескиваю все свои эмоции. В жизни я довольно замкнутый человек. И все, что у меня накапливается, я выплескиваю посредством игры на рояле. Музыка для меня — это вся моя жизнь».

Играет Александр Кутузов

А обладатель специального приза за исполнение украинской музыки азербайджанец Аслан Асланов заявил: «Без музыки моя жизнь просто не состоялась бы. Я вообще человек больше XIX-XX веков, чем XXI. Я не сижу в социальных сетях, меня нет в Facebook, ВКонтакте. Я люблю книги, смотрю фильмы, в основном драмы».

В средней группе лауреатами также стали Константин Емельянов из Москвы (II премия), Катерина Хомякова, ученица Киевской специальной музыкальной школы, удивившая исполнением сложнейшей Чаконы Баха в транскрипции Бузони на II туре (III премия), вдумчивый москвич Виктор Маслов (IV премия), Мария Кустас, также представительница московской школы (V премия), обаятельная китаянка Чум Мань Шань (VI премия).

До финала не дошли европейские музыканты — трое представителей Италии, две латвийские девушки и француз Жюльен Брокаль, произведший настоящий фурор обаятельной и чувственной игрой. На I туре киевская публика аплодировала ему после каждого произведения (хотя на конкурсах принято ожидать, пока исполнитель завершит всю программу, и только потом аплодировать).

Не смог выйти в финал и талантливый исполнитель из Черновиц, ныне студент киевской консерватории Станислав Гуминюк, замечательно интерпретировавший ноктюрн и Полонез-фантазию Шопена, показавший высокий уровень осмысления музыкальной материи.

В старшей группе победителем стал 24-летний москвич с украинской фамилией Александр Синчук. После первого же тура он был признан в кулуарах безоговорочным лидером и на протяжении всего конкурса демонстрировал «лауреатскую игру». Молодой музыкант приехал в Киев в статусе негласного фаворита, будучи неоднократным победителем международных конкурсов, исполнителем, игравшим сольные концерты в престижных залах, в том числе знаменитом Карнеги-холле. Прекрасно владеющий инструментом, пианист от тура к туру приобретал новых поклонников благодаря блестящей игре и аристократическим манерам и уверенно завоевал очередную победу.

За роялем лауреат Конкурса памяти Владимира Горовица Александр Синчук

II премию получил яркий, современный пианист Николай Медведев - представитель московской Академии музыки имени Гнесиных. Его «Современность», на наш взгляд, заключается в свежей интонации, присущей только этому исполнителю, — он играет не так, как принято, не так, как следовало бы играть в условиях музыкального состязания, чтобы пройти в следующий тур и т.д. (бытует мнение, что для успешного результата на конкурсах надо не «раздражать» жюри оригинальным видением известных шедевров). Медведев высказывается искренне и потому убедительно, нешаблонно подходя к известным произведениям. Говоря об этом музыканте, хочется затронуть такой важный момент, как концентрация исполнителя. Можно в совершенстве владеть технологией игры на инструменте и поражать слушателей на уровне «спецэффектов», а можно уступать кому-то в технике, но при этом высказываться глубоко и правдиво, погружаясь в художественный образ настолько, что слушатели практически перестают дышать. Во время выступлений Н. Медведева происходило именно это. И тут вступают в силу какие-то совершенно иные критерии оценки и восприятия исполнения. Иногда кажется, что такие музыканты могут исполнительской силой чуть ли не превратить «воду в вино».

Обладательницей III премии стала пианистка Кетеван Чхартишвили из Грузии. Ее путь к званию лауреата оказался непростым — во втором туре (с разрешения жюри) выступление пианистки было перенесено: она внезапно плохо себя почувствовала. К счастью, на следующий день Кетеван вышла на сцену и была горячо поддержана киевской публикой. Пианистка очень выделялась среди других конкурсантов некой отрешенностью от конкурсной борьбы, несуетностью, заинтересованностью непосредственно в музыке, а не исходе состязания. Это, безусловно, сказывалось на уровне внутренней свободы в ее интерпретациях.

Обладательницей III премии стала пианистка Кетеван Чхартишвили из Грузии

Оставшиеся премии в старшей группе получили украинцы: киевляне Татьяна Шафран (IV премия) и Павел Качнов (V премия), ныне учащийся в Вене, и львовянин Данило Саенко (VI премия).

В финальном испытании конкурсантов сопровождали два оркестра. Участники средней группы выходили на сцену вместе с Национальным заслуженным академическим симфоническим оркестром Украины под управлением народного артиста Украины Владимира Сиренко. А пианисты из старшей группы играли по два концерта с Академическим симфоническим оркестром Национальной филармонии Украины под управлением народного артиста Украины Николая Дядюры.

Конкурс памяти В. Горовица - мероприятие, которое Украине стоило бы беречь, всячески поддерживать и поднимать его престиж. Ведь это именно то, что составляет культурный облик страны, ее национальное достояние.

 

374
Поставить лайк: 342
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/ne-evro-edinym-o-proshedshem-konkurse-v-gorovica