ссылка

Неистребимое полтавское мазепинство

Увеличить шрифт
А
А
А

Всего меньше года прошло с того дня, как в Полтаве праздновали 300-летнюю годовщину Великой Полтавской Победы. Государственные мужи Украины (по большей части провинциального масштаба) в присутствии гостей из России уверяли, что нельзя пересматривать историю, что русско-украинскую дружбу не разольешь водой. Но когда гости (они же - возможные инвесторы) разъехались, все опять встало на свои места. Полтавская власть опять превращает город и область в одно большое национал-патриотическое шоу – Мазепа-фест.

Действительно, для благословенной Полтавщины политические метаморфозы – весьма характерное явление. То городской Совет, которым «мудро руководит» городской голова Андрей Матковский, в августе 2008 года принял было решение поставить памятник «герою украинского народа» гетману-иуде Мазепе. То через год вдруг своей же собственной властью его и отменил, чем вызвал припадки лютой злобы  у всей местной национал-тусовки во главе с тогдашним губернатором Валерием Асадчевым.

Памятника Мазепе, слава богу, в городе пока нет, но и расстаться с «треклятым иудой» кое-кто на Полтавщине, видимо, не спешит.

С благословения властей в городе опять намечают проводить конкурс-квест «Знайди скарб Мазепи», который инициируют журналист «5 канала» Олег Дейнеко и его полтавский единомышленник и товарищ адвокат Петько. Жителей периодически подзадоривают слухами, распространяемыми местными средствами массовой информации о том, что «призовой фонд мероприятия будет расти и уже растет». То есть, по сути, раскрутка Мазепы идет полным ходом, а главное – выбран беспроигрышный вариант этого Мазепалэнда. Ну кто же из граждан благословенной Украины не желает заработать? Какие там нравственные ценности, когда есть призовой фонд?

Не отстают от медийных затейников и их националистические собратья, разумеется, не столь искусные в делах продвижения «продукта», но куда более злые. Они пытались вновь установить на Соборной площади «памятный камень на месте будущего памятника гетману Мазепе». «Доброй традицией» националистов стало устраивать факельные шествия по Полтаве, призывая к новой «украинской национальной революции». Власть бродить фашиствующим землякам не мешает, хотя устанавливать памятник и даже камень в память о гетмане-изменнике тоже пока не дает.

 
Зато дает возможность проводить русофобский фестиваль «Мазепа-фест» и всяческие мазепинские конкурсы.
 
И вот Полтава опять «отмазепилась», как говорит известный полтавский писатель Юрий Погода. Труженик холста и кисти Мыкола Пидгорный, имеющий мандат заслуженного художника Украины, решил, что натюрморты и пейзажи ему либо недоступны, либо неинтересны, и   сосредоточил свое умение «малевать» на «новых героях» государства.
 
Такую страсть мастера горячо поддержало руководство Музея Полтавской битвы, решившее устроить презентацию очередного «шедевра кисти» полтавского мэтра именно в музее того, кто наголову разбил и войска иуды Мазепы, и его хозяина -  шведского короля Карла XII.
 
Очередным творением Мыколы Пидгорного, представленным в музее русской воинской славы, стало полотно, изобразившее соратника Мазепы – Пылыпа Орлика, как утверждается, «автора первой на Земле демократической конституции», которую тот написал триста лет тому назад, находясь в бегах в подтурецкой Молдавии. Бегство в шведском обозе именуют сегодня звучно и утонченно – «политической эмиграцией».
 
Напомним, что музей – не частная лавочка, а учреждение государственное, и в нем без ведома и благословения соответствующих государственных органов (в данном случае городских), отвечающих за родную народную культуру, нельзя даже гвоздь в стену вбить, не то что презентацию местного живописного шедевра устроить. Особенно это касается Музея Полтавской битвы. Хотя в наше толерантное время, как любил говорить бывший гарант, все может быть…
 
Директором музея Полтавской битвы служит пани Н. Билан, не имеющая никакого отношения к истории, зато, видимо, хорошо разбирающаяся в украинском синтаксисе и морфологии, а также искренне, даже с долей некой экзальтации, по поводу и без, восхищающаяся «подвигами Мазепы». Как говорится – «свой человек».
 
Музей (кто видел его экспозицию, подтвердят) уже давно превратился в форпост мазепинства. Большая часть экспозиции, отражающая славу русского оружия, находится в запасниках…
 
Дабы придать презентации шедевра известный размах, организаторы провели, как они ее назвали, «научно-развлекательную» (!!!) программу. В рамках этой научно-развлекательной части хозяева продемонстрировали гостям имеющиеся у них книжные раритеты, а потом вживую (!) прямо на глазах прибывших любителей «национальных героев», музейный труженик Иван Окара слепил из глины три козацких люльки для курения, чем внес в ход мероприятия особый, так сказать, «козацкий» колорит.
 
После такого разогрева гостей пригласили любоваться новой версией изображения первого «конституционщика» планеты – Пылыпа Орлика.
 
Пришло время демонстрировать недра интеллекта самому автору портрета, который он рисовал целый год, видимо, к юбилею первой планетарной конституции. Для того, чтобы правильно нарисовать своего кумира, по словам Пидгорного, он долго и целеустремленно изучал биографию Орлика. «Я хотів передати не тільки те, що він гетьман, а й людина, яка знала декілька іноземних мов» (Я хотел передать не только то, что он гетман, но и человек, который знал несколько языков), - говорил художник. http://www.poltava.pl.ua/news/culture-and-education/2151/
 
Откровенно говоря, одухотворенности мыслителя-государственника, ученого мужа и уж тем более полиглота в облике Орлика зрителям, как они ни старались, узреть не удалось – просто усатый дядька с недобрым взглядом мстителя в экзиле.
 
Однако любопытно то, как полтавские власти используют политическую возню вокруг этой «исторической фигуры» с явной выгодой для себя.
 
Вот делегация полтавских чиновников, пользуясь «околошведским» брендом Полтавы, рванула в Швецию, в город Кристианстадт. Казалось бы, ничего особенного, но мотивация визита в первых строках информационных сообщений: «Місто тісно пов’язане з історією України, адже три століття тому там мешкав гетьман України в еміграції Пилип Орлик» (Город тесно связан с историей Украины, так как три столетия назад там жил гетман Украины в эмиграции Пылып Орлик). http://www.rada-poltava.gov.ua/news/53364696/
 
При этом все, кто раскручивает сегодня мазепинского «товарища по несчастью», не упоминают, что Орлик не прочь был уйти от Мазепы вместе с козацкой старшиной, успевшей покинуть шведский лагерь и покаяться, пока Мазепа не попросил шведов охранять своих коллег по измене. Кроме того, полулитовец, получех Орлик был иезуитом и лишь затем по каким-то своим соображениям попал в православие. До своего бегства с Мазепой к туркам он был генеральным писарем и особенно ничем не выделялся. В «герои» Пылып Орлик попал, когда стал «гетманом в изгнании», хотя никто его не изгонял. Сам удрал. И лишь коротая свои дни в шведском далеке, Орлик примерил на себя образ борца за украинскую свободу и демократию.
 
Орлик заключает против России союзы с кем угодно - от шведов до татар и не раз приходит на Правобережье с их бандами, сея здесь смерть и разруху. Перебравшись в Европу, Орлик пытался натравить на Россию Францию, Англию, Польшу, Ватикан. По одной из версий, Орлик вообще в своей надежде привлечь турок к новой войне с Россией принял ислам, чего ради и вернулся в подтурецкую Молдавию, и умер в Яссах.
 
Вот такие они, образцы для подражания, и с их именами город победной славы единого русского народа превращается в город славы мазепинской, увы…
2774
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/neistrebimoe-poltavskoe-mazepinstvo