Несокрушимые и легендарные песни Александра Александрова
После вторжения фашистов на советскую землю поднять дух бойцов – защитников Отечества и всего народа помогали полные мужества и силы военные песни. Одной из них суждено было стать самой яркой. Монументальная, мощная, суровая «Священная война».
13 апреля исполняется годовщина со дня рождения автора музыки великого произведения, отразившего огромную силу духа советского народа.
В первые дни войны стихи Лебедева-Кумача «Вставай, страна огромная!» напечатали две газеты. Александров сразу написал музыку, ночью собрал коллектив Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР, которым он руководил.
Музыканты репетировали песню по нотам, расписанным мелом на доске. Уже 26 июня песня-призыв прозвучала на Белорусском вокзале. С ней эшелоны отправлялись на фронт громить врага.
Священная война (Краснознамённый ансамбль им. Александрова) 1941 г.
«26 июня она впервые прозвучала на Белорусском вокзале. Это было незабываемо!.. В огромном прокуренном зале вдруг наступила невероятная, напряженная тишина. Она висела в воздухе ещё несколько минут после того, как отзвучала последняя нота… и взрыв оваций! Заранее подготовленная программа концерта для отправляющихся на фронт красноармейцев «полетела»: народ требовал вновь и вновь повторять «Священную войну», пока песня не запомнилась наизусть. И когда эшелон отходил, она снова зазвучала, но на этот раз ее пели уже уходящие на фронт бойцы…» (впечатления А. Шилова)
Архивное фото. Краснознамённый ансамбль красноармейской песни и пляски СССР, 1941 год
Борис Александров, сын композитора, также оставил свои воспоминания о том историческом моменте: «В Москве тогда оставалась лишь одна группа ансамбля, три другие уже выступали на фронте. В эту группу Александр Васильевич и принес новую песню. Понравилась она сразу, разучили ее быстро и впервые исполнили на Белорусском вокзале... Вокзал был заполнен бойцами. В походном снаряжении они сидели на скамейках, рундуках, чемоданах, дымили махоркой – у каждого своя дума... Сначала нас никто не заметил. Но вот – первые такты песни... Весь вокзал словно замер. Я стоял рядом с хором и видел, как слушатели буквально впитывали в себя звуки. И вдруг встает один, другой, третий... Все! А потом тишина. Пауза какой-то немыслимой тишины — и шквал. Требовали: «Еще!» Исполнили еще раз, потом третий, четвертый…»
Барельефная мемориальная доска на здании Белорусского вокзала
Первые отрывистые аккорды бессмертного произведения полны надвигающегося ужаса, которому противится душа. В маршевом ритме слышится солдатская поступь, решимость сплочённой страной встать на борьбу с врагом. Песню невозможно слушать без слёз.
То, что поэт отразил в стихах, композитор передал в музыке, а именно те чувства, которые испытывали миллионы советских людей: главной задачей для них на ближайшие четыре года было уничтожение, разгром «гнилой фашистской нечисти».
В своих воспоминаниях композитор писал: «Внезапное нападение вероломного врага на нашу Советскую Родину вызвало во мне, как и во всех советских людях, чувство возмущения, гнева и мести. Я никогда не был военным человеком, но у меня всё-таки оказалось могучее оружие в руках, это – песня. Песня, которая так же может разить врага, как и любое оружие… И потому с первых же дней я принялся со святым, искренним чувством за создание собственного оружия, которым я лучше всего владею, – песни»…
Александр Васильевич Александров за роялем
Искреннее чувство музыканта вылилось в произведение небывалое по силе эмоционального воздействия. Нужно сказать, что на стихи Лебедева-Кумача написали песни несколько композиторов. Но только одной из них было суждено стать «священной» для каждого человека из поколения Великой Отечественной.
Эта песня придавала мужество, вселяла бесстрашие, готовность защищать Родину самым робким и нерешительным. Её пели на передовой, в окопах, землянках, в перерывах между боями. Исполняли дети, в школах, госпиталях… И до сих пор она звучит на торжествах и величественных парадах. Под её звучание выносят Знамя Победы. Маршал Георгий Жуков назвал её бессмертной…
К 1 июля 1941-го песня была записана на пластинку. Есть сведения, что первоначально цензура разрешила исполнение до ноября. Слишком суровой показалась песня, поскольку не сулила быстрой и лёгкой Победы, а напротив, настраивала на большие потери и тяжкие испытания. Только лишь после первых поражений на фронтах, когда враг вплотную приблизился к Москве, стала ясна суровая правда. Что сломить врага можно только всей страной. С 15 октября песня стала ежедневно звучать по радио сразу после боя курантов.
Огромное воздействие столь трагичное и одновременно грозное звучание вызывает и после войны, и не только на просторах родины. После прослушивания «Священной войны» британец Эндрю Макгилл, родственник королевы, был потрясён. Он проявил большой интерес к изучению истории войны, России, творчества композитора. «Я был ещё маленьким мальчиком, когда впервые услышал эту песню… Хотя я не понимаю по-русски, но эмоции, которые вызвала эта музыка, переполняли меня. Я не мог так просто слушать эту песню… Это охватывало всего меня! Одна только мелодия способна вызвать невероятные ощущения!..»
Певец Иосиф Кобзон называл ее песней-молитвой: «Она была как молитва Великой Отечественной войны. «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!» И без содрогания её нельзя было слушать… Она была как бы напутствием нашим солдатам, нашим воинам, нашим защитникам: «Защитите Отечество! Защитите страну!..»
Неудивительно, что в перестроечные годы развернулась серьёзная кампания вокруг этого истинного шедевра. Определённым кругам захотелось дискредитировать этот безусловный символ Победы. Авторство слов пытались приписать жителю Ярославской области, немцу по национальности. Внуки официального автора обратились за защитой чести родственника в суд, который своим решением подтвердил авторство известного поэта Лебедева-Кумача.
«Священная война» была и остается музыкальным символом кровопролитной войны. Рукописный подлинник произведения преподнесен в дар Московской консерватории, учебному заведению, которое окончил композитор.
С дирижёрской палочкой в руке Александр Александров воплощен в памятнике, установленном в сквере по Земледельческому переулку столицы.
Памятник Александру Александрову в Москве
Сын рязанской земли, выходец из небогатой семьи, со временем он получил консерваторское образование. Александр Васильевич был создан для музыки, имел абсолютный слух, обладал прекрасным голосом.
Он мог стать солистом Большого театра, куда его приглашали. Однако он выбрал стезю композитора. Его огромный талант проявился в сфере создания музыки, основания и руководства Краснознамённым ансамблем красноармейской песни и пляски СССР, который сейчас носит его имя, педагогической деятельности…
До революции Александр Васильевич управлял церковным хором (был регентом). Духовность, распевный строй он перенёс в свои бессмертные произведения.
Александров написал больше 80 песен (в их числе «Несокрушимая и легендарная», «Эшелонная», «В поход, в поход», «Поэма об Украине», «Голубая ноченька», «Волжская бурлацкая», «Сторонка родная), оставил прекрасные образцы духовной музыки, несколько десятков обработок народных, революционных песен, оперной классики.
Среди его композиторских работ, созданных до руководства армейским коллективом, – симфоническая поэма «Смерть и жизнь», опера «Русалка», поэма для хора с оркестром и органом «Христос воскресе», соната для скрипки и фортепиано, исполняемые и поныне. В 1943 году был утверждён гимн СССР, музыку которого написал Александр Александров. Сам он говорил: «Мне хотелось соединить жанры победного марша, чеканной народной песни, широкого эпического русского былинного распева. Хотелось, чтобы гимн был другом и вдохновителем человека-гражданина». Теперь это гимн Российской Федерации.
Заглавное фото: Александр Васильевич Александров