ссылка

Новое дело Тимошенко: выигрыши и риски украинской власти

Увеличить шрифт
А
А
А

Служба безопасности Украины возбудила на днях новое уголовное дело против Юлии Тимошенко и бывшего премьер-министра Павла Лазаренко. Об этом заявил начальник главного следственного управления СБУ Иван Деревянко на брифинге в Киеве. По его словам, дело возбуждено из-за возложения долгов корпорации Единые энергетические системы Украины (ЕЭСУ) на бюджет Украины. «Главным следственным управлением СБУ возбуждено уголовное дело в отношении граждан Украины Тимошенко и Лазаренко», - отметил И. Деревянко.

Возбуждение нового уголовного дела против Ю. Тимошенко после волны ожесточённой критики с Запада по первому  может на первый взгляд показаться верхом абсурда и недальновидности. Однако при детальном анализе есть основания считать, что это достаточно грамотный ответный ход украинских властей, рассчитанный на то, чтобы нейтрализовать негативную реакцию Запада на судебное преследование Ю. Тимошенко и устранить «фактор Тимошенко» вообще при заключении соглашения об ассоциации Украины с ЕС.
 
Следствие обвиняет Ю. Тимошенко в том, что она в сговоре с П. Лазаренко перевела долг ЕЭСУ перед Минобороны России на сумму $405,5 млн. на государственный бюджет Украины. Обвинение Тимошенко в совершении преступления по ч.2 ст.15 («Покушение на преступление») и ч.5 ст.191 УК Украины («Присвоение, растрата имущества или овладение им путем злоупотребления служебным положением») было предъявлено экс-премьеру 12 октября (1).
 
Данное обвинение, в отличие от первого дела, выдвигалось и ранее, ещё при президенте Л. Кучме, так что доказать, что оно придумано нынешними властями для расправы с политическим оппонентом, будет сложно. Главный фактор, который подтверждает его сугубо уголовный характер и, кроме того, является значимым и для Запада, – это связь нового обвинения Ю. Тимошенко с доказанным участием бывшего премьер-министра П. Лазаренко в финансовых махинациях и отмывании денег, причём доказанным в США, где он и отбывает свой срок.
 
Проблема, которая стоит сейчас перед украинским Кабинетом министров, вполне реальна, и состоит она в том, что, как сказал премьер-министр Н. Азаров, российское оборонное ведомство требует от украинской стороны более 405 млн. долл. «И кто же за это должен отвечать? Наверное, те, кто принимал такое решение и взвалил этот долг на нашу страну», - добавил премьер-министр (2).
 
Следствие обвиняет Ю. Тимошенко в том, что она, будучи президентом и фактическим собственником корпорации ЕЭСУ, по предварительному сговору с бывшим премьером П. Лазаренко совершила покушение на растрату средств государственного бюджета в особо крупных размерах путем возложения на Кабинет министров Украины обязательств частной корпорации ЕЭСУ перед Минобороны России на сумму $405,5 млн.
 
Речь идет о соглашении 1996-1997 годов о порядке поставок продукции производственно-технического назначения для нужд Минобороны России промышленно-финансовой корпорацией ЕЭСУ, которую на момент образования долгов перед Минобороны возглавляла Тимошенко (3).
 
Таким образом, необходимость выяснить происхождение этой суммы долга неизбежно выводит на ЕЭСУ и её тогдашнего президента Ю. Тимошенко. Она как раз в то время вела дела с Минобороны России. Механизм же возложения на Кабинет министров Украины обязательств частной корпорации ЕЭСУ перед Минобороны России выводит уже на её вероятного подельника, тогдашнего главу Кабинета министров Украины П. Лазаренко. Поэтому логично, что новое уголовное дело заведено одновременно и на Тимошенко, и на Лазаренко.
 
Несколько осложняет расследование нового дела против Ю. Тимошенко истечение срока давности в соответствии с российскими законами по данному факту преступной деятельности его участников, в том числе и Тимошенко. Но даже и в этом случае официального обращения МО РФ к украинскому правительству с просьбой вернуть долг (а это реальный долг перед РФ) достаточно, чтобы это было основанием для начала реального расследования механизма его (образования задолженности), в частности расследованием того, какие украинские законы были при этом нарушены. В этом смысле у данного обвинения, в отличие от первого, есть реальные юридические основания и перспективы.
 
Истечение сроков давности по данному делу, которое вроде бы предусмотрено и украинским законодательством, отрицает бывший судья Печерского суда Н. Замковенко, который в 2001 году освободил Ю. Тимошенко из-под ареста. По его словам, о сроках давности возобновленного уголовного дела говорить не стоит, потому что в нем фигурирует «солидная сумма и тяжкое преступление». «России был нанесен ущерб в 405 млн. долларов, и за счет государства ЕЭСУ (это частная компания) погасила долг. Другими словами, украла у государства деньги», - сказал бывший судья. Как отметил Замковенко, «это дело может иметь перспективу и расследуется правильно, потому что сроки привлечения к ответственности не прошли» (4).
 
Прояснил данную ситуацию следователь СБУ, который, отвечая на вопрос, не истек ли срок давности по данному делу, сказал: «В соответствии с требованиями законодательства, в частности Уголовного кодекса Украины, сроки давности в данном случае не истекли, поскольку, как известно, в январе 2009 года Тимошенко было совершено преступление и, в соответствии с законом, с этого момента сроки давности привлечения к уголовной ответственности прерываются и начинают истекать заново, то есть до 2019 года» (5).
 
Собственно, данный момент и является уязвимым местом в позиции обвинения. Именно обвинение Тимошенко по «газовому преступлению» обосновано весьма слабо и для Запада (да и для большинства граждан Украины) неубедительно.
 
Однако с точки зрения тактики действий с целью подрыва репутации Ю. Тимошенко у избирателей наличие юридических оснований, т.е. вопрос юридической убедительности/неубедительности в данном случае не играет никакой роли. Если удастся доказать виновность Ю. Тимошенко (а шансы сделать это весьма высоки), то новый громкий процесс и будет ответом по существу на вопрос о роли Ю. Тимошенко в разворовывании государственной казны. А истечение срока давности относится к условной, можно сказать, сугубо случайной договорённости внутри судебной системы, связанной с техникой суда.
 
Если бы во время принятия УК были приведены иные аргументы, то этот срок как раз мог быть и 12, и 14, и 15 лет. Срок давности имеет отношение к пропускной способности судебной системы, но никак не влияет на само событие преступления. Если оно было, то оно было, и это объективная реальность, независимо оттого, какие условности по срокам давности и по каким мотивам были приняты. Эту тонкость чётко улавливают избиратели и в случае неопровержимых улик против Ю. Тимошенко по новому обвинению в сознании граждан Украины она навсегда останется виновной в тяжком преступлении.
 
После нового обвинения слабость позиции Запада по Ю. Тимошенко становится очевидной.
 
Во-первых, сейчас вряд ли можно обоснованно говорить, что Ю. Тимошенко преследуется по политическим мотивам, так как Западу придётся вместе с первым обвинением показывать таковые и на примере второго. А это почти невозможно, иначе придётся объяснять, что делает в американской тюрьме П. Лазаренко.
 
Во-вторых, данное обвинение поставило Запад в позицию обороняющегося. Следующие вслед за обвинением логичные действия украинской власти по сбору материала для расследования последовали незамедлительно. На брифинге руководитель пресс-службы Генпрокуратуры Ю. Бойченко заявил, что его ведомство может обратиться к представителям юстиции США за разовой правовой помощью в деле по долгам ЕЭСУ против экс-премьер-министров Юлии Тимошенко и Павла Лазаренко. «У нас не подписано соглашение о правовой помощи с США, однако есть возможность индивидуально обратиться к США по поводу разовой правовой помощи» (6).
 
Сама же власть во вновь начатом деле, кроме внешних, видимо, преследует и внутренние цели. Если Ю. Тимошенко всё же придётся оправдать и выпустить по первому обвинению, то на этот случай создаётся новое основание для ее осуждения и, соответственно, отстранения от борьбы за власть.
 
Новое обвинение Ю. Тимошенко, видимо, играет роль «последнего довода» в обострившихся отношениях Украины с ЕС. Судя по резко критическим оценкам процесса над Ю. Тимошенко, а также по недавнему заявлению К. Эштон, в Евросоюзе начинает преобладать мнение о необходимости подготовить договор об ассоциации к подписанию, но саму процедуру подписания отложить. Польша, которая пыталась протолкнуть в эти документы положение о перспективе членства Украины в ЕС, была едва ли не в гордом одиночестве, а сейчас, скорее всего, также склоняется к общему мнению о невозможности фиксации европерспектив для Украины (7).
 
На этом фоне более привлекательно смотрится политика ТС, который не вмешивается во внутренние дела Украины и готов видеть ее в своих рядах без унизительных условий такой, какая она есть.
 
__________________________

 

36
Поставить лайк: 95
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/novoe-delo-timoshenko-vyigryshi-i-riski-ukrainskoy-vlasti