ссылка

Новый интеграционный проект для Евразии и место Украины в нём

Увеличить шрифт
А
А
А

Статья председателя Правительства РФ В.В.Путина в «Известиях»  «Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня» (1) вышла вовремя, так как очерчивает перспективы набирающего скорость в своей работе Таможенного Союза. Основные положения статьи опираются на реальный опыт первых удачных шагов ТС и при более внимательном изучении позволяют определить некоторые перспективы относительно будущего места Украины в Европе в случае вхождения/невхождения её в это постсоветское интеграционное наднациональное объединение.

 
Согласно статье, ТС и будущий ЕврАзС должны играть двоякую геополитическую роль в мире: стать мощным наднациональным объединением, одним из полюсов современного мира, и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом. Этот уровень амбиций абсолютно реалистичен, учитывая то, что все члены ТС – это сильнейшие части (такой же не менее значимой и сильной частью является и Украина) советской сверхдержавы. Он сам по себе подчёркивает высокий уровень стратегического мышления политико-деловых кругов – организаторов этого мощного геополитического проекта. «Сложение природных ресурсов, капиталов, сильного человеческого потенциала позволит Евразийскому союзу быть конкурентоспособным в индустриальной и технологической гонке, в соревновании за инвесторов, за создание новых рабочих мест и передовых производств. И наряду с другими ключевыми игроками и региональными структурами — такими как ЕС, США, Китай, АТЭС — обеспечивать устойчивость глобального развития», - указывается в статье российского премьер-министра.
 
В ближайшей повестке дня ТС - кодификация правовой базы Таможенного союза и ЕЭП, чтобы, как пишет В.В. Путин, «участникам экономической жизни не приходилось пробираться через “лес” многочисленных абзацев, статей и отсылочных норм. Для работы им будет достаточно всего лишь двух базовых документов — Таможенного кодекса и Кодифицированного договора по вопросам Таможенного союза и ЕЭП».
 
Тот факт, что, как подчёркивается в статье, «Евразийский союз будет строиться на универсальных интеграционных принципах как неотъемлемая часть Большой Европы, объединенной едиными ценностями свободы, демократии и рыночных законов» полностью нивелирует неосознанные страхи и намеренные страшилки о стремлении России и иных членов ТС «оторвать» Украину от Европы. Начало этой работе было положено ещё в 2003 году, когда Россия и ЕС договорились о формировании общего экономического пространства, координации правил экономической деятельности без создания наднациональных структур. «В развитие этой идеи, - пишет глава российского Правительства, - мы предложили европейцам вместе подумать о создании гармоничного сообщества экономик от Лиссабона до Владивостока, о зоне свободной торговли и даже более продвинутых формах интеграции. О формировании согласованной политики в сфере промышленности, технологий, энергетики, образования и науки. И, наконец, о снятии визовых барьеров. Эти предложения не повисли в воздухе — они детально обсуждаются европейскими коллегами».
 
Принципиальный подход России и иных членов ТС к интеграции с ЕС состоит в двух ключевых требованиях: 1) интеграция должна быть именно взаимной интеграцией, а не поглощением одного другим и  2) взаимодействие между ЕС и ТС (а в будущем – ЕврАзС) должно происходить на равноправной основе. Этим как раз подход членов ТС к сотрудничеству с Евросоюзом принципиально отличается от подхода Украины.
 
Присоединение далеко не передовой в области производства и технологий по европейским меркам Украины к ЕС, конкурентоспособность которого на несколько порядков выше, где высокий уровень производительности труда, большая номенклатура товаров, производимая в значительно большем количестве, не может быть для Украины выгодным в принципе. Разумеется, это верно только, если ставить цель долгосрочного экономического роста на основе развития собственной высокотехнологичной экономики, что возможно только и исключительно при условии участия в равноправном разделении труда. Это последнее вряд ли возможно в условиях интеграции с государствами, которые на порядок выше Украины по уровню развития и с большой натяжкой, чтобы не сказать более жестко, совместимы ментально и по образу жизни с Украиной.
 
Для Украины речь идёт о том, чтобы взаимодействовать с ЕС не в качестве его младшего и, по сути, неравноправного партнёра, а в составе ТС (а со временем – и ЕврАзЭС), поскольку лишь эти организации могут обеспечить взаимодействие Украины с ЕС на равных. Все крупные экономические и инфраструктурные объекты современной Украины создавались во времена СССР в расчёте на общесоюзное разделение труда и были неотъемлемой частью общих технологических цепочек, В этом качестве украинские предприятия и агропром взаимодействовали, прежде всего, с Российской Федерацией, Белоруссией и Казахстаном. Поскольку современная украинская экономика – это осколок единого советского экономического комплекса, постольку наиболее сильные партнёры Украины из бывшего СССР – в целом сопоставимы с Украиной и между собой по уровню социально-экономического развития, имеют в принципе одинаковые проблемы и одинаковые ценностно-ментальные реакции и запросы к образу жизни. В принципе, это единственные достаточные факторы для определения направления интеграции Украины. Интегрируются, как показывает история и экономические законы, с себе подобными по уровню экономического развития, ментальности и образу жизни.
 
Ну а то, что Украина, как и все три участника ТС, имеет интернациональный язык общения - русский,  является дополнительным и очень серьёзным фактором повышения эффективности управления и администрирования интеграционных процессов в Таможенный союз и в будущем ЕврАзС. Успешность взаимодействия национальных управленческих структур членов ТС между собой и с наднациональными органами, как и результативность бюрократической работы в целом, в этом случае предопределяется экономией средств и времени на переводах, отсутствием языковой дистанции в повседневных деловых контактах.
 
Описанных в случае неравноправной интеграции Украины в ЕС негативных последствий можно избежать в ситуации, когда, как пишет В.В. Путин, «участником диалога с ЕС станет Таможенный, а в дальнейшем и Евразийский союз. Таким образом, вхождение в Евразийский союз, помимо прямых экономических выгод, позволит каждому из его участников быстрее и на более сильных позициях интегрироваться в Европу».
 
Как первый шаг на пути равноправного сотрудничества ТС и ЕС стали переговоры о создании зоны свободной торговли между ТС и Европейской ассоциацией свободной торговли. В таком формате члены ТС смогут отстоять выгодные для производителей из стран-членов ТС таможенные тарифы, что, например, было бы практически для них невозможно по отдельности.
 
Соседство ТС и будущего ЕврАзС с нынешним локомотивом мирового экономического роста – со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего с Китаем, создаёт дополнительные экономические возможности для их членов, но и имеет свои риски. Их источник тот же, что и в случае неприемлемости интеграции в ЕС, – высокая конкурентоспособность Китая. Однако, как и в случае с ЕС, эти риски нивелируются в условиях, если Украина будет взаимодействовать с Китаем не одна, а в составе Евразийского союза.
 
В этой связи примечательно следующее место из статьи В.В. Путина: «В повестке форума АТЭС, который пройдет через год во Владивостоке, важное место займут темы либерализации торговли, снятия барьеров на пути экономического сотрудничества. Причем Россия будет продвигать общую, согласованную позицию всех участников Таможенного союза и ЕЭП».
 
У Украины появилась реальная возможность принять участие в деятельности ТС и будущего Евразийского союза почти с самого начала, участвуя при этом в выработке правил игры, что позволит ей обеспечить максимально выгодные условия членства. В ТС Украину готовы принять такой, какой она есть в смысле социально-экономических, политических, ценностно-мировоззренческих реалий, не выдвигая ультиматумов и унизительных условий. Это шанс на экономический прорыв и достойное место в Европе и мире. Стоит ли его упускать?
 
_____________________________ 

(1) http://www.izvestia.ru/news/502761

75
Поставить лайк: 71
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/novyy-integracionnyy-proekt-dlya-evrazii-i-mesto-ukrainy-v-nyom