ссылка

О духовной дружбе Кронштадтского и Одесского святых

Увеличить шрифт
А
А
А

Две звезды праведности воссияли в конце XIX – начале XX века на берегах Балтийского и Чёрного морей, в портовых городах Кронштадте и Одессе. Среди вызывающего порока, ужасающей бедности, восстающего безбожия и, казалось бы, полной безысходности. Святые праведные Иоанн Кронштадтский и Иона Одесский были духовными друзьями. Сведений об их встречах нет, но нельзя исключить, что святые сомолитвенники и духовные друзья состояли в переписке. Достоверно известно, что праведный Иоанн подарил святому Ионе облачение василькового цвета, и одесский священник очень любил в нём служить. Да и в акафисте святому праведному Ионе Одесскому написано: «Когда к пламенногорящему светильнику Отечества нашего, праведному Иоанну Кронштадтскому и всея России чудотворцу жители Одессы приходяху, сей их отсылаше к твоей святыне, глаголя: Своего имате чудотворца, блаженного Иону, пастыря Свято-Николаевские церкви»…

Оба святых – Иоанн и Иона – происходили из самой гущи народа, из небогатых, если не сказать бедных семей. Иоанн Сергиев, будущий Кронштадтский чудотворец, появился на свет в 1829 году в далёком северном Архангельском краю, в семье дьячка храма села Сура. Был он настолько слаб, что родители, опасаясь кончины младенца, поспешили его окрестить. После таинства мальчик стал заметно здоровее. Так впервые проявилась Божия благодать. Детство прошло в условиях крайней нужды, что навсегда оставило в душе священника глубокое сочувствие и безмерное сострадание к беднякам. А ещё особенную любовь к богослужению, воспитанную родителем. Учась в семинарии и академии, Иоанн Сергиев, уже лишившийся отца, занимаясь канцелярской работой, старался максимально облегчить бедность своей матери-вдовы.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Так же и Иона Атаманский, рожденный в семье диакона одесского храма Рождества Пресвятой Богородицы на Слободке Романовке, в раннем детстве лишился отца, вскоре скончалась и мать. Умирая, она благословила мальчика: «Хочу, чтобы ты был добрым пастырем». Однако путь к священству пролегал через годы горького беспризорничества. Несчастного сироту выгнали не только из родительского дома, но даже с их могилы на кладбище, где ребёнок поначалу ночевал. Скитаясь по улицам и питаясь объедками, маленький Иона не забыл о Боге, и Его милость не замедлила: появились опекуны, которые дали мальчику образование, но не заменили родителей. Скорбное, голодное и бездомное детство воспитало в будущем святом особое сочувствие к городской бедноте. А еще юный Иона Атаманский очень любил молитву и богослужение. К тому же он обладал прекрасным голосом. Окончив обучение, юноша вступил в брак, в котором родилось девять детей.

Иоанн Сергиев в 1855 году окончил курс академии со степенью кандидата богословия и вступил в брак с дочерью протоиерея Кронштадтского Андреевского собора К. Несвитского Елисаветою. Как известно, их брак был девственным. «Счастливых семей, Лиза, и без нас много. А мы с тобою давай посвятим себя на служение Богу» – эти слова будущий святой сказал своей невесте накануне венчания. 12 декабря того же года совершилось рукоположение во священника. Отныне вся жизнь и деятельность отца Иоанна была связана с Кронштадтом. Постепенно его фамилия «Сергиев» забылась и преобразовалась в «Кронштадтский». Часто так подписывался и сам отец Иоанн.

С 1897 по 1901 год священник Иона Атаманский служил в Свято-Успенском соборе Одессы. Для прихожан он был личным примером, люди буквально ловили каждое его слово. До сих пор в соборе хранят деревянный крест отца Ионы, который выносят многочисленным богомольцам для целования в дни его памяти. 3 июня 1901 года отец Иона стал настоятелем Портовой Свято-Николаевской церкви. Здесь и проявились по милости Божией его духовные дарования, безграничное милосердие и непобедимость в противостоянии с тёмными силами. Отец Иона имел дар изгнания бесов из страждущих людей. За это тёмные силы мстили, причем через домашних. То в его доме случался пожар, то грабёж. Скорби терпели даже дети. Известен поразительный факт из жития праведного Ионы: дочь София вела настолько, скажем так, не богоугодную жизнь, что скорбящий отец произнес такие слова: «Я вымолю тебе у Бога мучительную смерть для покрытия твоих грехов и для спасения». Это было не проклятье, как может показаться, а наоборот, свидетельство настоящей любви и заботы об участи души заблудшей дочери в Вечности. Со временем София попала в психиатрическую больницу и в 1941 году, когда немецко-румынские оккупанты заняли Одессу, была расстреляна вместе со всеми пациентами и персоналом.

Святой праведный Иона Одесский

Оба святых угодника Божии на месте своего служения столкнулись с безверием, иноверием, сектантством, не говоря о пороках, присущих портовым городам: смеси ужасающей нищеты и полной безнравственности, попрошайничеством, пьянством и бродяжничеством.

Отец Иоанн ежедневно посещал убогие жилища городской бедноты, беседовал, утешал, ухаживал за больными и помогал им материально, раздавал буквально всё, что имел. Также действовал и отец Иона. Одесские и кронштадтские беспризорники и те, кого называют и сегодня отбросами общества, возвращали почти утраченный человеческий образ. Именно они первыми признали святость своих благодетелей. А затем и вся верующая народная Россия. К отцу Иоанну, в суровый, холодный и часто далекий Кронштадт устремились толпы жаждущих утешения. «Нужно любить всякого человека и в грехе его и в позоре его, – говорил батюшка, – не нужно смешивать человека – этот образ Божий – со злом, которое в нём». Сила благодати Божией обильно проявилась и в даре чудотворных исцелений. По сей день страждущие по мере веры получают исцеления от недугов у мощей и икон святых праведных Иоанна Кронштадтского и Ионы Одесского.

Замечательно и их пророческое служение. Оба святых призывали к покаянию и предрекали близость кары Божией за грехи и за богоотступничество. Грозные слова святого праведного Иоанна Кронштадтского «царство Русское колеблется, шатается, близко к падению» в полной мере ощутил святой Иона Одесский. Его пастырское служение пришлось на тяжёлые времена: русско-японская война, восстание на броненосце «Потёмкин», Февральская и Октябрьская революции, Гражданская война, голод, разруха, автокефальный и обновленческий расколы – предтечи нынешней ПЦУ, гонение на Церковь.

В истории Одессы сохранилась память об исключительном мужестве о. Ионы во время бунта на броненосце «Потёмкин». Когда был убит матрос Вакуленчук, городская власть запретила его хоронить. Священники отказались совершать над ним чин православного отпевания, т.к. по канонам оно не совершается над бунтовщиками. Тогда матросы броненосца нацелили пушки на город и пригрозили обстрелом беззащитной Одессы. В этой буквально взрывоопасной ситуации отцу Ионе удалось уговорить градоначальника разрешить похоронить Вакуленчука. Батюшка сам совершил отпевание, но земле матроса предали за оградой кладбища как бунтовщика. Команду мятежного броненосца такой исход событий устроил. А вскоре и сам корабль покинул Одесский порт и ушёл в нейтральные воды.

В годы советской власти о. Иона продолжал своё служение в Портовой Свято-Николаевской церкви. Сначала его не трогали. Потом начались обыски и допросы. В те годы в Одессе только отец Иона и ещё несколько священников, несмотря на угрозы, оставались верными Святейшему Патриарху Тихону и не поддерживали обновленцев. «Революционные» храмы пустовали, а Портовая церковь не могла вместить богомольцев, прибывавших со всей Одессы. Обновленцы жестоко мстили одесскому пастырю: требовали его высылки, а когда это не удалось, попытались отравить о. Иону пирогом в день Ангела. Но прозорливый по милости Божией священник сказал отравителям: «Я его не съем, а сколько людей отравятся». И пирог унесли.

Портовая Свято-Николаевская церковь

В 1921 году началась кампания по изъятию церковных ценностей. Так Свято-Никольский храм лишился многого из своего имущества, а отец Иона был арестован. Тогда на защиту своего пастыря поднялось такое множество народа, причём именно рабочих и крестьян, что власти вынуждены были освободить батюшку.

Тяжёлая болезнь, приведшая к преждевременной смерти, – ещё одна общая часть жития обоих святых. И всенародные похороны. Такие, каких прежде не видел ни Кронштадт, ни Одесса. Тысячи богомольцев заполнили все городские улицы по месту проведения погребальной процессии. И этот людской поток к святым угодникам Божиим не иссякает по сей день.

26 октября 2016 года в Одессе митрополит Агафангел совершил чин освящения престола уникального храма в честь святого праведного Ионы Одесского с нижним храмом в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского. Так духовные друзья в новейшее время объединились в одном храме.

«Святые, в честь которых освящены два престола этого храма, жили в разных местах, но их соединяла духовная связь, молитвенное единение и евхаристическое общение», – сказал, в частности, владыка Агафангел в своем архипастырском слове в день торжества, подчеркнув, что эти святые «являли примером своей жизни истинность Православия. Что вера в Бога – это не выдумка и не иллюзия, а самая что ни на есть настоящая жизнь – жизнь во Христе и со Христом. Эти святые и поныне являют свое молитвенное ходатайство за нас. Их молитвенная поддержка ощущается каждым верующим, кто искренне к ним обращается за помощью».

 

396
Поставить лайк: 975
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору

Читайте также

Почему Штаты продвигают «фанарского вора»?

Украина без свободы совести и без совести вовсе

Ты их в дверь – они в окно: раскольники ПЦУ рвутся во Всемирный совет церквей

Галопом по Европам: как антицерковный агитпроп заграницу обрабатывает

Церковная уния в Белоруссии – исторический процесс длиною в столетия

США игнорируют озабоченность ООН по поводу войны с православием на Украине

Юбилей расстриги и плоды его деятельности на Украине

Святитель Иона, первый митрополит Московский и всея Руси

Как литовский князь Витовт Русскую православную церковь разделял

https://odnarodyna.org/content/o-duhovnoy-druzhbe-kronshtadtskogo-i-odesskogo-svyatyh