ссылка

О Николае Бурляеве и «Золотом витязе»

Увеличить шрифт
А
А
А

Самой первой яркой ролью Бурляева стала пронзительная работа в фильме «Иваново детство» (1962), съёмки коего проходили близ Канева на Днепре, по рассказу В. Богомолова «Иван» (сценарий написан самим режиссером А. Тарковским и А. Кончаловским специально для молодого актёра, тогда подростка, оператор В. Юсов). Фильм режиссёра-дебютанта получил множество престижных призов на международных кинофестивалях (в первую очередь «Золотого льва» в Венеции) и вошел в сокровищницу мирового кино. Кумир Тарковского Ингмар Бергман, посмотрев «Иваново детство», сказал: «Знакомство с первым фильмом Тарковского оставило впечатление чуда». Всецело согласимся с мнением всемирно знаменитого кинорежиссёра.

Бурляев – Иваново детство

К слову, в «Ивановом детстве» сыграл и киевский актер Николай Гринько, коего Тарковский снимет потом в своих шедеврах «Андрее Рублёве», а затем в «Солярисе», «Зеркале», «Сталкере».

Вторым шедевральным входом Бурляева к зрителю станет его роль в главе-новелле «Колокола» фильма «Андрей Рублёв» (1966). Так случилось, что попасть в те самые места, где снимался этот любимый фильм, автору этих строк привелось в жизни трижды, довелось зафиксировать в памяти и на фотоплёнке «прекрасное мгновение» у стен суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря на высоком берегу притока знаменитой речки Нерль реки Каменки, откуда открывается дивный вид на монастырь Покровский, образующий волнующую панораму в новелле «Колокола».

Бурляев – Андрей Рублёв

Последний раз – в последние дни ноября 2013 г. с исполнителем роли колокольного мастера Бориски, который здесь, среди снегов, рассказал, как дубль за дублем больно катился к Каменке во время съёмок – по овражцу, под ледяным дождем. Произошёл рассказ во время фестиваля «Золотой витязь», в тот раз литературного. Тут, на берегу Каменки, должно быть какое-то особое место силы, пронзительности, любви, где словно в свиток свивается пространство-время, которое ты пронизываешь и расширяешь изнутри своей краткой жизнью, вбирая в себя сразу всю историю святых, воителей, художников всех русских времен.

Памятны нам роли Николая Бурляева также в фильмах «Служили два товарища» (1968) Сергея Лукашевича, «Мама вышла замуж» (1969) Бориса Голубева, «Проверка на дорогах» «1971) Алексея Германа. Очень убедительно сыграл актёр роль Иешуа Га-Ноцри в фильме Юрия Кары «Мастер и Маргарита» (1994). Эпизодическая роль императора Николая II в фильме «Адмиралъ» (2008) также удалась.

На свой манер о людях, прошедших войну молодыми, переживших на войне любовь, встретивших свою военную влюблённость в непростой послевоенной жизни расскажет, по своему же сценарию, в своём самом, пожалуй, известном фильме «Военно-полевой роман» (1983) кинорежиссер Петр Тодоровский, где прекрасно сыграла цела плеяда известных актёров: наряду с Николаем Бурляевым в роли Александра Нетужилина также Наталья Андрейченко, Инна Чурикова, Петр Проскурин, Зиновий Гердт. Лента не только запомнилась миллионам советских зрителей, но и вполне заслуженно была номинирована на американскую премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

Бурляев – Военно-полевой роман

Реальность такова, что актёр Бурляев ярко проявлялся в фильмах выдающихся режиссёров, которые внятно понимали, что следует лепить из этого дарования, и гораздо менее удачно – в фильмах гораздо более слабых, а также в собственных. Работы Н. Бурляева как режиссера, на наш взгляд, малоубедительны.

Однако особо следует сказать о детище Н. Бурляева, рождённом в 1992 году и живущем по сей день, ныне нашедшем постоянное пристанище в Севастополе, – Международном форуме славянских и православных народов «Золотой витязь».

«Недаром вас звала Россия / На праздник мира и любви; / Но знайте, гости дорогие, / Вы здесь не гости, вы — свои!» Этими строками, а точнее, прочтя сочинение Ф. Тютчева «Славянам» («Привет вам задушевный, братья...») целиком, президент Международного кинофорума «Золотой витязь», член Патриаршего совета по культуре, председатель Союза деятелей славянской культуры, народный артист России Николай Бурляев открывает свой ежегодный Международный кинофорум «Золотой витязь».

За 27 лет кинофестиваль вырос в Международный форум славянских искусств, включающий в себя Театральный, Музыкальный, Литературный фестивали, а также форум боевого искусства. По словам Н. Бурляева, «здесь собрались люди, которые избрали для себя не доходный промысел, а служение искусству».

Неизменный девиз форума «За нравственные идеалы, за возвышение души человека» поддерживает в своих выступлениях профессор Софийской киноакадемии, вице-президент форума «Золотой витязь» Маргарит Николов (Болгария): «То, чего не хватает сегодня на планете, есть здесь, в России, на “Золотом витязе”: любовь, радость, просветлённый дух».

В форуме принимают участие ежегодно десятки популярных артистов и режиссёров из разных стран — России, Белоруссии, Украины, Сербии, Болгарии, Польши, Грузии, Хорватии, Эстонии, Боснии и Герцеговины, Черногории, Греции, Румынии, Туркмении, Азербайджана, Ирана, Франции, Бельгии, Канады. Концертные и творческие встречи проходят в вузах, театрах, на открытых площадках.

Так, на кинофоруме 2013 г. режиссёр, народный артист СССР Эльдар Шенгелая (Грузия), получая на сцене Хабаровского театра музыки Золотую медаль им. С. Ф. Бондарчука «За выдающийся вклад в кинематограф», напомнил: «Грузинские писатели еще в XIX веке почти все учились в Петербурге или в Москве, грузинские режиссёры в советское время учились во ВГИКе. Мы опираемся на русскую  культуру. И сейчас для меня очень важно, чтобы эти связи вновь восстановились. Всякое добро дается всему человечеству. Значит, вы служите не только русскому народу, но и всему миру». Н. Бурляев сразу ответил собрату: «“Золотой витязь” всегда поддержит “Витязя в тигровой шкуре”»!

Бурляев – Золотой витязь

Участниками «Золотого витязя» неизменно являются и деятели кино Украины. Однажды «Золотой витязь» побывал на Украине, проплыв в мае 1998 г. на теплоходе по Днепру; это был VII кинофестиваль «витязя», оказавшийся весьма представительным: в нем приняли участие свыше 300 кинематографистов из 28 стран.

В своих записках Н. Бурляев вспоминал: «Наше паломничество по Днепру от Киева до Севастополя было светлым и красивым. Сотни людей встречали нас на пристанях хлебом-солью, с любовью, песнями и танцами, с заверениями в неразрывности наших братских уз. Эпохальным стал этот Днепровский путь и лично для меня. Ведь впервые за 37 лет, прошедших после съемок «Иванова детства», я вновь увидел дорогой моему сердцу Канев, могилу Тараса Шевченко, песчаную косу, на которой проходили съёмки, и гостиницу над Днепром, в которой жила наша кино­группа. За эти годы продуваемое днепровскими ветрами здание обветшало и обезлюдело. Я заглянул в свой номер, в номер Андрея Тарковского, где мы провели столько светлых вечеров, где пелось столько песен и было столько тепла и радости...

В Запорожье нас повезли на казачий праздник. Глядя на лихих наезд­ников, с гиканьем проносившихся мимо наших трибун, я не выдержал, попросил коня и саблю: показал, что и московские казаки не лыком шиты. Здесь, в Запорожской Сечи, на родине моего прапрадеда, казачьего полков­ника Бурляя, во мне заговорила казачья кровь…

А пройдя по Днепру еще несколько десятков километров и попав в родные места С. Ф. Бондарчука, я сделал неожиданное открытие – да ведь мы земляки!.. Так вот откуда наше взаимное расположение друг к другу и духовное родство!»

С «духовным родством» случаются и осечки. Так, выходец из шахтёрской семьи народный артист Украины Владимир Талашко, кстати, ученик Н. Мащенко, памятный ролью летчика Сергея Скворцова в фильме Л. Быкова «В бой идут одни старики», тот самый, что кричал перед пике в самолете «Будем жить!», неизменно привлекал к себе зрителей кинофорума «Золотой витязь». К нему, профессору Киевского национального университета театра, кино и телевидения имени И.К. Карпенко-Карого, неизменно подходили за автографами. Каково же было всем узнать, что Талашко превратился в откровенного антироссийского активиста, постоянно участвующего в различных акциях, проводимых необандеровской киевской властью и открыто высказывающего симпатии С. Бандере. Более того, Талашко является ярым сторонником продолжения боевых действий против мирных жителей в Донбассе и даже снимается в рекламе так называемой АТО. В одном из роликов, приуроченных к юбилею Победы, он сыграл ветерана Великой Отечественной, внук которого воюет против ополченцев на юго-востоке страны и которого бывший фронтовик поддерживает в его действиях. При всем этом пан Талашко не стесняется в России подработать, наезжая иногда для участия в различных шоу.

При такой всеохватности, которую демонстрирует Н. Бурляев, без «накладок» не обходится. Так, на одном из кинофорумов «Золотого витязя» во время конкурсного показа документального фильма «Человек есть тайна» (Украина) режиссёра Мурада Мамедова выяснилось, что фильм представлен без субтитрования на русском языке. Даже член жюри из Беларуси оказался в затруднении с пониманием текста. Позже возник также вопрос, зачем эта лента вообще была представлена в конкурсный показ и какие такие «добрые и дружественные» намерения преследовали инициаторы этого акта. Похоже, и сам М. Мамедов сильно ратует за «украинское дело», и киностудия «Контакт», которая фильм произвела. Дело в том, что лента, о сомнительном художественном уровне которой можно судить уже по названию, рассказывающая о творчестве талантливого современного композитора, лауреата, между прочим (обратим внимание на годы), республиканской премии ЛКСМУ им. М. Островского (1976) и Национальной премии Украины имени Т. Шевченко (1977) Е. Станковича, начинается сразу с очень щекотливой темы – голодомора на Украине. С первых же кадров звучит «Панихида по умершим от голода» Станковича – для солистов, двух смешанных хоров, чтеца и симфонического оркестра на слова Д. Павлычко, написанная как будто под диктовку Ющенко или Тягныбока. И Б. Ступка, выдающийся артист, получивший в Москве все мыслимые и немыслимые премии и титулы, читает стихи Павлычки — «не забудьте вы, як мы помыралы по вине Москвы». Стоит ли удивляться, что некоторые зрители после этих слов, прозвучавших с экрана, демонстративно покидали фестивальный кинозал.

А певица Руслана Лоцман, ученица известной исполнительницы Нины Матвиенко, выйдя на сцену в украинском национальном костюме, красивым голосом спела а капелла русский трагический вальс «На сопках Маньчжурии», вызвав овацию зала, а потом исполнила под «минус» новодел про «гетманов, героев Украины», где в припеве выстроен следующий странный ряд: Хмельницкий, Мазепа, Дорошенко.

Трудно понять причины таких «осечек» в фестивальной политике «Золотого витязя», но отметим это «двоение» национального украинского сознания, когда, с одной стороны, внешне в гостях высказывается «братская любовь» к русскому народу (а мы понимаем, что русские и украинцы – это один народ), а с другой – несомненно, присутствует то ли фига в кармане, то ли «ересь украинства» или «каинов комплекс украинства».

Однако пожелаем «Золотому витязю» и его руководителю, чтобы объединительные и духовно-просветительские усилия не были напрасны.

327
Поставить лайк: 706
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/o-nikolae-burlyaeve-i-zolotom-vityaze