Обстоятельства заставляют Киев начать модернизацию ГТС
Украинские специалисты и политики не раз заявляли, что стратегической потерей государства будет не столько Крым и Донбасс, сколько газовый транзит по украинской ГТС. Многолетняя традиция «тырить газок» и стабильная система выплат даже в «горячие революционные времена» давали Киеву спокойствие за свою «заначку».
Однако теперь уже ясно, что газ пойдет по «северным потокам», обходя территорию патриотических скакунов, а возможность продолжения транзита, хотя и оговаривается на международных встречах, но не гарантирована.
В этих условиях, Киев решил срочно найти покупателя части ГТС. Уже заявлено, что принятый в 2014 году закон №1645-VII «О внесении изменений в некоторые законы Украины о реформировании системы управления единой газотранспортной системой Украины», действительно, позволяет продажу до 49% акций компании-оператора.
Цель продажи тоже объявлена – авторитет западного инвестора должен, по мнению киевских мудрецов, оказать на Кремль давление и даже с пуском «Северного потока - 2» заставить Газпром прокачивать газ по Украине. В то, что такой кандидат найдётся, пока никто не верит, хотя называют некие компании из Европы или США. Есть также версия, что компания будет подставной, с «малоизвестным инвестором», как это уже случилось в 2012 году. Тогда представители украинских властей подписали соглашение о строительстве под Одессой терминала по приему сжиженного газа с испанской компанией Gas Natural Fenosa. С «испанской стороны» документ подписывало неизвестное лицо, в итоге деньги были прокручены, а терминал не появился.
Куда более реально предложение Берлина, который после переговоров Меркель с Путиным предложил гарантии сохранения части транзита в обмен на реконструкцию и модернизацию ГТС. Дело затратное, но реальное.
Судя по сообщениям Укртрансгаза, не ослабляя надутых щек, Киев все же начинает выполнять предложение Берлина и Москвы и приступает к модернизации ряда участков ГТС. Пресс-служба Укртрансгаза сообщила, что в планах развития ГТС на 2018-2027 годы запланированы инвестиции 60 млрд гривен. Важной статьей плана является модернизация 7 магистральных газопроводов и их участков, среди которых: «Уренгой–Помары–Ужгород» (2,6 млрд грн), «Ивацевичи-Долина» (59 млн грн), «Долина-Ужгород-Государственная граница», «Марьевка–Херсон 2», «Шебелинка-Славянск», «Шебелинка-Днепропетровск-Одесса» (239 млн грн), переход через р. Днестр «Киев-Западная Украина» (38 млн грн).
Также планируется реконструкция 6 компрессорных станций, занятых транзитом газа из России в Европу. Это станции «Бар» (1,8 млрд грн), «Яготин» (2,2 млрд грн), «Диканька» (1 млрд грн), «Ромны» (1,3 млрд грн), «Александровка» (1 млрд грн) и КЦ4 Бильче Вылыця (около 1 млрд грн).
Как указано в сообщении: «Целесообразность проведения реконструкции объектов ГТС базируется на анализе их технического состояния и загруженности, в том числе с учетом угрозы прекращения транзита российского газа по территории Украины. При разработке Плана компания также учитывала фактор поддержки развития собственной добычи газа в Украине как в настоящем, так и в будущем»
По материалам СМИ