Опасные тенденции развития Севастополя
12.08.2010
Напечатать
А
А
А
В развитии городской инфраструктуры Севастополя заинтересована не только Россия, но и Европейский Союз. Кто победит в противоборстве? Пока западноевропейское влияние на экономику и гуманитарную сферу города является доминирующим. Этому способствует ряд факторов.
1. Массированное участие в социально-экономическом развитии Крыма и Севастополя стран Евросоюза.
Сегодня таковых насчитывается уже 13. В июле чрезвычайный и полномочный посол ЕС на Украине Ж. Пинту Тейшейра заявил, что инициатива ЕС предусматривает модернизацию туристической отрасли, повышение инвестиционной привлекательности Севастополя и привлечение прямых иностранных инвестиций в инфраструктуру города (Крымская правда, 20 июля 2010 г.).
На эти цели в течение первой половины 2010 г. город получил от Евросоюза 2 млн. евро техпомощи с формулировкой «На улучшение инвестиционной привлекательности города в свете обсуждения законопроекта о СЭЗ "Севастополь"» (Слава Севастополя, 30 июня 2010 г.).
В июле новый глава Севастопольской госгорадминистрации (СГГА) В. Саратов заявил об окончании работы над стратегией развития Севастополя на 2010–2015 гг. и передаче этого документа на рассмотрение парламента Украины. Приоритетными направлениями стали: топливно-энергетический комплекс, рекреация и туризм, портовая инфраструктура, морехозяйственный комплекс, аэропорт «Бельбек» (Слава Севастополя, 25 июня 2010 г.).
Экономическое влияние ЕС на развитие Севастополя сопровождается изменением исторической памяти горожан и историко-культурной идентичности.
Например, в мае и июне этого года в Крыму и в Севастополе прошли Дни Германии.Как сообщалось, в мае в бухту Севастополя зашло научно-исследовательское судно, в рамках этого визита прошла научно-практическая конференция по океанографии, проведены неделя немецкого кино и театра. В год 65-летия Великой Победы Советского Союза во Второй мировой войне Германия объявила, что в 2010 году Крым и Севастополь станут центром культурной деятельности этой страны [2].
Грозным предупреждением потомкам победителей звучат слова чрезвычайного и полномочного посла ФРГ в Украине Х. Хаймзёта о том, что крымское «побережье просто надо очистить от тех неприятных остатков прошлого, которые еще есть» [2]. Не поэтому ли весной Хаймзёт встречался с лидером радикальных крымских татар в автономии М. Джемилёвым и пообещал им финансовую поддержку Германии?
Вектор Украины у посла сомнений не вызывает: «Украина – это глубоко европейская страна и было бы ошибкой осуществить полный ее поворот в другую сторону... И я не вижу альтернативы, кроме той, чтобы Украина следовала европейским стандартам» [2].
Интересы Германии в Севастополе сосредотачиваются вокруг поддержки малого и среднего бизнеса, программ в сфере применения альтернативных источников энергии и пр., через открытие отделения Германского общества технического сотрудничества (GIZ) [2]. Еще одно направление – развитие туристического сектора, к которому проявляют интерес и США. Так, состоялась первая встреча турагентств города-героя с министерством курорта и туризма автономии в целях налаживания сотрудничества, профинансированная правительством США.
Еще одна страна ЕС - Польша объявила об открытии генерального консульства в Севастополе в сентябре.
2. Продолжающиеся атаки на Черноморский флот РФ со стороны Партии регионов, несмотря на улучшение отношений с Россией.
В конце июня министр обороны РФ Анатолий Сердюков сообщил о начале восстановления полномасштабного и взаимовыгодного военно-технического сотрудничества двух стран, в том числе с использованием комплекса «Нитка» в г. Саки, проведении российско-украинских учений, использования мощностей украинских судостроительных и судоремонтных заводов (Флаг Родины, 26 июня 2010 г.). Но все это дело будущего. Да и планируемое российско-украинское сотрудничество сильно отстаёт от аналогичных контактов Украины со странами Запада.
Всего четыре дня и только на компьютерах с 21 июня по 25 июня в Севастополе проводились украинско-российские командно-штабные учения «Фарватер мира-2010». По сути, в эти же дни (2 июля) на базе Академии ВМС им. П.С. Нахимова завершился двухмесячный (!) командно-штабной семинар по вопросам организации работы многонационального штаба, организатором которого выступили представители королевских ВМС Великобритании и вооруженных сил Великобритании (Слава Севастополя, 2 июля 2010 г.).
Не настраивают на оптимизм и планы севастопольской госадминистрации относительно распоряжения средствами, которые будут выделены Россией Севастополю в порядке оказания социально-экономической поддержки в реализации ряда городских программ. Оказать такую поддержку распорядился президент России Дмитрий Медведев, давая указание МО РФ разработать план развития военно-морской базы ЧФ в Севастополе. Уже в июне в ходе поездки севастопольской делегации во главе с председателем горсовета Валерием Саратовым в Москву было принято решение о разработке программы сотрудничества между двумя городами на долгосрочную перспективу.
Глава Севастопольской госгорадминистрации заявил о необходимости четырехкратного увеличения субсидии на социально-экономическое развитие Севастополя из федерального бюджета России. За полгода город уже получил 38 млн. грн, или 4,8 млн. долларов. На эти деньги были починены кровли в Каче, налажено водоснабжение в Верхнесадовом, запроектированы очистные сооружения на мысе Фиолент [3].
Но этого, по мнению руководителя города, недостаточно. Как пояснил В. Саратов, нужно учесть потребности не только 12 тысяч российских военнослужащих, но и вышедших в отставку 6,5 тысячи человек плюс их жен. Согласно такой непростой арифметике, «...к Черноморскому флоту прямое отношение имеют 50 тысяч человек, или 15% населения» [3]. Деньги, по мнению Саратова, нужны на проектирование школ и детских садиков.
Если выданные за полгода 38 млн. грн умножить на 2 (сумма за год) и на 4, как требует Саратов, то получится 302 млн. гривен – это значительно больше половины всего стабилизационного фонда Украины (последний составляет 500 млн. гривен). Отметим, что на социально-экономическое развитие всего Крыма в госбюджете не предусмотрено ни копейки, а 150 млн. гривен за год планируют выделить из стабфонда всей автономии на ремонт дорог и т.д. Такое вот соотношение цифр.
В. Саратов указывает также на необходимость получения за базирование российского флота в Севастополе из бюджетов обеих стран 212 млн. грн. (26,8 млн. долларов), в то время как сейчас город получает 107 млн. грн. [3].
На этом аппетиты В. Саратова не заканчиваются: через СМИ он предложил, если согласится российская сторона, выставить на аукцион земельные участки, не задействованные российским флотом, якобы для решения проблем российских и украинских военнослужащих. В качестве примера он привел земли завода ЖБИ на мысе Хрустальном в центре города, где активно идет застройка гостиничного комплекса (Слава Севастополя, 30 июня 2010 г.). Вот почему руководителю госгорадминистрации так хочется перевода жилья российских военных из служебного в приватизировованное. В этом случае появляется возможность зарабатывать на российских партнерах, заодно обогащаясь и на лоббировании чьих-то бизнес-интересов.
Обращает внимание и то, что за счет России В. Саратов хочет решить проблемы украинских военных. Не странно ли?
3. Измена В. Януковича и Партии регионов своим предвыборным обещаниям.
Среди наиболее острых вопросов развития и жизнедеятельности Севастополя – отсутствие закона об особом статусе города-героя. До сих пор жители города не имеют возможности выбирать себе мэра, как другие города, а принимают киевских назначенцев, которые всегда цинично обслуживают эгоистические интересы официального Киева, замешанные зачастую на этническом национализме. В период оппозиции к оранжевой власти Партия регионов зарегистрировала законопроект о статусе города-героя.
Влияние украинского президента обеспечивается назначением председателя Севастопольской госгорадминистрации и сохранением контроля над городским советом, полномочия которого ограничены и дублируют функции госгорадминистрации. Городской совет Севастополя в глазах его жителей является легитимным, и контроль над ним позволяет держать в «законодательной узде» интересы севастопольцев, сохраняющих культурную память с Россией.
В середине июня украинский президент заявил следующее: «На мой взгляд, вопрос не в законе. Сегодня в Севастополе стабильная власть, работает самоуправление, город имеет достаточно прав. Если это нужно политикам, которые хотят радикализировать политическую составляющую в этом регионе, - мы этого не допустим».
Если присмотреться, как лихо регионалы подготовили изменения к закону о статусе города-героя Киева, принятому в 1999 г., то становится очевидным, что они отдали Севастополь на откуп партийным спонсорам. Речь идет о том, что экс-глава С. Куницын, поддерживаемый группой Фирташа–Лёвочкина, пообещал компании «Авлита», входящей в холдинг «Метинвест» Р. Ахметова, добиться разрешения на строительство угольного терминала в Севастополе, против чего активно выступили жители и тогдашний глава горсовета В. Саратов.
Будучи в новой должности, В. Саратов, поддерживаемый премьером Н. Азаровым, встал на защиту бизнес-интересов Ахметова, разрешив строительство терминала. Последний будет размещаться рядом с Братским кладбищем на Северной стороне (первая оборона Севастополя). Благодаря вмешательству комитета по культуре Госдумы России, потребовавшего ответа у украинских парламентариев, выяснилось, что горадминистрация Севастополя одобрила строительство угольного терминала с нарушением установленного порядка – без учёта мнения общественности.
4. Продолжение «коммунальной войны» городскими властями.
В ноябре 2009 г. тогдашний глава СГГА С. Куницын, разделявший «оранжевые» политические взгляды, объявил режим чрезвычайного положения и увеличил коммунальные тарифы в четыре раза, что превысило минимальный размер пенсии и уровень самых высоких тарифов на Украине. Глава горсовета В. Саратов убеждал население не платить, Партия регионов митинговала против повышения.
Теперь севастопольцы, голосовавшие за кандидата в президенты от Партии регионов, испытали горькое разочарование, так как новоназначенный глава СГГА «регионал» В. Саратов продолжил политику своего предшественника и пошёл на повышение тарифов в 2,5 раза. Беспартийные горожане подали иск с требованием отменить решение горсовета. Судья отказалась приостановить решение горсовета на время рассмотрения судебного дела.
Последние события позволяют утверждать, что развитие Севастополя идет в унисон желаниям европейцев, отстаивающих любой ценой свои геополитические интересы. Очевидно, что России необходимо существенно увеличить своё присутствие в Севастополе на всех направлениях, и прежде всего в экономике, в общественно-политической жизни и во властных коридорах города-героя.
_________________________
(1) Валентина Краснопольская. Мы не просто партнеры и не просто соседи// Крымские известия, 7 мая 2010 г. С. 2.
(2) Лиля Буджурова. Ханс-Юрген Хаймзёт: «Побережье нужно очистить от остатков прошлого»// Первая крымская, 26 марта – 1 апреля 2010 г. С. 3.
(3) Севастопольская газета, 24–30 июня 2010 г. С. 2.
491
Поставить лайк: 631
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/opasnye-tendencii-razvitiya-sevastopolya