Операция «Интронизация»: Епифаний и пустота
В Софийском соборе Киева в воскресный день вступил на престол то ли ПЦУ, то ли СЦУ Епифаний, в миру Сергей Думенко, сделавший поистине головокружительную карьеру в церковно-политической организации «Киевский патриархат». Епифаний стал предстоятелем то ли СЦУ, то ли в ПЦУ прямо в свой сороковой день рождения. В интервью свободной прессе Думенко сказал, что всё равно, мол, священники помпезно не празднуют свои дни рождения, а «потому и был так символически выбран этот день, 3 февраля, когда мне исполняется 40». Получается, что вопреки православным традициям, «днюху» Епифаний отпраздновал с особым шиком, приурочив к сорокалетию вступление в должность главы то ли ПЦУ, то ли СЦУ.
Операция «Интронизация» прошла до неприличия скромно. Софийская площадь поражала взгляд пустотой: ни ликующей толпы верующих, ни даже свезённых из городов и весей Украины бюджетников не наблюдалось – только жалкая горстка зевак, журналисты и полицейские слегка оживляли собой унылую картину.
Не прибыл порадоваться за Епифания и главный застрельщик церковного раскола на Украине «патриарх Филарет», в миру Михаил Денисенко. Всё «сталося не як гадалося»: стать предстоятелем то ли СЦУ, то ли ПЦУ он всеми фибрами души жаждал самолично. Но не судьба: пришлось удовольствоваться титулом то ли свадебного «патриарха», то ли ряженого «наставника». В общем, под песни и пляски о пришествии турецкого томоса Денисенко списали на покой, и по этой самой причине он занемог и в Софийский собор не поехал. Наверняка все локти себе искусал от злости – надо же было так вляпаться то ли в СЦУ, то ли в ПЦУ: томос лишил его и «Киевского патриархата», и сана при нём, и, соответственно, власти. Молодой да резвый Епифаний локотком подвинул Филарета на обочину жизни, и вышло ровно как в сказке про золотую рыбку – всё мало было расстриге, захотел он быть владыкой в «новой церкви», а остался у разбитого корыта.
Не было на церемонии в Софии и делегаций из других поместных православных церквей, кроме Фанара. Зато полюбоваться на Епифания в качестве главы то ли СЦУ, то ли ПЦУ прибыли католики, униаты, протестанты и сектанты всех мастей. С Афона прибыли четверо монахов, одного из них – игумена Афонского Ватопедского монастыря архимандрита Ефрема сразил инфаркт. Злые языки поговаривают, что на старца Ефрема пытался воздействовать Варфоломей, требовал приехать в Киев, угрожая отправить в запрет. А до этого к монаху зачастили высокие гости из США, да и ему пришлось посетить Вашингтон. Ключевую роль в появлении то ли ПЦУ, то ли СЦУ сыграл посол Государственного департамента США по вопросам международной религиозной свободы Сэмюэль Браунбек – он весь 2018 год плотно «взаимодействовал» с афонитами, Фанаром, киевскими раскольниками, католиками, протестантами, униатами, сектантами, безбожниками и представителями власти, чтобы томос случился и воплотился в «новую украинскую церковь». В самом прямом смысле то ли СЦУ, то ли ПЦУ – проект дядюшки Сэма!
Официальной делегации Афона в Киеве тоже не было: только 5 из 20 монастырей поддержали идею Варфоломея принять участие в интронизации Епифания. 28 января Священный Кинот Афона решил не отправлять на церемонию ни представителей, ни даже приветствий главе то ли ПЦУ, то ли СЦУ и далее не содействовать церковному расколу на Украине. А некоторые монастыри и отшельники вообще отказались поминать в молитвах главу Константинопольской православной церкви.
Не последнюю роль в отношении афонитов к интронизации Епифания сыграл он сам. Видимо, спутал Варфоломея с Порошенко, а афонских старцев – с полностью зависимыми от властей бюджетниками, которых можно толпой пригнать на любое мероприятие. Думенко решил поступить хитро, но неумно: напрямую к афонитам не обращаться, а попросить Константинополь скоренько сколотить делегацию из Афона на свой день рождения, с которым совместили возведение на престол то ли СЦУ, то ли ПЦУ. Что же теперь удивляться результату: Афон не только не приехал, но и иные монастыри (например, Филофей и Каракал) заявили, что закроют перед Епифанием ворота!
А вот президент Украины Пётр Порошенко назвал «интронизацию» решением «большого государственного вопроса», несмотря на то что церковь от государства отделена по закону. Но это де-юре, а де-факто Украина получила самую что ни на есть «государственную церковь» – что-то вроде министерства веры, министром которого 3 февраля назначили Епифания.
…В этот же день Порошенко подал документы в Центральную избирательную комиссию для регистрации кандидатом в президенты Украины: причём заходил он в здание через чёрный ход.
Точно так же то ли с СЦУ, то ли с ПЦУ – попытка через чёрный ход вломиться в православие. Хотя не факт – ведь православный мир не принимает «новой украинской церкви», зато ей более всего рады униаты, раскольники, сектанты и безбожники.