Открытое наступление на Русскую Церковь на территории Украины (II)
Однако, вопреки всем церковным правилам, после «высокой переписки» Яценюка и Варфоломея на каноническую территорию Московского патриархата всё же приехали эмиссары Фанара – епископ УПЦ в Канаде Илларион (Рудык) и епископ УПЦ в США Даниил (Зелинский).
Они открыто вошли в контакт с раскольническими организациями. Было ли у них официальное благословение патриарха Варфоломея на подобную объединительную деятельность? Разумеется, официального и быть не могло. Другие поместные церкви мира осудили бы Варфоломея за такое беззаконие по отношению к Московскому патриарху. Публично Варфоломей продолжает заявлять, что на Украине законным предстоятелем является только Блаженнейший Онуфрий (УПЦ МП). Официально Варфоломей печалуется о пребывающих в расколе украинцах (Денисенко и прочих). Но визитёры «неофициально» знали о тайных желаниях своего церковного начальства и ещё лучше – о желаниях начальства американского. А потому так дерзко орудовали на чужой канонической территории.
Вот как характеризует ситуацию известный публицист Дмитрий Скворцов: «Американские аналитики прекрасно понимают, что каноническая церковь [УПЦ МП] – не просто единственный общественный институт на Украине, не признающий «российскую агрессию». Это, по соцопросам, – самый авторитетный институт. Следовательно, следует придать статус каноничности той «церкви», которая исправно шлёт проклятия в сторону Москвы. Пусть с точки зрения мирового Православия эта каноничность окажется недействительной, но для внутреннего потребления сойдёт. Кроме того в новую «каноническую» структуру сбегут все те канонические ещё священнослужители, для которых национальная идея и/или собственная мошна давно уже «понад усе», в том числе и Христа».
* * *
Для реализации этого сценария – создания «истинно национальной поместной церкви» как «здобутка революції гідності» – уже есть и конкретные исполнители.
На передний план выдвигаются внутрицерковная «проавтокефальная» оппозиция в УПЦ МП и сама киевская власть.
Лидером автокефального крыла и сторонников «поместности любой ценой», разумеется, стал всё тот же митрополит Александр (Драбинко). Тот самый, кто открыто теперь выступает против выдающегося донбасского старца Зосимы (Сокура), обличившего украинство как политическое униатство. Кто публично признается, что передаёт СБУ списки священников, поддерживающих русский мир и Новороссию. Кто упрекает митрополита Онуфрия в папизме за его позицию против отделения от Русской Церкви и объединения с раскольниками. Именно этот церковный деятель, прикрывающийся именем Блаженнейшего митрополита Владимира (Сабодана) и располагающий мощной поддержкой в государственных структурах, явно метящий на пост главы «нового образования», раздаёт сегодня знаковые интервью, проявляя медийную активность.
В своих откровениях он фактически подталкивает власть к расправе, к силовому решению церковного вопроса (большинство священства Украины понимает губительность единения с раскольниками и незаконной автокефалии и только под страхом расправы можно рассчитывать их сломать). Все речи митрополита Александра, выражающие позицию всех стоящих на старте потенциальных предателей, есть одновременно донос на УПЦ МП и её предстоятеля и в то же время – призыв к власти вмешаться в дела Церкви и силой «оторвать от Москвы».
Вот некоторые фрагменты из его речений.
«Если УПЦ будет восприниматься обществом как «иностранная конфессия», как «Русская Православная Церковь в Украине», то наша Церковь не будет иметь будущего на этой земле».
«Люди желают Украинской Церкви. Украинской не по названию, а по живой связи с украинским народом».
«Определённая часть нашей паствы не верит, что УПЦ (МП) является Церковью украинского народа, даже больше – не верит, что мы можем в ближайшей перспективе стать такою Церковью».
«Я считаю полезным, если государство, первое лицо государства выступит инициатором общественно-церковного движения за примирение, за объединение. Общество ждёт от Церкви единства. Инициатива должна принадлежать государству. Оно должно сказать: нам надоело, что наши граждане враждуют на церковной почве. Пожалуйста, господа иерархи, преодолейте ваши расхождения, прислушайтесь к словам Спасителя «Будьте едины».
Подчеркнём, в нынешних условиях призыв к немедленному «примирению и объединению» с раскольниками – это и есть призыв создавать, не считаясь с церковными правилами, «поместную» организацию. И цитата из Евангелия, как аргумент, здесь выглядит просто кощунственно.
* * *
Блаженнейший Онуфрий ясно и не раз давал понять, как может происходить требуемое объединение. «Если идёт речь о воссоединении, то здесь наша позиция такая: у нас двери открыты, мы не имеем права их закрывать, но эти двери являются дверями покаяния». Ну и, конечно, ещё и эти слова владыки Онуфрия: «Я убежден, что у нас нет никаких духовных аргументов в пользу того, чтобы отсоединяться от Московского патриархата».
Выступления юного митрополита-националиста – своего рода сигнал государству о том, что группа внутрицерковных предателей готова ломать и разделять Церковь, что она даёт на это своё «благословение» и оправдает любое державное вмешательство и беззаконие.
Не случайно «мягкие» формулировки Драбинко полностью совпадают по смыслу с гораздо более жёсткими положениями, которые были обнародованы 5 июня в аналитическом докладе к ежегодному посланию президента Украины Верховной раде. Здесь наблюдается полная симфония второго врага Церкви (церковных националистов, автокефалов) и третьего – правящего киевского режима.
* * *
Общий тон аналитического доклада и, соответственно, послания президента крайне воинственный.
Если церковные самостийныки иногда прикрываются обтекаемыми фразами, то власть уже отбрасывает всяческие церемонии в своём намерении отрывать Церковь от Москвы.
УПЦ МП прямо объявляется врагом нации и государства. Здесь присутствует полный набор, оправдывающий задуманную расправу.
Наша Церковь рисуется как пятая колонна, подводится политическая база под её разгром. Вредной для народа объявляется правда об исторической Руси. А упоминание о единстве народа исторической Руси уже официально объявляется преступлением. Иными словами, борьба с Церковью выводится на государственный уровень, а прямому вторжению киевской власти в церковные дела даётся решительный старт.
Вот некоторые характерные цитаты из этого доклада.
«Отечественная конфессиональная карта содержит ряд неприкрытых угроз национальным интересам. Ключевая из них – деятельность Украинской церкви Московского патриархата. Вопреки своему громкому названию, эта церковная институция связана с Украиной разве что географической локализацией. По своей духовной ориентации и функциональности УПЦ МП – неотъемлемая часть Русской православной церкви».
«Принципиально подчеркнуть, что УПЦ (МП) не просто структурное подразделение РПЦ. Последняя использует УПЦ (МП) как один из влиятельных каналов российской пропаганды в украинском обществе».
«Официальные свидетельства представителей УПЦ (МП) относительно текущего момента в стране далеки от объективности. Называть масштабное военное вторжение соседнего государства на Донетчину и Луганщину «братоубийственным противостоянием», «гражданским конфликтом», «столкновением интересов Запада и Востока» – неправдиво и даже цинично».
«Под надуманными предлогами руководство УПЦ МП избегает оказания помощи украинским воинам. А отдельные представители епископата запрещают своим священникам посещать и поддерживать украинских военных в зоне антитеррористической операции».
«Не исключено, что Российская Федерация с целью нагнетания общественного напряжения попробует разыграть феномен «православной карты».
Добавим, доклад снабжён поистине уникальной по своей безграмотности и подлости таблицей-отчётом, искажающей, а скорее всего, намеренно запутывающей картину религиозной жизни Украины. В этой таблице учинено поистине «вавилонское смешение». В общую цифирь слиты данные о количестве приходов и организаций без учёта конфессий и верований (как средняя температура по больнице). Притом что УПЦ МП располагает 12 тысячами живых приходов, а, скажем, «УАПЦ» в разы меньше, и к тому же существующими только на бумаге. То же касается и филаретовцев.
* * *
Всё изложенное выше говорит о беспрецедентной угрозе Русской Православной Церкви на территории Украины. И последствия церковного погрома, если он произойдёт, могут быть разрушительны не только организационно, но и духовно. Самочинная «поместная церковь» может превратиться в «объдинённого раскольника», который не признает большинство поместных церквей в мире. А это значит, все таинства её станут недействительными, как это происходит сейчас у лжепатриарха Филарета. Разумеется, такое положение нестерпимо для верующих христиан.
* * *
И в Киеве, и в Москве должны ясно себе представлять: если хотя бы часть подобного сценария будет реализована, Русской Церкви будет нанесён тяжелейший удар, сравнимый с погромами времён Орды, польской и гитлеровской экспансии. Фактически речь идёт о возможной катастрофе, в ходе которой православный народ Украины может окончательно превратиться в многомиллионного манкурта, чего, собственно, и желают не одно столетие ненавистники России.
Однако даже при таком крайне тяжёлом положении унынию не должно быть места. Пример правильного, православного отношения к враждебности власти и гонениям являет сегодня Блаженнейший митрополит Онуфрий, предстоятель УПЦ МП. Автор имел честь встречаться и беседовать с владыкой. Как подлинный монах и молитвенник (а эти его качества признаются даже предателями Церкви), он во всём надеется на Бога, не теряет спокойствия.
Его позиция такова. Отступать от канонов не будем ни при каких обстоятельствах. Конечно, будем делать всё возможное, чтобы сохранить православную веру на Украине, Церковь, храмы. Но всё в руках Божиих. Если будут попущены массовые преследования и погром, значит, увидим, кто из нас останется верным, а кто христианин лишь по названию. И в таком случае Церковь очистится, что будет полезным для неё. А погибнуть окончательно Церковь не может, таково евангельское обетование.
Естественно, более всего тревожит судьба обманутого народа Украины, который в случае погрома Церкви лишается нормального духовного окормления. Но есть большая надежда на всю полноту Русской Церкви и нашего патриарха Кирилла. На последнем июльском заседании Священного Синода РПЦ в Санкт-Петербурге, поздравляя митрополита Онуфрия с Днём Ангела, Святейший Кирилл сказал: «Молились за вас в этот день (25 июня. — А.С.). Сожалел, что не имел возможности быть в Киеве, но очень надеюсь, что настанут такие времена, когда мы вместе будем в Киево-Печерской Лавре молиться».
Не меньшая наша надежда на руководство православной России, которое воспринимает нас как один народ, а, следовательно, судьба части этого народа волнует и заботит лидеров единоверного братского государства, и, значит, описанная выше геополитическая и духовная катастрофа не может быть им допущена.
Ну и, как уже говорилось, согласно Евангелию, Церковь не исчезнет до скончания мира. А вот киевская власть явно не рассчитана на такой длительный срок. И поскольку главным орудием преследований и покровителем внутрицерковной измены является именно киевская власть, то, значит, и окончательное её падение есть кратчайший путь к прекращению гонений, восстановлению исторической правды и законному преодолению церковного разделения.