ссылка

Пахмутова и Добронравов: «Заповедный напев, заповедная даль…»

Увеличить шрифт
А
А
А

Великий советский композитор Дмитрий Шостакович утверждал, что настоящая музыка способна выражать только передовые гуманные идеи. Такими идеями проникнуто все культурное наследие СССР, поэтому даже смена эпох не может вычеркнуть его из памяти людей. Над подлинным гуманизмом не властно время, а значит, и «переоценка ценностей» теряет свою силу. Ярким примером тому служит творчество легендарного дуэта Александры Пахмутовой и Николая Добронравова, который уже более полувека дарит миру все новые и новые песни.

В ноябре символы советской эпохи отметили свои дни рождения. А. Пахмутовой исполнилось 84 года, а Н. Добронравову – 85 лет.

Советский поэт Евгений Долматовский в книге «50 твоих песен» превосходно раскрыл сущность подобных дуэтов: «…я заметил, что первая песня, первая встреча двух до этого вместе не работавших авторов чаще всего оказывается удачной, и самой удачной у этих авторов – если они и после работают вместе. Чем это объяснить? Вероятно, тем, что, впервые слагая песню вместе, поэт и композитор как бы отдают друг другу весь опыт предыдущих лет, и произведение получается значительным, весомым. Две индивидуальности сталкиваются впервые – непременно будет яркая вспышка». Эти слова можно смело отнести к творчеству А. Пахмутовой и Н. Добронравова, которое озаряет своим светом путь миллионам людей.

Они познакомились в 1956 году на радио, где их попросили сочинить вместе песенку о летних каникулах «Лодочка моторная». Как шутит Николай Добронравов, «на этой лодочке мы и отправились в плаванье по жизни». Из 400 песен композитора Александры Пахмутовой лучшие написаны на стихи поэта Николая Добронравова. «Белоруссия», «Как молоды мы были», «Надежда», «Нежность», «Беловежская пуща», «Герои спорта», «Команда молодости нашей», «До свиданья, Москва!», «Трус не играет в хоккей», «Яростный стройотряд», «И вновь продолжается бой», «Нам не жить друг без друга», «Я не могу иначе», «Ты моя надежда, ты моя отрада», «Русский вальс»…

На их песнях, многие из которых живут уже десятилетиями, выросло не одно поколение советских людей. Они звучали на официальных народных празднествах и на небольших дружеских вечеринках. С ними отправлялись на комсомольские стройки, их исполняли в самодеятельности и включали в свои программы певцы-профессионалы. Они были любимы разными категориями слушателей: детьми, молодежью, людьми среднего и старшего возраста. Стихи в этих песнях органически сочетаются с музыкой, образуя единый, целостный музыкально-поэтический образ. Но самое главное, что они активно воздействовали на людей, воспитывая их мысли и чувства, помогали расширять культурный кругозор.

Характерной особенностью творчества А. Пахмутовой и Н. Добронравова является простота их песен. Она диктовалась духом советского времени, когда для пропаганды передовых идей необходима была лаконичная и выразительная интонация, смысловой и эмоциональный заряд. Все это позволяло устанавливать прочную связь с аудиторией. «Я всегда с волнением воспринимаю Ваши песни, – написала в письме одна слушательница. – Возможно, потому это происходит, что Ваша музыка в основном посвящена людям трудной судьбы, и они в ней находят радость, нежность, при всех трудностях – любовь к жизни».

Вместе с советскими тружениками авторы всегда были на переднем плане созидания нового общества, воспевая очередные подвиги и достижения. Мощный толчок творчеству А. Пахмутовой и Н. Добронравова дала поездка по городам и новостройкам Сибири в начале 1960-х годов. Тогда в этой части страны жизнь просто кипела, что не могло не будоражить творческое воображение композитора и поэта. На комсомольских стройках молодежь со всего СССР покоряла для своей страны новые горизонты. Чувства и мысли поколения, самоотверженно строящего новые города и электростанции, нашли отражение в композициях «Главное, ребята, сердцем не стареть!», «Письмо на Усть-Илим», «ЛЭП-500».

После этого началась работа над циклом песен «Обнимая небо», посвященным советским летчикам. В нем особую ценность представляет новая по жанру композиция «Нежность», которая стала самой любимой для первого космонавта Земли Юрия Гагарина. В фильме «Три тополя на Плющихе» эта песня стала ведущей музыкальной темой, превосходно исполненной Татьяной Дорониной.

Опустела без тебя Земля...
Как мне несколько часов прожить?
Так же падает в садах листва,
И куда-то все спешат такси...
Только пусто на Земле одной
Без тебя, а ты,
Ты летишь, и тебе
Дарят звезды
Свою нежность...

В середине 1960-х годов также были написаны композиции на военно-морскую тематику: «В море идут катера», «Усталая подлодка», «Верю тебе, капитан!». Они навеяны встречами с моряками Северного флота, куда А. Пахмутова и Н. Добронравов вместе с поэтом Сергеем Гребенниковым ездили в творческую командировку.

На рубеже 1960-70-х годов авторами были достигнуты новые успехи. В своем творчестве А. Пахмутова и Н. Добронравов разработали патриотические темы, что нашло отражение в песне «Голос Родины, голос России». Кроме того, сочинены три композиции к 100-летию со дня рождения Владимира Ленина («Правда века», «Когда об этом говорят в народе», «Ильич прощается с Москвой»), завершена работа над пионерской кантатой «Отрядные песни», а также написана песня «Дилижан», характерная своими лирическими и бытовыми мотивами.

Особого внимания заслуживает «белорусский» этап творческой деятельности А. Пахмутовой и Н. Добронравова. В середине 1970-х годов были записаны такие известные песни, как «Белоруссия» и «Беловежская пуща». Вторую композицию многие музыковеды считают вершиной творчества прославленного дуэта. Интересна и сама история создания песни. Во время посещения национального парка авторы смогли ознакомиться с достопримечательностями этих мест. Огромные деревья, непроходимые чащи леса, стада зубров, грациозные олени произвели неизгладимое впечатление на именитых гостей. За считанные дни были написаны стихи, а через полгода – мелодия, ставшая неофициальным гимном Белоруссии.

Заповедный напев, заповедная даль.
Свет хрустальной зари, свет, над миром встающий.
Мне понятна твоя вековая печаль,
Беловежская пуща, Беловежская пуща.

В 1980 году произошло знаменательное событие: проведение Олимпиады в Москве. За несколько месяцев до начала спортивных соревнований А. Пахмутовой и Н. Добронравову заказали песню с основной темой: «До свидания, Москва, здравствуй, Лос-Анджелес!». Но в связи с вводом советских войск в Афганистан США решили бойкотировать московскую Олимпиаду, поэтому авторам было предложено написать лирическую песню-прощание. Так появилась на свет знаменитая «До свиданья, Москва». «Никак не могли определиться с финалом, – вспоминает исполнитель песни Лев Лещенко. – Все понимали, что это должно быть прощание с Играми, с их символом – Мишей. И песня Пахмутовой и Добронравова как бы удачно подсказала концовку всего события».

На трибунах становится тише…
Тает быстрое время чудес.
До свиданья, наш ласковый Миша,
Возвращайся в свой сказочный лес.

В целом творческая деятельность А. Пахмутовой и Н. Добронравова настолько обширна, что ее невозможно раскрыть в рамках одной статьи. Такие шедевры, как «Надежда», «Как молоды мы были», «Поклонимся великим тем годам», «Птица счастья», «Команда молодости нашей» и др. требуют описания в отдельных публикациях.

При этом отметим, что творческая активность всегда успешно сочеталась с общественной деятельностью. Например, А. Пахмутова в течение многих лет являлась председателем Всесоюзной комиссии массовых музыкальных жанров, была секретарем правления Союза композиторов СССР, депутатом Моссовета, депутатом Верховного Совета РСФСР, а также избиралась членом Президиума Верховного Совета РСФСР. В свою очередь Н. Добронравов вместе с С. Гребенниковым писал новогодние сказки, инсценировки и оригинальные пьесы для детского и музыкального вещания Всесоюзного радио, а также пьесы для кукольных театров.

К сожалению, с началом «перестройки» отношение к творчеству легендарного дуэта резко изменилось. Песни об освободительной войне, великих стройках и победах спортсменов оказались уже невостребованными. Новые времена рождали новых «героев», воспетых в современном шоу-бизнесе. Многие авторы советского периода вынуждены были изменить свои принципы согласно новым веяниями. В их число не вошли А. Пахмутова и Н. Добронравов, оставшиеся верными той эпохе, которая дала им путевку в жизнь.

«У нас есть много молодежных песен, – рассказала в одном из интервью А. Пахмутова, – в том числе и рэповых, и танцевальных, но вы их не услышите в эфире. При всей простоте и легкости они все же остаются в традициях песенной культуры советской эстрады и не настолько легкомысленны, как сейчас принято. Поэтому их, увы, отвергают те люди, которые сейчас «стоят у руля» в шоу-бизнесе. Это странно. Ведь в последние годы наблюдается повышенный интерес к старым песням. Людей старшего поколения еще можно понять. У них ностальгия по Советскому Союзу – могущественной стране, в которой они выросли. А вот почему молодежь тянется к ретро? Мне думается, молодым сейчас очень недостает тех высоких нравственных идеалов, о которых говорилось в лучших произведениях советской эстрады».

Именно эти идеалы и нашли свое отражение в творчестве легендарного дуэта А. Пахмутовой и Н. Добронравова.

370
Поставить лайк: 946
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору