Патриарх Кирилл: «То, что происходит на Украине, очень ранит мое сердце»
Рождественское телеобращение Святейшего Патриарха Кирилла
Православная Церковь празднует Рождество Христово. Суета и политические дрязги порой заслоняют его величие и торжественность, как и значение в современном мире. «Подмена Рождества какими-то другими названиями, – отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, – … это политическая акция, целенаправленное действие по вытеснению христианских ценностей, и в том числе христиански ориентированных праздников из жизни людей».
«В современном секулярном сознании образ Христа сильно мифологизирован и искажен. Он превратился в альтруиста, в носителя устаревшей морали, в лучшем случае – стал лишь духовным лидером христиан и только. Но мы никогда не согласимся с этим вытеснением из нашей современной культуры подлинного евангельского представления о Христе как Богочеловеке» - так начал свое традиционное рождественское телеобращение Святейший Патриарх Кирилл.
Мы часто слышим словосочетание «секулярное сознание», обозначающее нынешний глобализационный процесс, унификацию всего и всех. В принципе, Европейский союз, в который «хоть тушкой, хоть чучелом» так стремится определенная часть Украины – самый наглядный пример этого явления.
Сегодня западная культура, традиция становятся уже антихристианскими. Как часто мы слышим о диких вещах – людям запрещают носить нательные крестики, увольняют за это с работы, кого-то приговорили судом за то, что назвал гомосексуализм грехом, да и сам величайший праздник – Рождество Христово в некогда просвещенной Европе теперь все чаще именуют «Праздником Х» или в лучшем случае Xmas.
В интервью телеканалу «Россия-1» Его Святейшество назвал новую европейскую традицию – отказ от Христа даже в названии праздника Его Рождества – «духовным разоружением масс» и признал эту тенденцию «невероятно опасной». «Конечно, – отметил он, – христианские ценности в Европе, несомненно, сохраняются в жизни народа. ... А вот политическая тенденция, общее направление действия элит, несомненно, носит антихристианский и антирелигиозный характер».
«Мы живем в ту эпоху, когда люди очень обеспокоены правами и свободами человека. Вот удивительно: о любых правах и свободах проявляется забота, кроме одних прав и одной свободы — свободы открыто исповедовать христианскую веру», - отметил Патриарх Кирилл.
Он обратил внимание и на такую особенность эпохи, «когда впервые за всю историю человечества, включая языческие времена, грех получает законодательное оправдание, когда грех насаждается силой государства или если не насаждается, то пропагандируется силой государства со ссылками на человеческую свободу. Когда грех становится нормой поведения, общество перестает быть жизнеспособным».
И как тут не вспомнить истеричную реакцию т.н. мирового сообщества на провокации, затеваемые для подогревания интереса к «евромайдану», да и, по сути, для продолжения его существования.
Д. Киселев задал Предстоятелю Русской Православной Церкви прямой вопрос: «Украина переживает трудные времена. С какими словами Вы хотели бы обратиться к своей пастве на Украине?»
«То, что происходит на Украине, очень ранит мое сердце. Для меня Украина — это родная страна, это родной народ, это мой народ и моя паства. И то, что я сейчас делаю, связано с моей внутренней духовной жизнью. Я молюсь за Украину, я молюсь за этот народ», - ответил патриарх Кирилл. А далее последовал настоящий анализ современной украинской революционной обстановки: «Я понимаю, что существует угроза разделения нации, угроза очередного витка гражданской конфронтации».
И мы видим, как униаты и раскольники-филаретовцы буквально состязаются за духовное влияние на людей, часть которых названа в народе «майданутыми». Побеждают униаты, т.к. основная часть меняющихся вахтовым способом «жителей» палаточного городка принадлежит именно к этой конфессии, распространенной в западных областях Украины. Можно утверждать, что православных на «евромайдане» нет.
Интервью телеканалу «Россия-1»
«Вообще то, что мы сейчас видим, – это революционная ситуация, а как страна, прошедшая через революции, мы должны были бы иметь некую прививку против такого способа решения политических задач», - продолжил патриарх Кирилл. «Ведь опыт показывает, что во время революции раскрепощаются страсти. Люди начинают говорить на таком языке, использовать такую методологию, при помощи которой невозможно решить ни одной задачи. Революция — это раскрепощение страстей. Это использование внутренней энергетики людей для решения конкретных задач, а обычно главной задачей революции является смена элит».
А ведь Украина уже переварила один «майдан» 2004 года, итогом которого стало бездарное правление Ющенко, катастрофическое премьерство Тимошенко.
В 2004 году была активно насаждаемая извне (а именно Госдепартаментом США) альтернатива существовавшей власти. Сегодня цель «революции» - не просто смена власти, а создание «управляемого хаоса», причем «под боком» у России, да еще перед Олимпиадой в Сочи.
Что называется, «раскусив» эту тенденцию, Святейший владыка подчеркивает: «И есть еще одна опасная сторона у революций: то, что идеи, которые провозглашаются, не являются на самом деле программой. Вот знаменитый лозунг «равенство, братство, свобода» — разве кто-то мог выступить против него во Франции, в революционном Париже? Да никто! … А что произошло? После вспышки революционных настроений пришел якобинский терроризм, а затем диктатура Бонапарта. В России тот же самый лозунг, та же самая энергетика — и те же самые жертвы на баррикадах, то же самое крушение человеческих судеб».
Каков же христианский, православный ответ на эти вызовы современного глобального общества? Патриарх Кирилл знает какой: «...главное послание Церкви — это призыв к миру, к спокойствию, что и сделала наша Украинская Православная Церковь. Другого языка быть не может. Церковь не может обращаться с политическими программами. И когда на баррикадах появляются священники, которые подзуживают народ, то это не церковное послание».
Мы понимаем, о ком идет речь. Но Его Святейшество углубляет свое видение ситуации и свой ответ: «”Мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам” (Ин. 14,27). “Если возможно, имейте мир между собой”, — говорит апостол Павел. Значит, другого послания у Церкви быть не может. Вот и сегодня я тоже обращаюсь, если кто-то меня слышит на Украине. Нужно собраться, сосредоточиться. Это не значит, что я обращаюсь с призывом пересматривать свои политические точки зрения. Церковь ведь никогда не связывала себя с каким-то конкретным геополитическим проектом. Если бы это было так, то не существовало бы Церкви. Церковь несет слово примирения, она обращается к душе человека. Она должна помочь людям в это трудное время собраться, сосредоточиться и, может быть, заложить основу для такого диалога, который помог бы разрешить проблемы, стоящие сегодня перед Украиной».
Богослужение в день памяти святителя Московского Петра, всея России чудотворца
В начале января было ещё одно обращение патриарха Кирилла к верующим, в современной Украине в частности. 3 января Русская Православная Церковь отмечает день памяти святителя Московского Петра, всея России чудотворца. Память святителя Петра, который в очень сложное историческое время был митрополитом Киевским, Московским и всея Руси. Как актуально сегодня звучит титул преподобного отца, жившего во времена междоусобных войн и татаро-монгольского ига, разорившего Киев.
Его Святейшество в этот день возглавил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля, где покоятся мощи святителя, и по окончании богослужения обратился к верующим с первосвятительским словом, которое можно считать напутствием в наступившем году: «Я обращаюсь отсюда ко всей Руси — к России, Украине и Беларуси, ко всем другим странам, где живет своей духовной, культурной традицией Святая Русь. Я прошу всех хранить то духовное единство, основоположником которого был святой равноапостольный великий князь Владимир, то единство, которое оберегалось иерархами Церкви Русской, в том числе святителем Петром. Неслучайно святитель всю жизнь свою отдал для того, чтобы сохранить это единство. Он путешествовал по епархиям разоренной Руси, он примирял обезумевших феодальных князей, он пробуждал чувство любви к единому Отечеству, он старался всех примирить, чтобы Русь накопила силы и свергла иноземное иго. Его великий подвиг — это ответ всем тем, кто говорит, что нет ничего общего между Россией и Украиной, что история России начинается чуть ли не с XVII века. Это ответ всем тем, кто считает, что Церковь на Украине и в России — это две разные Церкви. Это одна единая Церковь Святой Руси, скрепленная подвигами святителя Петра, святителя Алексия, великих угодников Киево-Печерских, святого преподобного Сергия Радонежского. И верим, что это духовное единство сохранит всю историческую Русь от духовной пагубы, от соблазнов, от нового идолопоклонства, от преступления Божиих заповедей. Оно не даст нам за чечевичную похлебку продать наше духовное первородство. Мы молимся святителю Петру, чтобы он, предстоя Богу, приклонил Его милость к исторической Руси — к России, Украине и Беларуси».
От этих слов буквально содрогнулись в информационных конвульсиях украинские «свидомые» и их западные секулярные хозяева. Ведь их антихристианской глобализации не только продолжает противостоять, но и продолжает развиваться глобализация другого рода – православная, русская, евразийская, вселенская.
Обратимся вновь к рождественскому телеобращению патриарха Кирилла. Пусть его слова станут смыслообразующими в нашей жизни: «Христос — это камертон человечности. Если мы утратим этот образец, нам нечем будет противостоять сильнейшим современным вызовам, обращенным, прежде всего, против традиционных и истинных представлений о человеке».