По каким программам жить будем? (Часть I)
15.11.2009
Напечатать
А
А
А
6 ноября закончилось выдвижение кандидатов на пост президента Украины. Список кандидатов составляет 14 человек (впрочем, это число еще не окончательное) и содержит в основном знакомые украинским избирателям фамилии. К моменту выдвижения кандидаты наконец-то обзавелись и официальными программами, которые в целом должны очертить то, как они видят «счастливое будущее Украины» под своим чутким руководством.
Несмотря на то, что программы кандидатов редко читают даже они сами, это, пожалуй, единственное официальное свидетельство их видения ближайшего будущего в случае победы.
Безусловно, что взгляды большинства из них известны были задолго до начала официальной избирательной кампании, однако программы призваны определенным образом концептуализировать основные мессиджы кампании, ее ключевые темы, которые были неоднократно кандидатами озвучены на протяжении года. И тут неожиданно избирателей и сторонних наблюдателей ждут небольшие сюрпризы. В рамках этого материала анализируются только программы тех кандидатов, чьи предварительные рейтинги выше 1% (1) - В.Янукович, Ю.Тимошенко, А.Яценюк, В.Ющенко, П.Симоненко, С.Тигипко и В.Литвин.
1. В.Янукович
Формальный лидер президентского забега (по крайней мере – первого тура). Предвыборная программа «Лидера» (как позиционируют Януковича в этой избирательной кампании) «Украина для людей» (2) немного удивляет своей банальностью и расплывчатостью (в духе «10 шагов навстречу людям» Ющенко в 2004). Уже в самом начале представленной Программы есть важное уточнение, которое сразу развязывает руки возможному президенту в невыполнении собственной Программы, поскольку она начнет выполняться только «после решительного преодоления последствий кризиса».
При этом простота, с которой команда Януковича готова «преодолеть» кризис, наводит на тревожные мысли. Либо кризис на самом деле не такой страшный, как его рисуют в своих неутешительных прогнозах многие из аналитиков Партии регионов (хотя цифры развития страны говорят о совершенно ином), либо команда Лидера даже не представляет, за что ей хвататься после прихода к власти. Однако еще более вероятно иное. Весь свой потенциальный президентский срок Янукович только и будет, что преодолевать сначала сам кризис, а потом и его последствия. Таким образом, на выполнение собственно Программы времени «как бы» не останется и претензии предъявлять вроде бы как не к кому. Впрочем, возвратимся к самой Программе.
Начинаясь с очевидных тезисов о необходимости смены власти (что, собственно говоря, и является предметом любых выборов) она с каждым новым пунктом становится все более популистской и маловыразительной. Кочующие из программы в программу тезисы о необходимости формирования на Украине «инвестиционно-инновационной модели развития» (впрочем, суть ее сформулирована тоже в общих словах) сопровождаются странными заявлениями о гарантированном ежегодном росте ВВП и обещаниями привлечь не менее 50 млрд. долл. прямых инвестиций к 2014 году.
Хотя здесь «Лидеру» ничего особо не грозит – на фоне нынешней экономической разрухи даже небольшой рост ВВП просто неизбежен. По-видимому, эти деньги должны стать для потенциального правительства Януковича примерно тем же, чем для нынешнего правительства Тимошенко кредиты МВФ – «затычкой» в бюджетных дырах. А потребность в таких «инструментах» появится неизбежно, учитывая, что анонсируются налоговые каникулы для малого бизнеса на 5 лет, уменьшение ПДВ до 17%, уменьшение налога на прибыль вплоть до 16% и т.д. Из чего при этом планируется наполнять бюджет – загадка. Кроме того, планируется, что государство в очередной раз возьмется за «ударное» восстановление села, активно решая его проблемы за счет бюджета, вырастет помощь при рождении ребенка (хотя тут Янукович не оригинален, поскольку то же предлагают и большинство других кандидатов).
В разделе «социальных» обещаний идеи Януковича начинают больше перекликаться с проектом «Нью-Васюки» из известного романа Ильфа и Петрова: трудовые мигранты смогут вернуться на Украину (напомним, что этих трудовых мигрантов по разным подсчетам от 4 до 6 млн. человек); в течение 10 лет минимум 3 украинских ВУЗа должны войти в мировой рейтинг 500 лучших высших учебных заведений (почему именно за 10 лет и именно 3 ВУЗа – разъяснений нет); постройку 1 млн. квартир (социального жилья); до 10% ВВП на нужды здравоохранения; контрактная армия уже с 2011 года (при этом массовое обеспечение жильем офицерского состава) и т.д.
Однако если соревнования в популизме в предвыборный период понятны, то вот тезисы, которые можно отнести к вопросам украино-российских отношений и сохранению русского мира Украины в целом, вызывают некоторые опасения. С одной стороны, проблема русского языка поставлена четко – русский язык как второй государственный. Правда, при этом начинаются многочисленные уточнения – необходимость использования европейского опыта, необходимость цивилизованного решения проблемы, осуществления сбалансированной языковой политики.
И в конце всего этого идет упоминание Европейской хартии региональных языков и языков меньшинств. Однако эта Хартия скорее регламентирует использование языков, которые не признаны государственными, а используются этими самыми меньшинствами.
Таким образом, остается до конца не ясным, какую же цель ставит перед собой Янукович – введение русского языка как второго государственного или продолжение политики вытеснения русскоязычного населения в некий вторичный теневой поток, приравнивая почти половину страны к «меньшинствам»? И уж, конечно, ни слова о том, как он собирается осуществить подобную идею. Вопросы исторической памяти кандидат также решил оставить «за скобками», что делает невозможным выяснение его стратегического видения вопросов переписывания истории, героизации фашистских пособников и т.д.
Тот же туман и вокруг украино-российского сотрудничества в целом. В программе указано, что кандидат будет добиваться «восстановления дружеских и взаимовыгодных отношений с Российской Федерацией», впрочем, равно как и со всеми остальными странами СНГ. При этом с США, ЕС и странами большой двадцатки предполагается установление отношений «стратегического партнерства».
Таким образом, программа формально «пророссийского» кандидата выполнена максимально нечетко (особенно в разделе вопросов, тревожащих русскоговорящих на Украине) и с такими оговорками, что в случае ее полного игнорирования потенциальным президентом всегда можно будет сказать, что «к сожалению, кризис спутал все карты».
2. Ю.Тимошенко
В целом предвыборная программа Ю.Тимошенко «Украина победит. Украина - это ты!» (3) во многом перекликается с программой Януковича. Все те же обещания поменять коррумпированную власть (в контексте того, что Тимошенко и является этой самой властью заявление выглядит как минимум двусмысленно), создать эффективную правовую систему (правда, при этом нужно учитывать, что именно представители БЮТ во многом контролируют нынешнюю судебную систему и приложили немало усилий для того, чтобы она была именно такой, какая есть), все те же налоговые послабления (на 10 лет для инвесторов, государственное гарантирование кредитов для малого бизнеса, введение системы налоговых льгот т.д.). Уделила Тимошенко в своей Программе место и энергетической независимости Украины. Вновь провозглашено, что панацеей станет уголь – «главный энергоресурс страны». При этом обещано развитие ядерной энергетики и даже создание замкнутого ядерно-энергетического цикла (видимо, Юлия Владимировна забыла о договоренностях с Westinghouse, которые, по сути, делают подобные проекты мало вероятными).
Внешнеполитический блок прописан так же аморфно, как и у ее основного конкурента, – некие обещания строить со всеми прагматические отношения, стремление стать членом ЕС и т.д. Впрочем, в отличие от Виктора Федоровича, который заявил о внеблоковом статусе Украины, Ю.Тимошенко предпочла не делать опрометчивых заявлений, уточнив, что присоединение Украины к любым системам коллективной безопасности будет осуществляться только по результатам референдума, однако названия таких потенциальных систем она предпочла не раскрывать.
Относительно языка и других гуманитарных вопросов в Программе нет никаких конкретных тезисов. Хотя в своеобразной преамбуле к Программе указано, что «предпосылкой выполнения миссии (Тимошенко – авт.) является, в первую очередь, подъем духовности нации… возрождение украинского языка и развитие культуры, восстановление национальных мировоззренческих традиций и нашей правдивой национальной истории». В сложившемся за время правления оранжевых своеобразном политическом новоязе «возрождение украинского языка» всегда означает насильственную украинизацию, а «восстановление правдивой истории» - всегда реабилитация ОУН-УПА, голодоморские исследования и стенания на тему «вековечного рабства Украины под гнетом российского государства».
Таким образом, можно предположить, что в случае своей победы, Ю.Тимошенко будет и дальше идти по проторенной дорожке своих предшественников, когда гуманитарный блок вопросов всегда отдавался на разграбление разнообразным национально-озабоченным вроде Мовчана, Кендзьора и Яворивского. По-видимому, именно эти персонажи дописывали Программу. Иначе, откуда в конце могла взяться отдающая нацистским душком фраза «Украина превыше всего» (читай «Deutschland über alles» на отечественный лад)?
3. А.Яценюк
Самый перспективный из возможных конкурентов Януковича и Тимошенко. Его шансы на выход во второй тур, казавшиеся еще такими реальными в начале года, вследствие абсолютно пустой и непродуманной предвыборной кампании, практически были сведены к нулю, что уже сейчас заставляет социологов ломать голову над тем, кому отойдут голоса электората Арсения Яценюка. Что же предлагает украинцам несостоявшийся проект «украинского Обамы»?
В целом программа «Новый курс» (4) кандидата базируется на 4–х ключевых идеях: новая индустриализация Украины, восстановление села, образование и здоровье нации, восстановление армии. Все эти лозунги были им не раз озвучены за последние годы, впрочем, в крайне общих формулировках. Многие надеялись, что хотя бы в предвыборной Программе предлагаемые им решения этих проблем станут более понятными. Однако Программа все так же аморфна – общие слова без конкретных механизмов реализации задач. Зато главному «пугалу» украинской политической борьбы (коррупции) отведено немало места.
Рассказы об ужасах правления «олиграхических кланов» в устах Яценюка звучат странно, учитывая то, что к финансированию его кампании приложились в той или иной мере практически все крупные финансово-промышленные группы и олигархи. В целом внутриполитические предложения Программы Арсения можно сформулировать двумя тезисами – больше «левизны» и больше авторитарности. Много разговоров о необходимости «сбросить с народа ярмо капитала», «усилить роль государства в экономике», «социальная справедливость» и т.д., что уместнее бы смотрелось в программе Коммунистической или Социалистической партии, но уж никак не молодого миллионера, всю жизнь исповедовавшего либеральные взгляды. Хотя риторика авторитарности («суровые наказания», «больше жесткого участия государства», «правопорядок как центральная задача», «широкие полномочия президента») в целом отвечает определенным чаяниям народа, однако в контексте политических амбиций Яценюка, скорее, свидетельствует о желании власти лично для себя, а не для каких-то реальных шагов.
Неожиданно много внимания в «Новом курсе» уделено внешнеполитическим проектам, причем здесь конкретики значительно больше, чем в экономической части. Яценюк продолжает свои же ялтинские рассуждения на тему только ему понятной Большой Европы (от Атлантики до Тихого океана), настаивая на том, что именно Украина должна выступить инициатором объединительных процессов в Восточной Европе.
При этом «Киев должен вернуть себе роль центра и лидера восточноевропейской цивилизации», но такая интеграция должна происходить не на единой славянско-православной основе (что было бы ожидаемо при такой постановке вопроса), а … на западноевропейских ценностях. Если назвать вещи своими именами, то речь идет все о том же «санитарном кордоне» вокруг России (восточноевропейское партнерство), при котором страны «санитарного кордона» с радостью должны согласиться на роль европейских «казачков» (исполнителей любых желаний).
Безусловно, европейцев (да и американцев) такая идея не может не порадовать, тем более что Россия в Программе Яценюка фактически не упоминается (только в общем перечне стран СНГ), а единственными центрами влияния (кроме ЕС) названы Китай и США.
Проблемам истории (ее переписывания), Черноморскому флоту или иным жизненно важным вопросам украино-российских отношений в Программе не уделено ни строчки. Относительно языка все предельно понятно – «украинский язык был, является и будет единственным государственным», но это не должно достигаться за счет русскоговорящих. Однако как подобные идеи на Украине реализуются (не за счет русскоговорящих) широко известно.
Окончание следует
_______________________
(1) По результатам социологического опроса Центра Разумкова (19-26 декабря 2009 года) // http://www.uceps.org.ua/ukr/poll.php?poll_id=91
59
Поставить лайк: 202
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/po-kakim-programmam-zhit-budem-chast-i