ссылка

По следам Зинаиды Серебряковой

Увеличить шрифт
А
А
А

В начале декабря в селе Нескучном Харьковского района Харьковской области состоялось открытие мемориальной доски Зинаиде Евгеньевне Серебряковой, урожденной Лансере (1884—1967), - художнице, одной из первых русских женщин, вошедших в историю живописи.

В селе Нескучном родилась наследница знаменитого в искусстве рода Бенуа-Лансере
 
«На сессии областного совета мы приняли Программу защиты исторической памяти, духовно-морального возрождения. Очень много великих людей прославляли нашу землю. В их числе и Зинаида Серебрякова, ставшая звездой мировой величины. Безусловно, мы должны были увековечить ее память, чтобы все будущие поколения знали, что здесь родилась, росла и работала прекрасная художница, а также семья талантливых архитекторов и скульпторов», — прокомментировал открытие мемориальной доски председатель областного совета Сергей Чернов. Он также отметил, что со стороны областной власти будет оказана поддержка музею З. Серебряковой в школе соседнего села Веселое.
 
Ждут внимания и другие места, связанные с жизнью художницы. 
 
 
З.Серебрякова. Зимний пейзаж (Село Нескучное). 1910 г.
 
Зина Лансере из Нескучного
 
 
Ныне в Нескучном проживают 96 человек. В сельском клубе, на котором и установили доску, — выставка репродукций картин Зинаиды Евгеньевны и ее родственников. Через дорогу — символическая могила ее отца, известного скульптора Евгения Лансере, на месте снесенного фамильного склепа. От усадьбы остались только фундамент барского дома и баня.
 
 
З.Серебрякова. Нескучное. Пахота. 1908 г.
 
Но обо всем по порядку. Родилась будущая художница в семье известного скульптора Евгения Лансере, чьи быки, лошади и казаки украшают многие музеи бывшего СССР. Село Нескучное - сейчас пригород Харькова, один километр до российской границы, а тогда, в 1884 году, входило в Белгородский уезд Курской губернии. В ней не было ни капли русской крови: французской больше всего, итальянская, немного немецкой, чуть испанской. Ее дед и дядя по матери — знаменитые художники Бенуа…
 
Во время петербургской юности Зинаида входила в объединение «Мир искусства». 
 
 
З.Серебрякова. Автопортрет в костюме Пьеро. 1911 г.
 
Наиболее знаменитые ее картины создавались в Нескучном. Там у нее часто гостили Константин Сомов, Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев, Анна Ахматова. Душой компании был Александр Бенуа — любимый дядя Зиночки. «Тема самая простая, и даже как-то нет темы. Жила молодая женщина в глубокой деревенской глуши, в убогой хуторской обстановке, и не было ей другой радости, другого эстетического наслаждения в зимние дни, отрывавшие ее от всего мира, как видеть свое молодое веселое лицо в зеркале, как видеть игру своих обнаженных рук с гребнем и с гривой волос...» — писал о ней тогда ее дядя Шура Бенуа. 
 
 
З.Серебрякова. За туалетом. Автопортрет. 1909. Государственная Третьяковская галерея, Москва
 
Там же она полюбила своего двоюродного брата Бориса Серебрякова, инженера-путейца, жившего в соседнем селе Веселом. С детского возраста Зина и Боря воспитывались вместе. Но трудность заключалась в том, что церковью не поощрялись браки близких родственников, к тому же Зинаида — римско-католического вероисповедания, а Борис — православного. После долгих мытарств, поездок в Белгород и Харьков к духовным властям препятствия удалось устранить, и 9 сентября 1905 года свадьба состоялась. После свадьбы молодые отправились в Париж. Зинаида посещала там Академию де ла Гранд Шомьер, где рисовала с натуры, а Борис записался в Высшую школу мостов и дорог в качестве вольнослушателя. Через год Серебряковы возвращаются домой, в Нескучное.
 
 
 
 З.Серебрякова. Портрет Б.А. Серебрякова
 
Детей у них было четверо: Женя родился в 1906-м, Саша — в 1907-м, Тата — в 1911-м, Катя, или по-семейному Кот, — в 1913-м.
 
С августа 1914 года Борис Серебряков — начальник изыскательской партии на строительстве железной дороги Иркутск—Бодайбо, а позднее, вплоть до 1919 года, работает на строительстве железной дороги Уфа—Оренбург.
 
«Карточный домик» на Конторской
 
Краснооктябрьская (б. Конторская), 25. Старый дом, изуродованный свежими пристройками. Во дворе — мечеть. Здесь немногое напоминает о страшном революционном безвременье и о тех, кто жил там более 90 лет назад. Это сейчас картины Зинаиды Евгеньевны стоят миллионы на аукционах, а в 1917—1920 годах она еле сводила концы с концами, просыпаясь каждое утро под крики муэдзина. Она оказалась единственной добытчицей в семье, где рядом были старушка-мать и четверо несовершеннолетних детей.  
 
 
Харьков, Краснооктябрьская (бывшая Конторская), 25
 
1917 год. «Ни строчки от Бори, это так страшно, что я совсем с ума схожу. Главное, это то, что я не знаю, ехать ли мне самой в Оренбург, там ли еще Боря. Ехать, конечно, страшно. Но если не получу ответа на две телеграммы, то поеду», — пишет она старшему брату Николаю. Борис Серебряков перевез жену, тещу и детей в Харьков, на улицу Конторскую и снова убыл в командировку. В Нескучном стало голодно и небезопасно. Год спустя мародеры сожгут имение, а во время Великой Отечественной войны немцы уничтожат церковь с фамильными захоронениями. В Харькове их ждали кровати, два стола, стулья, печка-буржуйка. И все…
 
За копейки (типично харьковское отношение к творческим людям!) Зинаида Евгеньевна рисовала для местного археологического музея красочные таблицы. Они жили впроголодь, пили морковный чай. Мать художницы Екатерина Николаевна разучивала с детьми «У лукоморья дуб зеленый», и внуки дарили ей рисунки с ученым котом и с рыжей золотой цепью.
 
Гиперинфляция, не уследишь, какая власть в городе. Ежемесячная зарплата Зинаиды Евгеньевны — 5400 рублей. Фунт масла стоил столько же. Наступала нищета. Вот как описывает харьковскую жизнь Серебряковой ее биограф Б. Рыбаков: «И вдруг известие: Борис в Москве, Борис изводится без семьи. Оставив детей на бабушку, Зинаида Евгеньевна тотчас уехала к мужу. Целый месяц они были вместе. И это был самый счастливый праздник в их жизни, всего-то месяц. Борис выхлопотал себе отпуск, три дня, да и те ушли на дорогу. Он никак не хотел расставаться с детьми. Но уехал, что же делать. А от Белгорода плюнул на все, и вернулся в воинском эшелоне. Тут-то и подстерег его брюшной тиф. Ровно на 12-й день он заболевает, но беседует, шутит. Агония продолжалась пять минут, паралич сердца... Зинок мало плакала, но не отходила от Боречки», — пишет родным Екатерина Николаевна.
 
Вот тогда и кончилось счастье: свет погас. Она стала вдовой в 36 лет, как и ее мать. Обе, похоронив мужей, оставались верными им до гроба. Удивительное совпадение: и Борис Серебряков, и Евгений Лансере прожили по 39 лет. Место захоронения Бориса Серебрякова известно лишь приблизительно: Лысогорское кладбище, где-то возле Казанской церкви.
 
Нет масляных красок— приходится перейти на уголь и карандаш. В это время она пишет свое самое трагическое произведение— «Карточный домик», показывающий всех четверых осиротевших детей. Она отказывается перейти на популярный в то время футуристический стиль или рисовать портреты комиссаров, оставаясь самой собой. 
 
 
З.Серебрякова. Карточный домик. 1919 г.
 
«Для меня всегда казалось, что быть любимой и быть влюбленной — это счастье, и я была всегда как в чаду, не замечая жизни вокруг, и была счастлива, хотя и тогда знала и печаль, и слезы... Ах, так горько, так грустно сознавать, что жизнь уже позади, что время бежит и ничего больше, кроме одиночества, старости и тоски впереди нет, а в душе еще столько нежности, чувства...» — признавалась сама Зинаида Евгеньевна своей харьковской подруге Галине Тесленко.
 
От харьковской нищеты семья Бенуа-Серебряковых бежала в Петроград, а затем Зинаиде Евгеньевне с двумя детьми удалось вырваться в Париж. Мать и еще двоих детей большевики не выпустили, взяв в заложники. В Париже художница живёт замкнуто, встречается только с русскими у А. Н. Бенуа либо на выставках. За долгие годы пребывания за рубежом Серебряковой только дважды выпало счастье работать с особым подъёмом (1928 и 1932 годы в Марокко), однако в силу обстоятельств дело ограничивалось этюдами. Неимоверно сложно было устраивать выставки. В 1920—1930-х годах состоялось несколько персональных выставок Серебряковой в Париже.
 
Ещё в середине 30-х годов Серебрякова собиралась вернуться на родину. Но затянулись заказные оформительские работы в Бельгии, а затем грянула Вторая мировая война. После войны её зовут на родину дети, по поручению Союза художников СССР и Академии художеств СССР Зинаиду Евгеньевну навещают известные художники: Д. А. Шмаринов, С. В. Герасимов и др. В 1960 году, после 36 лет разлуки, её посещает дочь Татьяна (Тата), ставшая театральным художником во МХАТе…
 
Но пришли старость, болезни, и художница не решается на переезд. Тогда решено было устроить в Советском Союзе персональную выставку Зинаиды Серебряковой. В 1966 большие выставки работ Серебряковой были показаны в Москве, Ленинграде и Киеве. Она становится популярной на родине, её альбомы печатаются миллионными тиражами, а картины сравнивают с Ботичелли и Ренуаром. Государственный Русский музей приобрел 21 ее произведение.
 
 
З.Серебрякова. Автопортрет. 1930 г.
 
 Однако слабое здоровье не дало Серебряковой шанс встретиться с родиной. Похоронена Зинаида Серебрякова на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в окрестностях Парижа. В Нескучном чтут ее память, а дом на Конторской, 25 ждет мемориальной доски.
3252
Поставить лайк: 628
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/po-sledam-zinaidy-serebryakovoy