ссылка

Подкарпатская Русь была, есть и будет!

Увеличить шрифт
А
А
А

Важные события происходят в последние десятилетия в мире и особенно в Европе. Кардинальным образом меняется политическая карта этой части земного шара. Мирным путем расстались бывшие социалистические республики Советского Союза и Чехословакии. Так же мирно объединились в одно государство две Германии – Федеративная и Демократическая. В ожесточённых боях обрели самостоятельность республики бывшей Югославии. Стали субъектами международного права Абхазия и Южная Осетия.

Ставить точку в этом жизненно важном и в то же время щепетильном для каждого этноса, каждого народа вопросе, видимо, ещё рано. Начавшийся в конце ХХ века процесс формирования национальных образований продолжается. Об этом свидетельствуют мирные и справедливые требования русинов Закарпатья о восстановлении их национальной и культурной автономии в составе Украины.
 
 Русины, живущие тысячелетиями на своей исконной территории, обретя свою автономию в 1918 году в соответствии с Законом Венгрии №10 от 21 декабря 1918 г. с конституционным названием «Руськая Крайна» (Русинская Держава), а затем, после их выхода из состава Венгрии и свободного вхождения в состав Чехословакии (Сен-Жерменский мирный Договор от 10 сентября 1919 г.), получили широкую автономию с конституционным названием «Подкарпатская Русь» с правом иметь национальное русинское правительство, свои школы, политические партии, русинское гражданство и правом распоряжаться недрами на национальной русинской территории.
 
Через 19 лет Подкарпатская Русь и Словакия приобретают одинаковый статус федеративных республик в составе Чехословакии (Конституционный Закон ЧСР от 22 ноября 1938 г.). Наступил 1945 год, новый раздел Европы. По соглашению между Чехословакией и СССР от 29 июня 1945 г. автономная республика Подкарпатская Русь (Закарпатская Украина) включена в состав Украинской ССР. Но Подкарпатская Русь просилась в состав СССР на правах автономии. И что получилось? И.В.Сталин нарушил клятву, данную им на траурном заседании 11 Всесоюзного съезда Советов 26 января 1924 г. по случаю кончины В.И.Ленина, где он говорил: «Уходя от нас, товарищ Ленин завещал нам укреплять и расширять Союз Республик. Клянемся тебе, товарищ Ленин, что мы выполним с честью и эту твою заповедь!» Сталин проигнорировал и своё собственное определение нации. В 1913 г. он писал в статье «Национальный вопрос и марксизм»: «Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психологического склада, проявляющегося в общности культуры».
 
Определение Сталина знали в Венгрии и Чехословакии и чётко определили эти признаки у карпатских русинов. А вот руководители страны Советов об этом забыли, и 500-тысячный народ русинов (перепись 1941 г.), на правах области вошедший в состав Украинской ССР (Указ СССР от 22 января 1946 г.), вдруг оказался народом… без своей национальности. Подкарпатских русинов одним росчерком пера превратили в украинцев. Пожаловаться было некому, поднимать свой голос было бесполезно. И русины с их вековым терпением, помогавшим переносить беды и унижения, смирились. Они смирились в первую очередь потому, что в Центральной и Западной Европе Советский Союз воспринимали как Россию. И они, русины, стали жить в одной стране со своими братьями русскими и украинцами. Они смирились ещё и потому, что увидели, почувствовали внимание со стороны Москвы и Киева (чего, к сожалению, сегодня нет) к своему краю. Люди получили работу, отпала нужда ездить на заработки за границу. Строились заводы, фабрики, санатории. Открывались новые школы, техникумы, факультеты в университете. Бурное развитие получили культура, искусство, спорт.
 
Прошло время и великой страны СССР не стало. 1 декабря 1991 года жители (русины) Закарпатской области проводят свой региональный референдум. Более 75% населения поддерживают восстановление довоенного (1938 г.) статуса республики в составе Украины. Но тогдашнее правительство (уряд), Президент Украины их, русинов, не слышат. Не слышат их и по сей день.
 
Надо ли киевским политикам, творящим историю своей страны, бояться возможных «парадов автономий» и распада Украины? Что случится, если внесут поправки в конституцию, и Украина из унитарной станет федеративной республикой? Ведь существуют такие федерации, как ФРГ, РФ, США и другие. Или спросите любого русина Закарпатья: хочет ли он, требуя воссоздания национальной русинской автономии, отделения от Украины? Нет, он согласен быть в составе Украины. Но утверждать, как то пытаются делать, что русины – субэтнос украинцев, это всё равно что считать русских, белорусов, сербов, словаков тоже субэтносами украинцев.
 
Сегодня Словакия - член ООН, и некогда равные с ней в правах русины Закарпатья в составе Чехословакии отдалились от неё в политическом и национальном статусе, как Луна от орбиты Земли. Но если Луна, как спутник Земли, автономно движется в космическом пространстве, то русины Закарпатья на своей территории, очень маленькой по сравнению с огромной Украиной, не имеют крыльев и возможности свободного автономного полёта. Эти крылья им подрезали в 1945 году. И для того, чтоб такие крылья выросли и распрямились, им, как и любой стране, нужен лидер. И, похоже, такой лидер у русинов появился.
 
История всё ставит на свои места. Одни государства, существовавшие раньше, исчезали навсегда. Другие появлялись, исчезали и снова появлялись. Так будет и с Закарпатской областью, маленьким карпаторусинским краем в центре Европы, уже имевшим свою автономию и провозгласившим её вновь. Это будет исторически справедливо для края, на территории которого, наравне с русинами и украинцами, мирно уживаются многие национальности. Русинский народ по своей сути - народ мирный, добрый, трудолюбивый, культурный и, что самое главное, очень религиозный.
 
И если Бог послал русинам в ХIХ веке православного священника Александра Духновича, человека высоко образованного, завещавшего нам, русинам, помнить свой род, остро переживавшего национальную несправедливость, оставившего неизгладимый след в истории русинов и снова востребованного нашим временем, то и сегодня на арене Закарпатской области появился такой человек, лидер и тоже православный священник - протоиерей Димитрий Сидор, председатель Сойма Подкарпатской Руси.
 
Лев Николаевич Гумилёв, создавший оригинальную теорию этногенеза, считал, что изменяющиеся условия существования этносов приводят к рождению людей с новым генетическим признаком – пассионарностью. Она включает в себя установку прожить яркую, насыщенную жизнь, способностью увлечь за собой народ на достижение высокой цели. Такими людьми были и Александр Македонский, и Жанна д'Арк, и святой благоверный князь Александр Невский, и многие другие выдающиеся исторические деятели.
 
Именно такой генетической доминантой среди подкарпатских русинов обладает и протоирей Димитрий Сидор. Если Председатель Сойма Подкарпатской Руси и его ближайшие помощники сумеют сплотить вокруг себя и включить в созидательный процесс ведущие политические силы, всех талантливых людей русинского мира, то решения II Европейского конгресса подкарпатских русинов о восстановлении русинской автономии будут претворены в жизнь.
 
И ещё. Каждый русин, проживающий в Закарпатье, должен донести письменно или устно до сознания молодых жителей области, что данную территорию, землю на которой они родились и живут сейчас, испокон веков населяли славяне-русины. И что с 1 февраля 1946 г. их деды и отцы без их согласия, были механически «записаны» в украинцы. И что на нынешнем поколении лежит историческая ответственность перед своими предками вернуть и утвердить исконное название этноса – русин. И тогда, перефразируя слова А.В. Духновича «Я русин был, есть и буду», можно будет со всей твёрдостью заявить: Подкарпатская Русь была, есть и будет!
 
Решение этнических, национальных и территориальных вопросов всегда были самыми сложными для руководителей всех стран во все времена. И лишь когда на арене той или иной страны появляются умные руководители с широким государственным кругозором, такие вопросы находят положительное решение. Хочется надеяться, что такие политики на моей любимой Украине есть и что они дадут возможность сохранить коренному русинскому народу в составе братской Украины своё национальное лицо.
 
В завершение хотелось бы привести слова русина, авторитетного учёного, доктора экономических наук, профессора В.М. Симчеры из тезисов его выступления на Всемирном конгрессе русинского народа 6 июня 2008 г. в Ужгороде. Он говорил: «Не русины толкают Украину на признание их автономии, а напротив, - Украина русинов обрекает на столь тяжёлые и мучительные испытания. Всем заинтересованным сторонам, а не только русинам следует ясно понимать, что без скорых и позитивных перемен к лучшему на Украине, без кардинального повышения уровня самодостаточности и эффективности социально-экономических преобразований в Закарпатье, существующие угрозы и вызовы автономии в самое ближайшее время могут стать живыми образцами реальности, а цивилизованный развод по европейским стандартам, испытанным в бывшем СССР или бывшей Чехословакии, - единственным приемлемым решением нарастающей конфликтной ситуации».
 
И, чтобы не допустить такой конфликтной ситуации, хочется пожелать руководителям современной Украины, стремящимся оставить положительный след в истории своего государства: первое - принять во внимание требование ООН от 17 августа 2006 г. об искоренении «дискриминации украинскими властями людей русинской национальности» и второе - прислушаться к словам известного политолога, директора Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаила Погребинского, справедливо заметившего, что «если бы в украинских верхах отказались от практикуемого сейчас пренебрежительного отношения к культурным и историческим традициям русинов, а взяли бы на вооружение европейскую политику в отношении национальных меньшинств, то острота этой проблемы была бы снята».
 
________________
Андрей Васильевич ФАТУЛА - член общественной организации Землячество «Карпатские русины».
2089
Поставить лайк: 238
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/podkarpatskaya-rus-byla-est-i-budet