ссылка

Приближая Победу: французский авиаполк «Нормандия-Неман»

Увеличить шрифт
А
А
А

1 апреля 1943 года в составе 303-й авиадивизии 1-й воздушной армии Западного фронта поднялась в небо эскадрилья «Нормандия», состоявшая из французских летчиков-добровольцев.

История эскадрильи началась 25 ноября 1942 года, когда было подписано советско-французское соглашение о её формировании, а уже 29 ноября того же года в Иваново приземлились два самолета, которые доставили 72 французских добровольца: 14 летчиков и 58 авиамехаников. Созданию эскадрильи предшествовало официальное признание Советским Союзом в сентябре 1941 года движения «Сражающаяся Франция», которое возглавлял в эмиграции генерал Шарль де Голль после разгрома и оккупации Франции фашистами. В 1941 году, во время битвы под Москвой, де Голль предложил советскому руководству отправить на помощь целую дивизию с вооружением и боеприпасами, но англичане сорвали её доставку. В итоге всё свелось к отправке в СССР небольшой группы добровольцев. Отбором лётчиков и отправкой их в Советский Союз занимался капитан Альберт Мирлес, родители которого иммигрировали во Францию из России ещё до революции. В результате его усилий удалось набрать первых 14 пилотов. Добровольцы были собраны на британской авиабазе в Сирии, откуда их самолётами отправили в СССР. 

Офицеры авиаполка «Нормандия-Неман»

Первым командиром эскадрильи стал известный французский пилот Жан Луи Тюлян. Лётчики получили лучшие в советских ВВС истребители Як-1, а по мере появления более совершенных машин они пересаживались на Як-3.

Дебют французских лётчиков состоялся 5 апреля 1943 года в небе над Ельней. Пилоты Альбер Дюран и Альбер Прециози сбили по одному немецкому истребителю FW-190. Через несколько дней французы опять отправились на свободную охоту и столкнулись с двенадцатью вражескими истребителями. В этом бою им удалось сбить ещё два «фоккера», но погибли трое французских лётчиков, среди которых был русский по происхождению Андрей Познанский. Советская авиация не особо нуждалась в помощи французских пилотов, их участие в войне с гитлеровцами имело больше символическое значение. Командование приняло решение не поднимать в небо французов, а более тщательно их подготовить, чтобы избежать бессмысленных потерь. Французские пилоты отличались индивидуализмом в бою и необходимо было наладить их боевое слаживание в групповых действиях.

Лётчики «Нормандии-Неман» у самолёта

Лётчики «Нормандии-Неман» у самолёта

В июле 1943 года эскадрилья принимала участие в Курской битве. В воздушных сражениях погибли ещё восемь пилотов, но французы сбили 17 самолётов противника. К концу июля на их счету было уже 30 сбитых вражеских самолётов. Погибли 11 французских пилотов, среди которых командир эскадрильи Жан Тюлян и самый результативный её пилот Альберт Литольф. Мастерство лётчиков росло с каждым боем, а из французских колоний в её состав прибывало пополнение. Служба в эскадрилье стала престижной. В июле 1943 года на базе авиаэскадрильи «Нормандия» был сформирован 1-й отдельный французский истребительный авиационный полк «Нормандия», состоявший из четырех эскадрилий: «Руан», «Гавр», «Шербур» и «Кан». За участие в боях по освобождению Белоруссии и Литвы он получил двойное название «Нормандия-Неман». Во время белорусской наступательной операции «Багратион», в июне 1944 года, лётчики полка сбили за один день восемь немецких самолетов, потеряв всего один свой истребитель. 16 октября 1944 года во время воздушных боёв в Восточной Пруссии французы сбили за день 28 немецких самолетов. 12 апреля 1944 года лётчик «Нормандии-Неман» Жорж Анри сбил FW-190 немецкого аса Гюнтера Шака, одержавшего до этого 174 победы в воздухе. Лётчика Шарля Монье его товарищи называли Обманувший Смерть – за то, что он пять раз выходил живым из совершенно безнадёжных ситуаций.

Всего на счету лётчиков истребительного авиаполка «Нормандия-Неман» за время войны было 5300 боевых вылетов, 869 воздушных боев и 273 сбитых вражеских самолета. За время боевых действий авиаполк «Нормандия-Неман» потерял 42 лётчика.

Летчики авиаполка «Нормандия-Неман» с боевым знаменем в Париже, лето 1945 года.

Летчики авиаполка «Нормандия-Неман» с боевым знаменем в Париже, лето 1945 года.

83 пилота были награждены боевыми орденами и медалями СССР. Четверо французских лётчиков – Марсель Альбер, Ролан де ля Пуап, Жак Андре и погибший Марсель Лефевр —  были удостоены звания Героя Советского Союза. Полк «Нормандия-Неман» был награждён орденами Красного Знамени, Александра Невского, Почётного легиона.

После победы над нацисткой Германией лётчики на подаренных им советским правительством истребителях Як-3 вылетели в Париж. Один из легендарных истребителей находится сейчас в Национальном музее авиации в Ле Бурже. Именами погибших в боях лётчиков названы французские авиабазы.

Истребитель Як-3 полка «Нормандия-Неман» в Ле-Бурже

Истребитель Як-3 полка «Нормандия-Неман» в Ле-Бурже

В 2010 году оставшиеся в живых пилоты «Нормандии-Неман» принимали участие в Параде Победы в Москве. В Иваново, Москве, Калуге, установлены памятники в честь героических французских лётчиков, помогавших Красной армии громить фашистов.

Памятник лётчикам «Нормандии-Неман» в Лефортовском парке Москвы

Памятник лётчикам «Нормандии-Неман» в Лефортовском парке Москвы

Заглавное фото: личный состав авиаполка «Нормандия-Неман»

259
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору

Читайте также

Как чех Рихард Тесаржик стал Героем Советского Союза

Необычная судьба генерала Кривошеина

Приближая Победу: Тегеран-43 – капкан для фашистского зверя

«Генерал Вперёд» Дмитрий Лелюшенко

Шлиссельбургские десанты по спасению Ленинграда

Полтавский суд над гитлеровцами

Первый министр внутренних дел Российской империи Виктор Кочубей

Легендарный морской разведчик Виктор Леонов

Как панфиловцы остановили немецкие танки под разъездом Дубосеково

https://odnarodyna.org/content/priblizhaya-pobedu-francuzskiy-aviapolk-normandiya-neman