ссылка

Приближая Победу: карпаторусская эмиграция

Увеличить шрифт
А
А
А

Карпаторусская диаспора, образовавшаяся в результате эмиграции конца XIX – начала ХХ вв. в США и Канаде, восприняла нападение нацистской Германии на Советский Союз как личную трагедию. Находясь за тысячи километров от исторической родины, карпаторусы внесли свой вклад в Великую Победу.

Карпаторусы – обобщённое называние всех выходцев из нынешней Западной Украины (Галиция, Волынь, Закарпатье), сохранивших общерусское сознание. Они были объектами польско-австрийского проекта по выращиванию новой украинской нации, но воспринимали его негативно. В эмиграции держались вместе, учреждали культурно-просветительские организации для сохранения общерусских традиций и обеспечения социальной защищённости.

Так появились Организация русского братства (Russian Brotherhood Organization), Объединённое русское православное братство Америки (the United Russian Orthodox Brotherhood of America), Ассоциация лемко (The Lemko Association) и др. Они издавали альманахи и журналы, учреждали клубы и комитеты взаимопомощи, устраивали банкеты и встречи, прибыль от которых шла на нужды карпаторусского дела.

После разгрома вермахтом Польши на страницах «Русско-Амерiканского календаря на годъ 1940» Организации русского братства пророчески писалось: «Нужно быть очень наивным, чтобы думать, что в этой борьбе кто-либо придёт на помощь России. Ни Англия, ни Франция, ни Италия, ни Америка проливать кровь за русских не будут…Целыми столетиями Польша равнялась на Францию, Болгария на Германию, а некоторые из славянских народов искренне верили, что на границах Германии смогут «проводить свою державну справу самостiйно». Слабейшие из славян уже несут кару за свои роковые ошибки».

12 июля 1942 года в Питтсбурге состоялся Американский карпаторусский конгресс с участием двухсот карпаторусских организаций – церквей, клубов, культурно-просветительских обществ, братств. Всего 214 делегатов из США и Канады. Организаторами мероприятия выступили Карпаторусский Союз и Карпаторусский народный комитет. Вот как излагались цели конгресса в карпаторусской печати (орфография сохранена): «Помоч Америкi в ведению войны против фашистскых держав аж до полной побiди. Борьба за полне освобождение Карпатской Руси, объединение ей в ей етнографичных границах и право на самоопредiление для карпаторусского народа. Помоч нашым русскым братьям в России в их борьбi c фашистськыми наiздниками через збор фондов на медицинску помоч Русскому народу».

Американский карпаторусский конгресс поставил цель собрать для СССР $6 млн. Для этого был создан специальный фонд Russian War Relief. В 1944 году $35 тысяч были направлены Боткинскому госпиталю в Москве.

Капраторусские мужчины шли добровольцами в канадскую и американскую армию, чтобы сражаться с врагом на поле брани. Им пришлось повоевать на Филиппинах, у берегов Австралии и в Тихом океане. Календарь «Лемко-союза» в рубрике «Наши дети в американской армии» регулярно печатал краткие биографии живых и погибших карпаторусских воинов.

В канадском Торонто появилось Карпаторусское общество борьбы с фашизмом и при нём Клуб молодёжи. Через 22 месяца своего существования обществу и клубу удалось передать канадскому Красному Кресту и напрямую на нужды Красной армии более $8 тыс.

Одновременно карпаторусской эмиграции приходилось отражать информационные атаки с другого фланга. Процитируем снова сообщение Американского карпаторусского конгресса: «Чужы посягателi на Карпатську Русь ширят пропаганду ту в Америкi, што нашы братья в краю не хотят объединения зо своими братьями, што они они не любят русскых, украинцов, бiлоруссов и всего Совiтского Союза. Мадьярскы агенты ширят пропаганду, што нашы братья любят лiпше Мадьярию, як Россию, польскы паны говорят, што мы любим лiпше Польшу, бенешовцы твердят, што наш народ любит лiпше Чехословакию…Всякы покутны дипломаты твердят американскому правительству, што наш карпаторусский народ относится враждебно до своих братов в России».

Освободительный поход Красной армии в Польшу в 1939 году и Румынию в 1940 году карпаторусы восприняли как торжество исторической справедливости – Галиция, Волынь и Северная Буковина воссоединились с остальными русскими землями (Россией, Украиной, Белоруссией) в составе советского государства. Нахождение Закарпатья (Угорской Руси) в составе Венгрии, потом Чехословакии, затем снова Венгрии они тоже считали исторически противоестественным.

Карпаторусы твёрдо верили, что все русские земли – Галицкая Русь (современная Галиция на Западной Украине), Угорская Русь (современная Закарпатская обл. Украины), Пряшевская Русь (сейчас в составе Словакии), Буковинская Русь (Черновицкая обл. Украины), Малая Русь (вся остальная Украина), Белая Русь (Белоруссия) должны ради собственного блага сплотиться вокруг Великой Руси (России). Принятые в карпаторусской среде названия «Подъяремная Русь» (западнорусские земли в составе Польши, Венгрии, Румынии, Чехословакии) и «Державная Русь» (Россия) подчёркивали подневольное положение первых и геополитическую независимость последней.

Отношения большей части карпаторусской эмиграции с советской властью были непростыми. Карпаторусская идея единства и неделимости исторической Руси основывалась на православии. Карпаторусы не признавали официально закреплённого в Советском Союзе искусственного разделения некогда единого русского народа на собственно русских, украинцев и белорусов. Эти этнонимы они воспринимали как региональные наименования различных частей одного и того же народа.

Кстати, чётко демонстрирует надуманность подобных разделений русского народа на отдельные кусочки судьба населения Полесья – региона, расположенного на стыке России, Белоруссии, Украины и Польши. Полещук на Украине официально считается украинцем, его родственник в Белоруссии – белорусом. В Польше его могут записать украинцем, белорусом или поляком. Вот так выходцам из одной семьи присваивается разная национальная и политическая идентичность. Зато полещуки в России сохранили свою исконную принадлежность к русскому народу. Слова «украинец» и «белорус» для карпаторусов были синонимичны слову «русский», что соответствовало исторической правде.

Несмотря на сложности в отношениях с советским строем, в годину войны карпаторусская эмиграция отбросила все сомнения и встала на борьбу с гитлеризмом. Впервые схлестнуться с коричневой чумой на поле брани капраторусским добровольцам пришлось задолго до Великой Отечественной войны – в составе Канадского батальона им. Макензи-Папинё они воевали в Испании в 1936-1939 гг. против немецких, итальянских и испанских фашистов. Бок о бок с советскими добровольцами.

К сожалению, антифашистский подвиг Карпатской Руси предан сегодня на Украине забвению.

На фото. Американский карпаторусский конгресс в Питтсбурге

119
Поставить лайк: 263
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору

Читайте также

Вставай, страна огромная

Жизнь и смерть партизана Ивана Копёнкина

Третий штурм Севастополя

Подвиг капитана Ивана Криклия

«Матч жизни» в блокадном Ленинграде

«Ночные ведьмы» в борьбе за мирное небо

Брянские партизаны против гитлеровского «Цыганского барона»

Триумф победившей Родины

Преступление и наказание: дух самураев в лагерях УССР

https://odnarodyna.org/content/priblizhaya-pobedu-karpatorusskaya-emigraciya