ссылка

Приближая Победу: операция «Берлин»

Увеличить шрифт
А
А
А

Уже 8 августа, спустя полтора месяца после вероломного нападения фашисткой Германии на Советский Союз, наша дальняя авиация нанесла первый бомбовый удар по столице Третьего рейха. Немецкое командование не могло поверить в то, что бомбардировка была проведена советской авиацией и распространило заявление о том, что к Берлину прорвались британские самолёты, но эта информация была тут же опровергнута английским радио, которое пояснило: «Германское сообщение о бомбежке Берлина интересно и загадочно, так как 7–8 августа английская авиация над Берлином не летала». Все сомнения исчезли после того, как на улицах немецкой столицы обнаружили тысячи листовок с речью Сталина. Развеялся миф командующего люфтваффе Геринга о том, что «ни одна бомба никогда не упадет на столицу рейха!»

Бомбардировка Берлина стала ответом советского руководства на бомбёжку Москвы. Первая массированная бомбардировка нашей столицы произошла 22 июля 1941 года. В налёте принимали участие более 200 немецких бомбардировщиков под прикрытием истребителей. Наши истребители и зенитчики сбили 22 вражеских самолёта, но на Москву сбросили более 46 тыс. зажигательных бомб и 104 тонны фугасов. Было разрушено 37 зданий, возникло около тысячи пожаров, погибло более сотни москвичей. Налёты продолжались и в последующие ночи.

Нарком ВМФ адмирал Кузнецов

Нарком ВМФ адмирал Кузнецов

Советское командование задумалось об ударе возмездия. Идея бомбардировки Берлина и других немецких городов возникла у командующего морской авиацией генерал-лейтенанта С.Ф. Жаворонкова. В конце июля он предложил наркому Военно-Морского Флота адмиралу Н.Г. Кузнецову использовать для налёта на Берлин минно-торпедную авиацию Краснознамённого Балтийского флота, базирующуюся на островах Моонзундского архипелага, откуда до Берлина по прямой было около 900 км. Жаворонков подсчитал, что с бомбовой нагрузкой в 750 кг самолёты способны долететь до немецкой столицы и вернуться назад. 26 августа нарком ВМФ Кузнецов доложил Верховному главнокомандующему Иосифу Сталину о возможности нанесений бомбового удара по Берлину. Сталин одобрил эту инициативу и издал приказ о подготовке операции «Берлин». Руководство операцией было возложено на генерала Жаворонкова. 28 июля он приехал в посёлок Беззаботное под Ленинградом, где базировался 1-й минно-торпедный авиаполк. Для налёта на Берлин было отобрано 20 лучших экипажей, состоящих из наиболее опытных лётчиков, имеющих более 1500 часов налёта, опыт боевых действий, высотных и ночных полётов. Из отобранных лётчиков была создана Особая ударная группа, состоящая из четырёх звеньев бомбардировщиков, которые возглавили командир полка полковник Е.Н. Преображенский, военком батальонный комиссар Г.З. Оганезов, флагманский штурман капитан П.И. Хохлов и старший политрук Н.Ф. Поляков. Экипажи самолётов перебазировались 1 августа на аэродром Когула острова Эзель (ныне Сааремаа, Эстония).

Маршрут первого налета на Берлин в ночь на 8 августа 1941 г.

Маршрут первого налета на Берлин в ночь на 8 августа 1941 г.

Здесь располагалась 12-я отдельная Краснознамённая истребительная авиационная эскадрилья майора Кудрявцева, обеспечивавшая прикрытие аэродрома. Подготовка к бомбардировке Берлина проходила в строгой секретности. Длина взлётной полосы была короткой и её пришлось продлевать. Тяжело приходилось с доставкой авиационных бомб и горючего с материка. Транспортные суда подвергались атакам вражеской авиации и взрывались на минных полях. Зенитное прикрытие аэродрома осуществлялось всего двумя батареями и четырнадцатью устаревшими истребителями. Условия полёта были чрезвычайно тяжёлыми. Лететь предполагалось ночью на высоте 4-5 тысяч метров при температуре за бортом до минус 45 градусов и в кислородных масках. Над территорией Германии самолёты поднимались на максимальную высоту – около 6-7 тыс. м. Общая протяжённость маршрута туда и обратно составляла более 1700 км. Весь полёт должен был проходить в условиях полного радиомолчания. Ориентироваться следовало по характеру местности и населённым пунктам. В случае отставания от группы перед лётчиками ставилась задача добраться до цели самостоятельно. При получении самолётом повреждения и невозможности продолжить полёт предписывалось совершить вынужденную посадку, самолёт сжечь и самостоятельно пробиться к своим через линию фронта. Погодные условия также были сложными, и вылет несколько раз откладывался.

Первый разведывательный полёт был проведен тройкой бомбардировщиков ДБ-3 5 августа. Два самолёта долетели только до Данцига и сбросили на него шесть авиабомб. Третий самолёт потерял ориентацию, сбросил бомбы на Виндаву и разбился при посадке на свой аэродром.

Дальний бомбардировщик ДБ-3

Дальний бомбардировщик ДБ-3

Первый вылет на Берлин произошёл в ночь с 7 на 8 августа. В небо с небольшим интервалом поднялись четыре четвёрки дальних бомбардировщиков и легли на курс. Немцы не ожидали атаки и принимали советские самолёты за свои. Берлин прикрывали три кольца зенитных батарей: первое радиусом 20-30 км, второе – 10-15 км и третье – непосредственно над городом. Везде были размещены прожекторы, а над самим Берлином аэростаты заграждения, не позволявшие опуститься ниже 4 км. До Берлина добралось пять советских самолётов, сбросившие 30 бомб на военные объекты, склады, заводы, правительственные учреждения и нефтехранилище. После первых взрывов в воздух поднялись немецкие истребители, открыла огонь зенитная артиллерия, но наши бомбардировщики уже уходили домой. После выполнения задания самолёты возвращались обычно поодиночке.

Капитан П. И. Хохлов в своем ДБ-3

Капитан П. И. Хохлов в своем ДБ-3

Капитан Пётр Хохлов вспоминал: «Мы уходили от Берлина, целиком погруженного во мрак ночи... Тридцать минут полета до Штеттина оказались для нас нелёгкими. Фашистские истребители неистовствовали в воздухе, пытались во что бы то ни стало перехватить советские бомбардировщики. И, наверно, поэтому стрелок-радист флагмана Кротенко спешно передал на свой аэродром радиограмму с заранее условленным текстом: «Мое место Берлин. Задачу выполнил. Возвращаюсь». Она должна бы быть передана с нашим выходом в море. Но Кротенко рассудил так: а вдруг собьют самолёт, и думай-гадай потом, были мы над Берлином или нет, сбили нас над целью или на подходе к ней? Поступил он, конечно, правильно».

Утром 8 августа командующий Краснознамённым Балтийским флотом адмирал В.Ф. Трибуц отправил маршалу Клименту Ворошилову радиограмму: «В ночь с 7 на 8 августа спецгруппа 1-го авиационного полка выполнила задание. Возвратились все». Об успешно проведённой операции доложили Сталину. Сообщение о бомбардировке Берлина сразу же появилось в советских газетах. За успешное выполнение боевого задания указом от 13 августа 1941 года было присвоено звание Героя Советского Союза полковнику Е.Н. Преображенскому, капитанам В.А. Гречишникову, А.Я. Ефремову, М.Н. Плоткину и П.И. Хохлову. 12 членов экипажей получили орден Ленина, 21 – орден Красного Знамени и 14 были награждены медалью «За боевые заслуги».

Полковник Преображенский Е.Н. (слева) и капитан Хохлов П.И. (справа)

Полковник Преображенский Е.Н. (слева) и капитан Хохлов П.И. (справа)

Но на этом операция «Берлин» не закончилась. Всего с 8 августа по 4 сентября было проведено 10 бомбардировок немецкой столицы. Второй налёт состоялся в ночь с 8 на 9 августа. В нём приняли участие 12 дальних бомбардировщиков. Фашистские лётчики уже опомнились, но большинство самолётов добрались до Берлина и сбросили на него 72 бомбы и листовки с речью Сталина от 3 июля 1941 года. В этом налёте был сбит над Берлином самолёт старшего лейтенанта И.П. Финягина. Ещё несколько самолётов получили повреждения при посадке на наш аэродром.

Тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик Пе-8 (ТБ-7)

Тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик Пе-8 (ТБ-7)

Третий налёт на Берлин был совершён 10 августа лётчиками дальнебомбардировочного полка 81-й авиадивизии Героя Советского Союза комбрига М.В. Водопьянова с аэродрома в Пушкине под Ленинградом. Руководил этим этапом операции командующий ВВС генерал-лейтенант П.Ф. Жигарев. Выполняли задание тяжёлые четырехмоторные бомбардировщики ТБ-7 (Пе-8) и двухмоторные дальние ночные бомбардировщики Ер-2.

В бомбардировке Берлина было решено использовать 12 ТБ-7 и 8 Ер-2. Этот этап операции был трагичным. Самолёты к началу войны были недоработаны. Дизельные моторы ТБ-7 на больших высотах работали нестабильно и глохли, у Ер-2 при пробеге часто самопроизвольно складывались шасси. Один из самолётов сразу после взлёта упал и взорвался. Ещё несколько не смогли взлететь. Всего на выполнение задания ушли семь ТБ-7 и три Ер-2. Операция проводилась в таком режиме секретности и с использованием неизвестных ранее тяжёлых бомбардировщиков, что привело к тому, что часть самолётов была сбита нашими зенитчиками и истребителями. Отбомбиться по Берлину смогли только четыре дальних бомбардировщика. Самолёт командира дивизии Водопьянова сначала получил повреждение от нашего истребителя, но всё же долетел до Берлина и сбросил на него весь запас бомб. На обратном пути ему пришлось совершить вынужденную посадку на лес в Эстонии. Самолёт лётчики сожгли и двое суток пешком добирались до лини фронта.

Всего в этом налёте были потеряны четыре ТБ-7 и два Ер-2. Погибли 13 лётчиков, пятеро были ранены и ещё 13 пропали без вести. Комдив Михаил Водопьянов получил благодарность Верховного главнокомандующего, но от командования дивизией был отстранён.

В дальнейшем все вылеты на Берлин совершались с аэродрома Когул на острове Эзель. Для этого была создана сводная группа, в которую вошли тяжёлые бомбардировщики ДБ-Зф (Ил-4) из 40-й авиадивизии дальнебомбардировочной авиации под командованием заместителя командира 200-го полка майора В.И. Щелкунова. Для их размещения подготовили аэродром Астэ, расположенный в 20 км северо-восточнее Когула. Четвёртый налёт на Берлин состоялся 12 августа. Из 13 вылетевших самолётов до немецкой столицы добрались восемь, сбросившие на город 80  фугасных авиабомб с надписями надписи «Гитлеру», «Герингу», «Геббельсу», «Гиммлеру» и контейнеры с более чем 100 тыс. листовок. Последняя в этой операции бомбардировка Берлина состоялась 4 сентября. До Берлина долетели и отбомбились три самолёта.

Всего с 8 августа по 4 сентября на Берлин было совершено десять авианалётов, в которых участвовали 78 бомбардировщиков. До Берлина долетели и отбомбились 33 самолёта. На город было сброшено 635 фугасных и зажигательных бомб общей массой 34,5 тонны и сотни тысяч листовок. В столице Рейха было зарегистрировано 32 пожара.

5 сентября три уцелевших советских бомбардировщика и личный состав были эвакуированы с острова Эзель под Ленинград. За  участие в этой операции десять человек получили звание Героя Советского Союза, остальные были награждены орденами и медалями. Операция «Берлин» имела не столько военное, сколько политическое значение, поднимая моральный дух советских людей. Авиация дальнего действия возобновила бомбардировки Берлина и других городов Германии и её союзников уже в июле 1942 года и продолжала их до окончательного разгрома фашизма.

1825
Поставить лайк: 1061
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору

Читайте также

Первое освобождение Ельни

Белорусский штаб партизанского движения

Танк «Иосиф Сталин»

Освобождение Таганрога

Трагедия и слава Таллиннского перехода

Подвиги санинструктора Екатерины Михайловой

«Боевая подруга» Марии Октябрьской

Первая бомбардировка Берлина

Эпопея казака Недорубова

https://odnarodyna.org/content/priblizhaya-pobedu-operaciya-berlin