В марте состоялся визит нового посла США в Украине Дж. Теффта в Крым. Представляется, что уже сегодня можно говорить о некоторых результатах этой поездки и ожидаемом варианте развития американской стратегии в регионе. Дж. Теффт известен, прежде всего, своей деятельностью в Грузии во время грузино-осетинского военного конфликта. Учитывая высокий потенциал этнической конфликтогенности на полуострове, связанной с националистической активностью меджлиса во главе с Мустафой Джемилёвым, появление Дж. Теффта здесь является знаковым событием. В ходе посольского визита были названы приоритеты США в Крыму, обозначены перспективы дальнейшего сотрудничества с автономией. Кроме того, была четко обозначена этническая составляющая американских предпочтений в регионе - это радикальные представители крымско-татарского населения Крыма, объединенные вокруг меджлиса.
После поездки Дж. Теффта стало известно и о приглашении американской стороной президента Украины В. Януковича посетить в скором времени Вашингтон. Проведение встречи президентов Украины и США - В. Януковича и Б. Обамы - намечено предположительно на 12 апреля. Формат визита глав государств уточняется. Пока запланировано получасовое общение президентов наедине.
К визиту американского посла на полуостров готовились заранее, предварительно обеспечив лояльность крымского руководства. За неделю до его приезда состоялось рабочее заседание первого заместителя министра здравоохранения АРК Сергея Гавриленко с представителем американского Госдепартамента Эроном Мейхью, сотрудником Посольства США в Украине, курирующим вопросы экономики и реализации всех проектов в Крыму, Эриком Сэлдменом, руководителем программы американской общественной организации «Международная помощь и развитие» (IRD) Оксаны Микитенко. Кстати, региональное представительство организации IRD реализует различные проекты в регионе уже 12 лет!
Создалось впечатление, что рабочая встреча была проведена по сценарию, как театрализованная пьеса. Во-первых, данная программа не получила широкого общественного обсуждения. Сообщение о визите сотрудников Госдепа в Крым опубликовали в официальных средствах массовой информации лишь через 10 дней после события. Когда посол США уже покинул Крым.
Во-вторых, вызывает недоумение сам процесс оказания этой помощи. Как сообщает официальное издание, сотрудник Госдепа спросил С. Гавриленко, какое оборудование в первую очередь необходимо медучреждениям полуострова? Чиновник ответил, что основными направлениями развития крымской медицины являются: борьба с туберкулезом, онкологическими заболеваниями, ВИЧ-инфекцией, а также послеродовой уход за матерью и ребенком. Но ведь именно эти направления как раз уже финансируют США в рамках своих спецпроектов в автономии на протяжении нескольких лет (проект «Здоровье матери и ребенка», «Партнёрство по контролю за туберкулезом в Украине» и т.д.)! К тому же крымские районные больницы не укомплектованы даже оборудованием первой необходимости. Об этом в конце встречи обмолвился сам крымский чиновник, попросив, чтобы «в Госдепартаменте США подумали о выделении средств на оснащение базовых (районных и городских) лечебно-профилактических учреждений, а их у нас 24, и на обеспечение минимальным набором оборудования семейных врачей». Можно только догадываться, что переживал крымский чиновник от здравоохранения, выпрашивая у американцев то, что обычно просят беднейшие африканские государства в качестве «гуманитарной помощи» для того, чтобы предотвратить эпидемии, чтобы элементарно выжить. А может, и вовсе не переживал. Что делать – нищие сраму не имут!
Однако бросилась в глаза вот какая деталь. Иностранные гости, как отмечает официальное издание, задались также весьма щепетильной целью - определить, насколько крымчане готовы принять их помощь и как практически осуществить установку в местных лечебно-профилактических учреждениях новейшего оборудования. Подчеркивалось, что «новейшее оборудование уже комплектуется на территории Западной Европы» (Крымские известия. – 13 марта 2010 г. - № 50). Общая стоимость этого проекта превысила 15 млн. долларов. То есть американцы хотят знать – являются ли крымчане уже не потенциальной, а реальной клиентелой западных благодетелей. Готовы ли они, как известный персонаж бессмертных «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова, отвечать «Да» по счету «Раз».
География «нового» проекта – республиканские и симферопольские лечебные учреждения. Интересно, что за новым оборудованием, которое поступит в 8 лечебно-профилактических учреждений, планируется закрепить ответственных американских специалистов, которые не только будут обучать высоким технологиям крымских медиков, но и проводить реконструкцию помещений, демонтаж старой и установку новой техники. Понятно, что это долгосрочные программы, связанные с последующим дорогостоящим ремонтом оборудования и комплектующих частей за счет республиканского бюджета.
Зачем американцам понадобилась инспекционная поездка по всем больницам и лечебным учреждениям Крыма? Возможно, речь идет о подготовке новых проектов США по «модернизации» существующей системы здравоохранения и мощного лобби фармацевтического бизнеса, который по прибыльности в мире составляет второе место. Не секрет, что Украина по многим аспектам здравоохранения не сотрудничает с Российской Федерацией. Так, в страну поступают детские и взрослые вакцины для прививок из Франции, Бельгии, срок применения которых вот-вот заканчивается. Процент поставок лекарственных препаратов из России существенно снизился, а Украина закупает в основном препараты из стран дальнего зарубежья.
Судя по всему, США не просто поддерживают, а курируют социально значимые проекты в области здравоохранения для изменения мнения о них крымчан не как страны-агрессора, а как государства, безвозмездно оказывающего благотворительную помощь. Хотя в наше полное вызовов и угроз национальной безопасности время даже далекие от медицины люди прекрасно понимают роль и значение медицины не только в условиях мира.
Однажды, в прошлом веке, известные «благодетели» уже строили шоссейные дороги в стратегически важных регионах Европы. Это обошлось человечеству в 50 миллионов жизней. Крым сегодня – не менее важный стратегический регион…
В рамках ознакомительной поездки посла США по Украине Крым был выбран первым для посещения регионом, что свидетельствует о приоритетном интересе к нему Белого Дома. Встреча проходила с Председателем Совета Министров В. Плакидой за несколько дней до смены всего крымского руководства.
Премьер подробно ознакомил Дж. Теффта с экономической ситуацией в Крыму. При этом В. Плакида посетовал на «слабую активность» США в регионе, отметив, что экономические отношения Крыма с Евросоюзом по сравнению с США носят более прагматичный характер. Он выразил надежду на углубление дальнейшего сотрудничества. Глава Совмина предложил привлечь американских туристов и предпринимателей в край. Теффт, в свою очередь, особое внимание уделил агропромышленному комплексу Крыма и состоянию межэтнических отношений в регионе.
На этом официальные издания отчеты о программе визита посла США Дж. Теффта заканчивали.
Однако крымско-татарские средства массовой информации сообщили об интересном продолжении визита иностранного гостя. После посещения руководства автономии Дж. Теффт не отправился посещать культурно-исторические и туристические объекты автономии, что было бы вполне логичным для пребывания в «черноморской жемчужине». Дж. Теффт со своими сотрудниками и в компании лидера радикальных крымских татар, главы незаконного этнического парламента М. Джемилёвым, заместителем главы меджлиса Рефатом Чубаровым, главой Бахчисарайской районной государственной администрации Ильми Умеровым (также членом меджлиса) отправились в Бахчисарай.
Крымские татары составляют около 13% от общей численности населения в Крыму (единственной этнос полуострова, в котором рождаемость опережает смертность). Сегодня это единственный богатый этнос в Крыму, выросший на перепродажах самозахватных земель и государственных субсидиях как пережившим депортацию, что неоднократно подчёркивали международные организации, работающие в регионе.
Меджлис во главе с Джемилёвым не является представительским органом крымских татар, так как их радикальные взгляды разделяет приблизительно лишь 20-25% от численности этноса. Радикальность взглядов заключается в заявленном курсе на восстановление своей государственности в пределах украинской державы. Декларация об этом принята на курултае в 1991 г. и до сих пор не отменена. Такой курс поддерживают и вышедшие из меджлиса лидеры, создавшие собственные националистические проекты. Правоохранительные органы не реагируют на призывы меджлиса о создании собственного государства, хотя это является грубым нарушением украинского законодательства и влечет за собой уголовную ответственность.
В структуре этнополитической активности крымских татар остаются политические силы, представляющие умеренные взгляды (то есть не настроенные враждебно к местному населению и не одобряющие политику организаций, подобных меджлису). Однако международные организации, работающие с крымскими татарами, не желают контактировать именно с представителями этой большей части крымско-татарской диаспоры.
В Бахчисарае состоялась отдельная встреча председателя Бахчисарайской райгосадминистрации, члена меджлиса И. Умерова с Дж. Теффтом. Детали переговоров так и не стали достоянием широкой общественности, даже крымско-татарской.
Посол США Дж. Теффт и начальник протокольного отдела Посольства США в Украине И. Возианова еще раз встретились с председателем меджлиса М. Джемилёвым, его заместителем Р. Чубаровым уже в Симферополе. На встрече, прежде всего, были обсуждены последние кадровые назначения в украинском правительстве и формировании коалиции большинства (в коалицию меджлисовцы не вошли из-за Коммунистической партии Украины). М. Джемилёв прокомментировал назначение А. Могилёва на должность главы МВД, обвинив его в «разжигании межнациональной розни». В свое время А. Могилёв предпринял конкретные действия по ликвидации земельных самостроев крымских татар, за что «оранжевый» министр Ю. Луценко уволил его с должности начальника крымского главка.
Охарактеризовав общественно-политическое положение крымских татар, М. Джемилёв «указал на особую обеспокоенность непринятием украинским государством до сих пор законодательной базы по решению множества национальных проблем». Последний вариант законопроекта, зарегистрированного Джемилёвым после первого тура президентских выборов, впервые содержит норму о возврате имущества крымских татар, их домов и т.д., то есть о реституции! Только в 2009 г. на программу обустройства крымских татар из украинского бюджета была выделена сумма, эквивалентная 8 млн. долларов США (без учёта финансирования республиканского бюджета).
Как всегда не обошлось без любимого Джемилёвым тезиса об угрозе ассимиляции крымских татар, которую можно остановить, содействуя восстановлению системы этнического образования.
Завершая встречу, посол США Джон Теффт выразил надежду, что подобные контакты будут носить регулярный и системный характер. Фактически это означает, что США будут и дальше использовать для достижения своих целей на полуострове радикальных крымских татар, оказывая давление на украинское государство, его внутреннюю и внешнюю политику.