ссылка

Признала ли Элладская православная церковь раскольничью ПЦУ

Увеличить шрифт
А
А
А

12 октября состоялось внеочередное заседание Священного синода Элладской православной церкви(ЭПЦ), решение которого многие СМИ интерпретировали, как признание раскольничьей ПЦУ. А украинские СМИ запустили свою ложь: якобы прорвана некая «российская блокада», сейчас начнется какой-то «процесс домино» и «только семь греческих митрополитов выступило против признания ПЦУ» – получается, что если не 90, то 85%  архиереев  обеими руками за пресловутую «украинскую автокефалию».

Туман этой лжи начал рассеиваться вместе с публикацией подробностей заседания Элладского синода. И тут выяснилось, что никакого голосования вообще не было, против признания ПЦУ выступило семь митрополитов из тех, кто вообще  брал слово, да и само «признание» на основании выступления предстоятеля ЭПЦ Блаженнейшего архиепископа Иеронима выглядит как-то, мягко говоря, неоднозначно.

Не вдаваясь в подробности витиеватого текста, отметим, что Блаженнейший Иероним «охарактеризовал провозглашение автокефалии Церкви Украины как особо благодатное для Православной Церкви и весьма ценное для укрепления связей между двумя братскими автокефальными Православными Церквями, Великой России и Украины» и предложил «признать нашей Церковью автокефалию Православной Церкви независимой Республики Украина». При этом отметил, что «Церковь Украины всегда оставалась в канонической церковной юрисдикции Вселенского Патриархата, который отказался от своей канонической юрисдикции для того, чтобы она была включена в семью автокефальных Православных Церквей, что Московский Патриархат оценивает как неканоническое действие, как если бы она принадлежала ему», сказано в сообщении греческого портала «Ромфея».

Все эти тезисы более чем спорные, поэтому возникла жёсткая полемика внутри самой Элладской церкви. Так тема признания ПЦУ стала настолько невнятной, что Архиерейский собор ЭПЦ 15 октября был вынужден не только собраться, но и выступить со специальным заявлением и даже опубликовать пресс-релиз, в котором сообщалось, что «никакие попытки интерпретации решений внеочередного заседания по "украинскому вопросу" не допускаются, так как они не соответствуют действительности». При этом в ответ на вопрос озадаченных журналистов, признала ли Элладская церковь ПЦУ, митрополит  Иерофей (Влахос) ответил в манере всего этого действа:

– Разумеется. 

Но журналисты не отставали:

 – Разумеется, признала?

– Признала.

Вот так. Экуменический патриарх Варфоломей тут же выразил благодарность ЭПЦ за поддержку. А православное сообщество стало ожидать намеченный на 19 октября визит руководителя Фанара в Салоники и приготовилось наблюдать за тем, будет ли архиепископ Иероним поминать за богослужением «Епифания» Думенко. Если такое поминовение произойдет, значит, руководителя украинских раскольников внесли в Диптих, что и означает признание на самом деле. При этом обращает на себя внимание тот факт, что Блаженнейший Иероним до совместного богослужения с главным фанариотом ни разу не помянул Думенко ни на одном из богослужений.

Одновременно ожидали и реакции Москвы. Она не задержалась. 17 октября состоялось заседание Священного синода Русской православной церкви (РПЦ).  В итоговом документе сообщается о том, что Синод «уполномочивает Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прекратить поминовение Блаженнейшего архиепископа Афинского и всея Эллады в Диптихах в случае, если предстоятель Элладской Церкви начнет за богослужением поминать главу одной из украинских раскольничьих группировок или предпримет иные действия, свидетельствующие о состоявшемся признании им украинского церковного раскола». 

Не секрет, что многие ожидали прекращения евхаристического общения РПЦ с ЭПЦ по примеру Константинопольского патриархата. Однако Синод РПЦ, по сообщению агентства «Интерфакс», «изучив детали Собора в Афинах, усомнился в том, что позицию главы ЭПЦ архиепископа Иеронима разделяют другие элладские архиереи.  А также указал на то, что голоса несогласных на этом форуме были проигнорированы, голосования не было, и в открытом доступе отсутствует соборный документ с подписями архипастырей». Поэтому последовало обвинение в адрес патриарха Варфоломея «в давлении на Элладскую Церковь и блокировании любых переговорных инициатив по "украинскому вопросу"». При этом Священный синод подчеркивает: «Печально, что таким образом исторические заслуги греческого народа в распространении Православия размениваются на сиюминутные политические выгоды и поддержку чуждых Церкви геополитических интересов».

В то же время, члены Священного синода отметили, что «дорожат молитвенным общением с собратьями в Элладской православной церкви и будут сохранять с ней живую молитвенную, каноническую и евхаристическую связь через всех тех архипастырей и пастырей, кто уже выступил и в дальнейшем выступит против признания украинского раскола, кто не запятнает себя сослужением с раскольническими лжеиерархами, но явит пример христианского мужества и твердого стояния за веру Христову».

Глава Отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда на брифинге по итогам Священного Синода РПЦ заявил о  «прекращении молитвенного и евхаристического общения с теми иерархами Элладской Церкви, которые вступили или вступят в такое общение с представителями украинского неканонического раскольничьего сообщества». А также о не благословении совершения паломнических поездок в епархии, управляемые означенными архиереями.  При этом В.Р. Легойда отметил, что «соответствующая информация будет широко распространена среди паломнических и туристических организаций стран, составляющих каноническую территорию нашей Церкви».

Предупреждение прозвучало. При этом интересно мнение заместителя председателя Отдела внешних церковных связей УПЦ МП протоиерея Николая Данилевича, отражающее позицию канонической церкви на Украине: «Я бы оценил сегодняшнее заявление Синода РПЦ как мудрое и взвешенное, потому что по форме еще не было признания Элладской Церковью т. н. ПЦУ. То, что произошло на Архиерейском соборе ЭПЦ 12 октября, скорее выражение намерения признать. Но судят не за намерение, а за действие». Ведь факта признания – поминовения «предстоятеля ПЦУ»  за богослужением и направления ему письма с признанием – ещё не было.

На следующий день, 18 октября, в Москве открылся Всемирный русский народный собор, председателем которого является патриарх Кирилл. Выступление Его Святейшества на открытии этого форума было пронизано тревогой  за судьбы православия и Русской церкви. Ведь «особая ценность России, ее особое призвание – быть оплотом Православного христианства, хранить Православную веру, Православную традицию, культуру, христианские нравственные начала в их неповрежденной форме». «Может быть, именно поэтому сильные мира сего так ополчились сегодня на Русскую Православную Церковь, желая оторвать от Русской Церкви греческий Православный мир, желая разрушить единство Православной Церкви», – отметил престоятель РПЦ. Он подчеркнул: «Мы обладаем определенной достоверной информацией, что все то, что происходит сейчас в мировом Православии, это не случайность, это не просто какая-то прихоть одного или другого религиозного деятеля, который просто умом помрачился. Это реализация совершенно конкретного плана, который преследует две цели: оторвать Россию от греческого мира, а греческий мир – от России».  По словам патриарха, это хорошо понимают и в Русской церкви, и в Греции, и в других православных церквах. Поэтому РПЦ продолжит «независимую линию сохранения единства вселенского Православия, а самое главное – сохранения духовной независимости Русской Православной Церкви от всех этих центров мирового влияния». Также Святейший владыка призвал народ быть с Русской церковью в ситуации провоцирования раскола мирового православия.

Невозможно не заметить растущую консолидацию вокруг  Русской православной церкви и её неотделимой части – УПЦ МП. Особенно на Украине. Таким образом, проект разделения русского мира терпит очевидный провал. Напротив, намечается разделение греческого мира. В самой ЭПЦ назревает раскол, который будет усугубляться по мере сближения с раскольничьей ПЦУ. Да на Фанаре далеко не все архиереи согласны с политикой патриарха Варфоломея. 

19 октября состоялось то самое богослужение в Салониках, на котором Думенко поминал только патриарх Варфоломей, вернее, его диакон. В РПЦ отметили, что пока нет повода разрывать общение с архиепископом Иеронимом и ЭПЦ, поскольку фактического признания ПЦУ нет.

Таким образом, греки дали «томос», в котором практически нет автокефалии, а теперь признали созданную ими же структуру, не признавая ее на практике!

Пожалуй, опрёделенную ясность в запутанный вопрос признания ПЦУ Элладской церковью внес сам Думенко. Выступая 19 октября на обеде в нью-йоркском отеле «Хилтон» по случаю присуждения ему премии патриарха Афинагора, он выразил осторожную надежду, что Элладская православная церковь признает ПЦУ…

91
Поставить лайк: 1181
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору

Читайте также

Украина без свободы совести и без совести вовсе

Ты их в дверь – они в окно: раскольники ПЦУ рвутся во Всемирный совет церквей

Галопом по Европам: как антицерковный агитпроп заграницу обрабатывает

Церковная уния в Белоруссии – исторический процесс длиною в столетия

США игнорируют озабоченность ООН по поводу войны с православием на Украине

Юбилей расстриги и плоды его деятельности на Украине

Святитель Иона, первый митрополит Московский и всея Руси

Как литовский князь Витовт Русскую православную церковь разделял

Закон о запрете УПЦ: что дальше?

https://odnarodyna.org/content/priznala-li-elladskaya-pravoslavnaya-cerkov-raskolnichyu-pcu