ссылка

«Призри на души моей смирение...»

Увеличить шрифт
А
А
А

Сегодня в православном мире проходит празднование одной из самых почитаемых святынь Украины и России — иконы «Призри на смирение».

Списков иконы «Призри на смирение» известно немного. Один из них, конца XVII века, находится в Киевском Флоровском Вознесенском женском монастыре. Второй — икона Божией Матери «Призри на смирение» — украшает ныне главный храм в Киевском Свято-Введенском мужском монастыре.
 
Приходящих во Введенскую обитель, встречает мозаичный Ее образ уже на монастырской стене, среди машин и пешеходов, на углу улицы Московской, 42. Но при входе в храм поражает двухчастность списка: мы видим саму икону и стекло киота, прежде закрывавшее Икону, а теперь стоящее отдельно и тоже окруженное молящимися. На стекле нерукотворно начертана точно такая же икона, что и на холсте, только не красками, а словно молоком или изморозью.
 
Свято-Введенский монастырь находится в 15 минутах ходьбы от станции метро «Арсенальная», как и от Киево-Печерской Лавры, которую основал уроженец Черниговщины, афонский монах преп. Антоний, с учеником, преп. Феодосием.
 
На Украине, как и во всем русском мире, почитание Богородицы — особое. Не забудем, что Киево-Печарская лавра считается, в частности, третьим уделом Богородицы на Земле. (Первый — Иверия, то есть современная Грузия, второй — Святая Гора Афон, четвертый — Серафимо-Дивеевский монастырь). Иногда третьим уделом называют также Киев, Киевскую Русь. Именно Богородица открыла преп. Антонию путь в Киев. За двухтысячелетнюю историю христианства прославились чудотворениями и дарованием святой помощи около тысячи образов Божией Матери. К их числу относят и икону «Призри на смирение».
 
 
Образ Богородицы «Призри на смирение». Мозаика на наружной стене Свято-Введенского храма в Киеве
 
Не так давно, в 1993 году, лик Богородицы с Богомладенцем чудесным образом отпечатался на стекле, прикрывавшем икону и не соприкасавшемся с нею. Настоятель Введенской обители, игумен Дамиан обратил внимание на потемневшие краски иконы, находящейся в деревянной раме под стеклом. Было принято решение пригласить реставраторов, чтобы определить причины изменения красочного слоя. Однако 19 июля /1 августа, в день памяти прп. Серафима Саровского, когда рама со стеклом была снята, присутствовавшие увидели, что тональность красок на иконе не изменилась, а на стекле, покрывавшем икону, с обратной стороны явился чудесный серебристый отпечаток, в точности повторивший силуэты Богоматери и Младенца. Стекло с отображением теперь установлено в киоте рядом с иконой, и православные поклоняются сразу двум Образам. Киевское чудо сравнивают с Туринской плащаницей, сохранившей точный отпечаток Тела Христа.
 
Названию иконы даны пояснения. В хвалебной песне Богу, как сказано в Евангелии от Луки (1; 48), сама Пресвятая Дева говорила так: «Яко призре на смирение рабы своея». Глубочайшего смирения исполнена была чистейшая душа Преблагословенной, за которое Она была увенчана высочайшей славой. Бог призрел, посмотрел, заметил, оценил чистоту этой святой Отроковицы и даровал Ей огромную милость — воплотить Слово Божие и через это соделал Ее обильным источником милостей и исцелений всем страждущим, обездоленным, нуждающимся в Ее помощи. А второе толкование явствует из композиции этого чудотворного образа. Взглянув на икону, мы видим, как Христос взял за ланиту (щеку) Богоматерь, как бы говоря ей: «Призри на смирение тех, кто обращается к тебе. Посмотри, согрей своей теплотой, даруй радость и покой, исцели, пожалей и принеси их молитвы ко Мне, и Я помилую и спасу их».
 
 
Икона Богородицы «Призри на смирение» и киот с чудотворным стеклом (слева в кадре). В Свято-Введенском храме Киева
 
Из кратких упоминаний в литературе об этой иконе известно, что впервые она явилась в 1420 году на Каменном озере в псковских землях, но нет никаких указаний на обстоятельства чудесного явления иконы. Можно предположить, что это событие произошло в утешение и ободрение псковичей в период большого бедствия, «морового поветрия» (голода), которое разразилось в том году, при архиепископе Новгородском и Псковском Симеоне, в княжение Василия II Дмитриевича. Народ пришел в уныние и искал себе утешение в молитвах к Богу и Царице Небесной о помощи. Во Псковской второй летописи дважды встречается упоминание об этом образе: «В лето 6934 (1426) за старымъ Коложемъ, на Камене озере, бысть знамение: отъ иконы святыа Богородица идяше кровь, месяца септевріа въ 16 день; сіе убо знаменіе прояви нахоженіе поганого князя Витовта и многое пролитіе христіаньскыхъ кровей». 
 
Здесь же встречается и второе, более полное указание на произошедшее от иконы знамение: «В лето 6934 (1426), тоя же осени, бысть знаменіе от иконы святыя Богородица, на Камене озере, у Василя у двора: шла кровь из правого ока, и на место капала, где стояла, и на пути шла кровь, как везли оть иконы въ убрусъ, какъ въ Псковъ провадили икону Пречистый, месяца сентября въ 16, на память святыя великомученицы Евфиміи». 
 
То есть в то лето литовский князь Витовт расторг мир со Псковом и пришел завоевывать псковские волости. В это же время, 16 сентября, икона Божией Матери была перенесена в Псков и помещена в соборном храме во имя Живоначальной Троицы. В память этого перенесения и было установлено празднование чудотворной иконе в этот день.
 
Ближайший храм к месту обретения известной чудотворной иконы «Призри на смирение» находится в деревне Бардово (название деревни происходит от слова «барда» — продукт отходов этилового спирта при винокуренном производстве) Бежаницкого района (бывший Новоржевский уезд) Псковщины — это церковь Тихвинской иконы Божьей Матери (1998 год), построенная на месте сгоревшей церкви Параскевы Пятницы, закрытой в 1937 году.
 
Погост Бардово — одно из древ­них мест на Псковщине, впервые упоминается в 1406 году. 
 
 
Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери в деревне Бардово на Псковщине
 
 
Сначала икона хранилась в Свято-Троицком соборе — главном храме Пскова, в Довмонтовом городище, но в советское время следы ее затерялись. К сожалению, следует отметить, что о многих иконах, особенно древних, сохранилось очень мало сведений или же они отсутствуют вовсе. Это связано, прежде всего, с тем, что летописи или другие литературные источники, в которых могли бы встретиться упоминания об этих иконах, в силу ряда причин не дошли до наших дней. Но тем не менее если даже сохранилось хотя бы только одно название, то и в этом случае «...всякая святая икона должна быть благоговейно чтима, по возведению сего почтения к первообразу» — писал святитель московский Филарет (Дроздов). 
 
Однако вернемся к знаменитому списку иконы «Призри на смирение», находящемуся в Свято-Введенской мужской обители.
 
Свято-Введенский монастырь в Киеве был учрежден ходатайством капитанской вдовы Матроны Александровны Егоровой, пожертвовавшей в пользу общины свои дома и капитал. Скончалась она в Санкт-Петербурге, тайно приняв перед смертью постриг с именем Димитра (†9 марта 1878 года). В том же году ее останки были перевезены в нижний храм Введенской общины. В 1878—1879 годах были освящены оба храма общины, в 1882 году построена колокольня. В 1901 году община была преобразована в общежительный женский монастырь и открыта церковно-приходская школа для девочек.
 
Монастырь был закрыт безбожной властью в 1930-е. В 1941 году обитель открылась, но в начале 1960-х годов была закрыта вторично. В помещениях монастыря разместилась районная больница, а в некоторых помещениях — склады. В 1992 году состоялось третье открытие храма. Икона «Призри на смирение» была тут же принесена в обитель. В богоборческое время образ хранился (55 лет!) у схимонахини Феодоры, насельницы Флоровского Вознесенского женского монастыря — с тех самых пор, как священник Введенского женского монастыря отец Борис Квасницкий, предвидя свою трагическую судьбу (был репрессирован), просил ее (тогда еще монахиню Феофанию) позаботиться о своем сыне Михаиле и сохранить икону. Когда Свято-Введенский монастырь открылся, для иконы изготовили специальный киот, и она была установлена в храме слева от иконостаса. Благодаря этой иконе и сам Введенский храм стал более известен в городе.
 
В течение года после обнаружения чудесного отпечатка на стекле с помощью привезенной в храм специальной аппаратуры проводились тщательные исследования киота сотрудниками Института судебной экспертизы, Политехнического института и других научных центров. Научных гипотез было несколько, однако было установлено, что произошедший процесс наука пока не может ни объяснить, ни воспроизвести; подобное явление в то время больше нигде еще не встречалось. В результате изучения произошедшего чуда киевскими учеными установлено, что светло-серого цвета отпечаток изображения на стекле — органического происхождения и является нерукотворным отображением Лика Богоматери и Младенца, который на темном фоне выглядит негативом, а на белом — позитивом.
 
Совсем недавно, в 2008 году, подобное запечатление на стекле произошло в селе Криливец Тульчинской епархии Винницкой области от иконы святителя Иоасафа Белгородского. 16-17 сентября сего года группа паломников из Винницкой области Украины доставила большую икону свт. Иоасафа и киот от нее в Белгород, на торжества, посвященные 100-летию прославления святителя. Теперь в винницком храме и сама икона, и удивительное стекло выставляются для поклонения рядом. А в ночь с 16 на 17 сентября, когда св. мощи свт. Иоасафа находились в новой белгородской часовне, винничане установили чудесное стекло рядом с ракой святителя, который, напомним, родился 8 / 19 сентября 1705 года в селе Замостье Прилуцкого уезда Черниговской губернии (ныне Полтавской области) в семье полковника Андрея Дмитриевича Горленко и дочери гетмана Даниила Апостола ― Марии.
 
 
Винницкие паломники у новой Иоасафовой часовни в Белгороде. Справа в кадре икона Свт. Иоасафа, слева — черное стекло с отпечатком Образа святителя. 16 сентября 2011 года
 
 
Верующие считают, что подобные знамения, «знаки» святых икон подаются людям из мира невидимого и говорят о том, насколько безмерно велика любовь Спасителя и Богородицы к роду человеческому, стремящихся если и не уберечь, то хотя бы предупредить о надвигающихся несчастиях.
 
За последние несколько лет чудотворный образ «Призри на смирение» побывал во многих местах Украины. В Запорожье образ пронесли по всем храмам города и многим церквам области. Эти путешествия сопровождались чудесами от иконы. Так, в Вольнянске исцелилась слепая женщина, которую в церковь обычно водила внучка. Приложившись к иконе, она повернулась к людям со словами: «Люди, я теперь вас всех вижу!»
 
22 ноября 1995 года Священный Синод Украинской Православной Церкви постановил считать Киевскую икону Божией Матери «Призри на смирение» чудотворной с празднованием в ее честь 16/29 сентября. Каждый год 19 июля/1 августа в Свято-Введенском мужском монастыре торжественно отмечается и день явления чуда — нерукотворного отпечатка на стекле. 
 
 
Митрополит Киевский и всея Украины Владимир у иконы «Призри на смирение»  во Свято-Введенском храме Киеве
  
Состоялась встреча киевской чудотворной иконы Божией Матери «Призри на смирение» и в Армавире. Как рассказал благочинный Свято-Введенского монастыря игумен Еразм, который сопровождал образ Божией Матери в Армавир, первой исцелилась от иконы глухонемая девочка — племянница схимонахини Феодоры, хранившей икону после закрытия монастыря. После этого стали фиксироваться многие чудесные случаи исцеления от бесплодия, онкологических заболеваний, других недугов. Целебной силой обладает и масло, которое горит в лампадах перед чудотворным образом. 
 
 
Чудотворную икону Божией Матери «Призри на смирение» встречают в Армавире. Фото 2010 года
 
 
Православные сегодня поют свои искренние духовные стихи:
 
Даруй мне, Владычице, терпение,
Исцели от терниев-страстей,
Призри на души моей смирение,
радостью нечаянной согрей!
 
 
Пред чудотворной иконой «Призри на смирение»
 
Яко лучезарную звезду, яко новое знамение милости Своея явила еси ныне, Пренепорочная Дево, верным богоспасаемаго града Киева, честную икону Твою «Призри на смирение» в годину новых испытаний, нестроений и злых развращений врагами веры и Отечества нашего воздвизаемых, да утвердится благочестие и да укрепится вера православная в людех. Мы же в сем явлении уразумев знамение велия попечения Божия о месте сем, со трепетом и благоговением глаголем Ти, Царице Небесе и земли: «Ты еси нам щит непобедимый и стена необоримая» восхваляющих Тя и воспевающих Богу песнь: Аллилуиа. 
94
Поставить лайк: 176
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/prizri-na-dushi-moey-smirenie