ссылка

Проектная «газовая независимость»

Увеличить шрифт
А
А
А

Три года подряд украинская власть лелеет мечту о «газовой независимости» Украины. И три года подряд вокруг практически всех предлагаемых проектов в этой сфере разыгрываются скандалы либо же очень быстро становится понятной их несостоятельность. С началом весны Киев явно оживился в своей активности на этом направлении. Однако сразу же возникли и новые странности, не заметить которые просто невозможно.

Как известно, в основе упомянутой независимости лежат три кита – строительство терминала по переработке привозимого танкерами сжиженного природного газа (LNG-терминал), разработка сланцевого газа и новые условия использования украинской ГТС. С LNG-терминалом явно не заладилось: сначала Турция дала понять, что не горит желанием пропускать через Босфор танкеры со сжиженным газом для Украины. А в середине марта стало известно, что украинское госпредприятие «LNG-терминал» не смогло привлечь необходимые для строительства объекта кредиты на общую сумму 221 миллион 946 тысяч евро (1).

В обоих случаях «LNG-терминал» получил менее двух заявок от потенциальных кредиторов, что лишило тендер законной силы. Также был отменен тендер на выполнение предпроектных и изыскательных работ по созданию инфраструктуры терминала. Планировалось, что в рамках предпроектных работ подрядчик подготовит основные компоновочные и проектные решения морской и наземной части терминала, схему движения танкеров-газовозов, согласует размещение терминала, трассы канала и т.д. При этом сроки принятия заявок по этим торгам несколько раз продлевались, в конечном итоге тендер отменили.

Правда, в пресс-службе Госагентства по инвестициям и управлению нацпроектами, которое возглавляет Владислав Каськив, заявили, что отмена тендеров не только не означает отказ от идеи, а, наоборот, связана с «ускорением реализации» национального проекта «LNG-терминал». В частности, инициаторы идеи отказались от планов строить наземный объект и решили реализовывать первый этап проекта ​​за счет использования современной технологии морского базирования регазификационного завода (FSRU) в партнерстве с американской компанией Exelerate Energy. «Наше партнерство с американцами обеспечит критически необходимый для энергетической независимости вариант решения», – отметил глава Координационного совета Сергей Евтушенко (2).

Сам глава Госинвестпроекта Владислав Каськив тут же принялся убеждать, что проекту «LNG-терминал» ничего не угрожает. «Планы были откорректированы. Это не значит, что мы отказываемся от наземной части. Проект реализован в два этапа. Первый – это быстрое решение по размещению морской платформы, общим объемом до 5 миллиардов кубометров газа в год. И второй этап – это строительство наземной части, до 10 миллиардов кубометров. Но на реализацию наземной части понадобится 3-4 года», – добавил он (3).

После этого «объясняющего» комментария ситуация оказалась совсем запутанной. Во-первых, непонятно, почему Госинвестпроект заключил новую договоренность по проекту в тайне, без каких-либо обсуждений и проведения тендеров. Ведь о нынешнем входе в проект американской компании стало известно совершенно случайно, после того как СМИ опубликовали информацию об отсутствии инвестиций в проект терминала. Только по этой причине Госинвестпроект признался в неожиданном пересмотре проекта и появлении в нем компании Exelerate Energy, о которой ранее в украинском агентстве никто и не заикался. После известного скандала с подписанием в прошлом году Госинвестпроектом контракта на 1,1 млрд. долл. с испанским лыжным инструктором по тому же проекту нынешняя (заключенная втихомолку) договоренность с американцами особого доверия не внушает.

Во-вторых, перевод части терминала с берега на морскую платформу у украинского побережья Черного моря никак не снимает главную проблему – позицию Турции по строящемуся терминалу. Сам Владислав Каськив утверждает, что никаких проблем с Анкарой нет, поскольку турки, согласно международному законодательству, обязаны пропускать через Босфор и Дарданеллы любые грузы для Украины, в т.ч. и танкеры с газом.

Это является правдой, но лишь частично. Поскольку Турция имеет полное право заблокировать проход этих танкеров через свои проливы, исходя из соображений экологической безопасности. И доказать, что эти грузы не представляют угрозы, просто нереально. Именно на это и намекали в Анкаре в феврале этого года, подталкивая Киев к решению строить терминал совместно на входе в пролив Дарданеллы.

Кстати, это де-факто признали и в МИД Украины. Посол Украины в Турции Сергей Корсунский заявлял о том, что турецкие Правила морского движения в проливах устанавливают отдельные ограничения на размер танкеров, которые могут проходить через проливы Босфор и Дарданеллы, и определяют меры в случае перевозки опасного груза. «Но вот что любопытно, в правилах четко не определяется, что такое «опасный груз». Это определение применяется, как правило, в соответствии с другими международными конвенциями по морскому праву. В них сжиженный газ действительно рассматривается как опасный груз. Но по состоянию на сегодняшний день ни один танкер с LNG не проходил через проливы, поэтому не было прецедента признания турецкими властями такого груза как «опасного», – объяснял Корсунский (4).

По сути, эти слова и подтверждают, что Анкаре ничто не мешает признать сжиженный газ «опасным грузом». А до признания его грузом, угрожающим экологии, один шаг. И именно это имеют в виду турки, когда высказывают опасения из-за украинского проекта, из-за чего и возникли разногласия между Киевом и Анкарой, о которых в начале февраля заявлял Николай Азаров.

Всего за неделю до появления американской компании в проекте и решения строить терминал у украинского берега президент Украины Виктор Янукович на итоговой пресс-конференции заявил о том, что Киев изучает возможность строительства LNG-терминала в Средиземноморье, а не в Черном море у берегов Украины. «Мы видим, что есть возможность построить терминал в бассейне Средиземного моря, перед Босфором, для того, чтобы не идти через Босфор», – сказал он (5). Кстати, об этом же в начале февраля этого года заявлял и премьер-министр Николай Азаров. С чего вдруг за несколько дней планы кардинально и скрыто от общественности изменились?

Объяснить данную ситуацию можно только политическими мотивами. Похоже, все объясняет тот факт, что в проекте «LNG-терминал» появилась именно западная компания, которой все равно, что будет далее с терминалом, ведь она свои деньги за контракт из украинского бюджета все равно получит. И ее появление не кажется странным, после того как американская Chevron и нидерландско-британская Shell компании стали основным инструментом в обеспечении еще одного направления «газовой независимости» Украины (добыча сланцевого газа).

Собственно, о том, что Запад поможет украинской власти осуществить ее планы, речь шла и на состоявшемся 25 февраля в Брюсселе саммите Украина- ЕС, на котором большое внимание было уделено именно газовым вопросам. Как сообщалось, в ходе этого мероприятия много говорилось о необходимости диверсификации украинского импорта газа за счет поставок из Европы. Да и в итоговом заявлении лидеры ЕС подтвердили свою готовность продолжать поддержку модернизации украинской ГТС.

Казалось бы, все идет по намеченному Киевом плану. Но это – только на первый взгляд. Ведь Запад, естественно, не просто по доброте душевной помогает украинцам, а требует кое-что взамен. Так, в конце февраля еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер в своей статье в украинском издании «Зеркало недели» озвучил эти условия, главное из которых – «структурные реформы, обеспечивающие экономическую и финансовую жизнеспособность украинского энергетического сектора» (6). Впрочем, и в меморандуме по итогам саммита Украина-ЕС было указано, что Евросоюз будет оказывать поддержку Украине в реформировании внутреннего рынка и приведении его в соответствие с европейскими стандартами.

В свою очередь, «структурные реформы» и «европейские стандарты» подразумевают повышение тарифов на газ для украинских предприятий и населения. Это требование и Евросоюза, и МВФ, и выходящих на украинский рынок американских газовых компаний. В ЕС это объясняют «благом» для самой Украины, мол, тогда у нее появятся средства на модернизацию энергетической системы. У МВФ это требование было первоначальным, и при всех уговорах оно не меняется. А американские компании объясняют это тем, что тогда будут созданы приемлемые условия для работы в Украине.

Что же получает Украина взамен, кроме сомнительных проектов вроде строительства вопреки позиции Турции LNG-терминала и не менее сомнительных предложений по разработке сланцевого газа? Упомянутый еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер сформулировал это так: «В будущем Украина должна получить доступ не только к избыточному российскому газу, присутствующему в Западной Европе, но и к газу, имеющемуся на международных рынках». Это похоже на анекдот: пытаясь отвернуть Киев от России в газовой сфере, европейцы обещают взамен дать… российский газ, да еще непонятный газ вроде «международного»!

Что интересно, при выдвижении своих условий Запад апеллирует к принципам Энергетического сообщества, в котором состоит Украина. Но ирония в том, что не далее как месяц назад президент Виктор Янукович раскритиковал это самое Энергетическое сообщество, указав, что пользы от него для Украины не наблюдается вовсе. Хотя на встрече в Брюсселе украинской стороной было заявлено, что Украина будет продолжать выполнение всех обязательств, вытекающих из ее членства в Сообществе.

В итоге складывается странная ситуация. Украина возлагает на Запад все надежды на обеспечение «газовой независимости». При этом идет на нарушение собственных законодательных правил проведения тендеров и реализации проектов, чтобы впихнуть в них западные компании, принимает навязываемые правила, идущие вразрез с желаниями народа и обещаниями власти, данными народу. Получая взамен сомнительные проекты.

Желание Запада запустить на украинский рынок свои компании вполне понятно. С повышением в Украине тарифов на газ до «европейских» параметров этот рынок обещает быть весьма привлекательным, даже при продаже «избытков российского газа» и газа, купленного на «международных рынках».

Но что движет украинским руководством, бросающим страну в объятия западных партнеров?

1. http://zn.ua/ECONOMICS/kreditory-ne-hotyat-davat-deneg-na-lng-terminal-…

2. http://minprom.ua/news/118280.html

3. http://www.pravda.com.ua/rus/news/2013/03/13/6985424/

4. http://zn.ua/ECONOMICS/turciya-ne-otkazyvalas-propuskat-tankery-so-szhi…

5. http://www.donbass.ua/news/economy/2013/03/04/ukraina-mozhet-postroit-l…

6. http://gazeta.zn.ua/energy_market/ot-energeticheskogo-soobschestva-vyig…

63
Поставить лайк: 187
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору

Читайте также

Časopis argument: Коллапс украинской энергетики? ЕС поможет свитерами!

Отток инвестиций с Украины бьёт рекорды

На Украине нашли украинский русский язык

Украина в мировых лидерах по количеству мин

Кризис в Белоруссии сделал Минск ближе к портам России

Mysl polska: энергетическая независимость Украины оказалась дорогим обманом

Добыча газа под Святогорском: экономика или политика плюс коррупция?

Украина и Белоруссия – особенности нынешнего экономического сотрудничества

Украина и Молдова: как из двух худых одного толстого лепят

https://odnarodyna.org/content/proektnaya-gazovaya-nezavisimost