«Расскажите малышу об УПА…»
22.01.2010
Напечатать
А
А
А
За годы существования Украины в качестве независимого государства сложилась странная практика, при которой лишь откровенно националистические политические силы интересуются таким вопросом, как идеологическое наполнение дошкольного и школьного воспитания. Всем остальным почему-то до этого дела нет. Возможно, в первую очередь потому, что денег здесь особых не заработаешь, результатов в ближайшие полгода не увидишь (а можешь и вообще не дождаться прямых результатов), и в целом эта сфера максимально оторвана от Пелевенского «баблоса».
При этом представители почти всех пророссийских политических сил (или общественных организаций) недоуменно восклицают: «Почему же у нас так усиливаются националисты?» и «Что делать с постоянным обострением украино-российских отношений», находя в качестве «крайних» лишь действующую власть, и начинают проводить в экстренном порядке очередные круглые столы, пресс-конференции и т.д. И это притом, что редко кому приходит в голову заглянуть в те учебно-методические материалы, по которым учат будущих граждан Украины.
Между тем корень все нарастающих проблем именно здесь. «Центр общественных технологий» и «Евразийский монитор» провели комплексное исследование учебников (184 издания) в странах СНГ - «Освещение общей истории России и народов постсоветских стран в школьных учебниках истории новых независимых государств» - и пришли к выводу, что в учебных пособиях возвеличивают собственные народы и безосновательно критикуют русских. Сложно сказать, как обстоит дело с учебниками в других странах, но в отношении Украины это еще чрезвычайно мягкое слово – «критикуют». Как национальная, так и общая (украино-российская) история нещадно фальсифицируются, обзаводясь грифами «Рекомендовано министерством науки и образования Украины».
По точному замечанию авторов Доклада, «украинские учебники напоминают мультфильмы, в которых добро в угоду разным политическим силам превращается в зло, при этом зачастую не меняя своего содержания. Процесс воссоединения Украины с Россией трактуется в украинских учебниках как признание Москвой ее независимости. Также в учебниках рассказывается о неизвестном ученым образовании – Украинской казацкой державе, позже якобы уничтоженной Москвой». Этот чрезвычайно интересный Доклад (1) содержит немало примеров откровенной фальсификации истории Украины, однако даже приведенные в нем факты блекнут на фоне абсурдности изложенного в других образовательных проектах, осуществляемых преимущественно на территории Западной Украины и тиражируемых оттуда на всю остальную Украину.
Например, во Львове благотворительный фонд "Украина - Русь" выпустил карту "Соборная Украина", в которой утверждается, что государственная граница Украинской народной республики в 1919 году была в 1,6 раз больше нынешней, попутно доказывая, что этнические границы Украины на порядок шире ее нынешних границ. Примечательно, что на карте среди украинских этнических земель в 1919 году указан и Крым. Один из авторов карты Ростислав Новоженец объяснил это тем, что ему известно, что 90 лет назад «на всех кораблях Черноморского флота были подняты сине-желтые флаги» (2).
Кстати, концепция «несправедливых границ Украины» все активнее пропагандируется в школьных учебниках. Например, в учебниках истории, по которым занимаются школьники старших классов Автономной Республики Крым, российский город Воронеж находится на этнической украинской территории. Учебник географии для 9-го класса, выпущенный Тернопольским издательством «Підручники та посібники» и доступный на сайте этого же издательства для бесплатного скачивания (3), также активно объясняет школьникам проблему несоответствия этнических земель и государственных границ, заявляя, что «по оценкам ученых, площадь украинских этнических земель составляет около 747 тыс. км² и часть их входит в состав Польши, Белоруссии, России и Румынии», а чуть ниже указывается, что «во времена наибольшего расцвета Киевская Русь контролировала земли площадью около 1 млн. км²». При этом тут же отмечается, что «территория современной Украины, на сегодняшний день, составляет 603,7 тыс. км²».
Несложно понять, на что намекают авторы учебника и к каким выводам должны прийти при такой постановке вопроса школьники. При этом «почему-то» не объясняется, каким образом нынешняя Украина приросла своими территориями. Кстати, все в том же учебнике уделено место и России: «...основной идеей российской внешней политики относительно Украины является удержание нашего государства в зоне своего влияния. При этом Россия использует мощный рычаг давления на Украину – зависимость украинской экономики от российских энергоресурсов». Ну и, конечно, все те же истории о «разочаровавшемся» в украино-российском союзе Б.Хмельницком, настоящем герое И.Мазепе, «Конотопской битве» и т.д.
Возвращаясь к учебникам, связанным с преподаванием истории в учебных заведениях Крымского полуострова, нельзя не заметить, что там вообще содержится немало «новаторского». Например, утверждается, что изначально «красные» на Украине опирались на «некоренное население» – русское или русифицированное, а Киев брали «в основном» русские отряды; что в 1918 году Украина располагала собственным флотом из 9 линейных кораблей, 2 крейсеров, 27 подлодок и т.п.; что УПА только в 1943 году провела 120 боев, уничтожив несколько тысяч фашистских солдат и офицеров, и т.д. И это в Крыму, где к вопросам истории относятся весьма трепетно. Что же говорить о Западных областях Украины.
Не остаются без идеологического внимания не только школьники, но и дошкольники. Автору статьи попал в руки обычный детский альбом для аппликаций издательства все того же Тернопольского издательства «Підручники та посібники». В ориентированном на дошкольников (а по большому счету – совсем малышей) издании есть и такое задание: «Задание: Вырежьте синюю, желтую, красную и черную полоски. Сложите из вырезанных полосок флаг Украины и флаг Украинской повстанческой армии. Поясните [малышу] что тут изображены два флага: Украины (синяя и желтая полоски) и Украинской повстанческой армии (красная и черная полоски). Расскажите малышу, что государственный флаг символизирует безграничность неба над желтым полем пшеницы. Флаг Украинской повстанческой армии напоминает про (красную) кровь, пролитую за волю Украины, про (черную) землю, которую оберегали от захватчиков украинцы».
Потом детям уже в школе неоднократно объяснят (исключительно в рамках, утвержденных министерством образовательных программ), кого нужно понимать под словом «захватчики». Отсюда вопрос: кого дети, обученные по такой «методической литературе», когда вырастут, будут считать героями: партизан и бойцов Красной Армии (освободившей мир от коричневой чумы) или «воякив» УПА, стрелявших этим солдатам в спину и уничтожавших таких же украинцев по всей Западной Украине до середины 50-х годов ХХ столетия?
Если практика подобной «образовательной» деятельности на Украине не будет скорректирована уже в ближайшее время, то через 5-10 лет вырастет поколение украинцев, искренне считающих, что настоящими героями Второй мировой войны были только вояки УПА, что единственной «бедой» Украины является Россия, что ничего хорошего в совместной украино-российской истории не было, что Россия «захватила» территории, этнически принадлежащие Украине, и т.д.
Сколько еще опасных мифов вложат за эти годы националисты в головы молодых украинцев – неизвестно. Возможно, президентские выборы что-либо и изменят в этой ситуации, однако надежд на это не слишком много. Вполне вероятно, гуманитарный и образовательный блок вновь станет разменной монетой в политических договоренностях украинских лидеров и не стоит удивляться, если пост Министра образования останется все за тем же Вакарчуком или каким-либо иным «национально озабоченным».
В нынешней ситуации Украина остро нуждается в нормальных учебниках по истории для всех возрастов. Основной проблемой тут может стать не столько их написание (специалистов как раз найти можно), сколько обеспечение бюрократического прохождения этих учебников и достижение конечной цели – попадание их в руки учеников. Скорее всего, с учетом практически монополизации националистами сферы образования осуществить подобное можно будет только при непосредственном участии народных депутатов и крупных политических сил, которые могли бы своим авторитетом и возможностями добиваться преодоления бюрократических преград.
Не менее важный вопрос – в возможности издать такие учебники и доставить их непосредственно в школы. И здесь снова возникает проблема денег и отсутствия на Украине таких бизнесменов, которые готовы не только извлекать прибыль, но и думать на перспективу. Возможно, именно в таких конкретных проектах Украине могли бы помочь гуманитарные гранты и государственная поддержка в рамках специализированных программ, созданных в России.
__________________________________
3107
Поставить лайк: 150
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/rasskazhite-malyshu-ob-upa