ссылка

Системный кризис в украинской нефтепереработке

Увеличить шрифт
А
А
А

Решение компании «ЛУКОЙЛ-Украина» остановить производство на принадлежащем ей Одесском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ), мощности которого достигают 3 млн. т в год, позволило аналитикам начать обсуждение «второго фронта» (первый – газовый) в энергетических взаимоотношениях России и Украины. Сразу же приходится отметить, что речь идет не только о двустороннем противостоянии российских компаний и украинских властей, как это происходило все предыдущее время. Число участников шире, что заставляет говорить о системном кризисе в этой сфере украинского хозяйства.

 
2 октября компания «ЛУКОЙЛ-Украина» приняла решение остановить завод, поскольку накануне украинская компания «Укртранснафта» перестала прокачивать нефть для него по маршруту Лисичанск–Кременчуг–Одесский НПЗ. В качестве альтернативной схемы поставок украинская сторона предложила нефтепровод Мозырь — Броды — Одесса. Предложенный маршрут увеличивает транспортные расходы компании на $5,7 за т. Другой вариант, который предлагался компании, отправка сырья танкерами по морю через Новороссийский терминал, по подсчетам ЛУКОЙЛа, увеличит расходы на $26,5.
 
Размер убытков, которые в результате действий украинской стороны несет компания, только в октябре составят около $3,5 млн. Из-за остановки НПЗ российская компания намерена оправить в неоплачиваемый отпуск более 500 работников предприятия. Еще около 700 человек отправят в отпуск различные организации, обслуживающие завод на подрядной основе. Руководство завода считает, что государство должно возместить заводу более 88 млн. долларов налога на добавленную стоимость.
 
ЛУКОЙЛ готовит иск «Укр­транснафте» в связи с изменением маршрута поставок нефти на свой перерабатывающий завод в Одессе. В лучшем случае завод сможет возобновить работу в первых числах ноября этого года, в худшем - будет законсервирован до 2010 года, когда будут согласованы и уточнены планы на будущий год «Транснефтью». Эксперты не так оптимистичны и полагают, что сторонам не удастся договориться быстро и развитие событий по худшему сценарию наиболее вероятно. Проблема во многом носит политический характер, и ее решение может затянуться вплоть до выборов на Украине.
 
Таким образом, «ЛУКОЙЛ» стал второй российской компанией, чей нефтяной бизнес на Украине пострадал от действий руководства этой страны и связанных с ним промышленных групп. Два года назад силовым путем был отобран рейдерами у российской «Татнефти» Кременчугский НПЗ. Атака была организована группой «Приват», возглавляемой Игорем Коломойским и близкой к премьер-министру Украины Юлии Тимошенко. Именно этим, видимо, объяснялся фактический нейтралитет украинских чиновников в том конфликте.
 
Сейчас против российского бизнеса на Украине выступили уже не полукриминальные структуры, а государственная монополия, ставшая рычагом давления на «ЛУКОЙЛ».
 
Украина неплохо обеспечена нефтеперерабатывающими мощностями, на 45 млн. ее жителей приходится шесть НПЗ суммарной мощностью 52 млн. т нефти (для сравнения: в России на 140 млн. человек приходится 280 млн. т мощностей НПЗ).
 
 
Номинальная мощность НПЗ Украины по переработке нефти (млн. тонн в год) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Основная проблема - нехватка собственного сырья, добыча нефти и газового конденсата не превышает 4 млн. т. То есть удовлетворить собственные топливные потребности без участия России Украина не в состоянии. Неудивительно, что уже в начале 2000−х российские компании контролировали 90% мощностей украинских НПЗ и стали постепенно реанимировать нефтепереработку. Однако после смены власти в республике в 2004 г. и новой волны передела собственности началось постепенное выдавливание российского капитала.
 
По данным российских компаний, перерабатывать нефть на Украине стало невыгодно. В 2005 г. были остановлены на реконструкцию Одесский и Херсонский НПЗ. Последний с тех пор так и не возобновил работу, контроль над ним российская группа «Альянс» уступила структурам местного бизнесмена Игоря Еремеева. «ЛУКОЙЛ» запустил Одесский НПЗ после длительной реконструкции только весной прошлого года. По тем же причинам «ЛУКОЙЛ» в прошлом году был вынужден остановить нефтехимический комбинат в Калуше, зависящий от поставок сырья с НПЗ, который принадлежит группе «Приват».
 
В период простоя Одесского НПЗ «ЛУКОЙЛ» поставлял на украинские АЗС нефтепродукты с собственного завода в румынском Плоешти, с Лисичанского НПЗ, из России. Так же, судя по всему, компания будет решать вопросы снабжения топливом своей сети из 200 украинских АЗС и сейчас. Вполне обеспеченная перерабатывающими мощностями Украина все больше зависит от импортного топлива. Импортируются уже 40% бензина и 60% дизельного топлива, потребляемых в стране, в то время как местные НПЗ незагружены, а переработка за четыре года сократилась более чем вдвое.
 
 
Источник: журнал «Эксперт»
 
 
 
Наиболее агрессивно выдавливающая российский бизнес из украинской нефтепереработки группа «Приват» пока так и не смогла найти альтернативные источники нефтяного сырья. Сразу же после захвата Кременчугского НПЗ «Татнефть» добилась негласного запрета на поставки на это предприятие сырья из России. Обойти запрет пытаются, действуя через посредников и покупая танкерную нефть в черноморских портах. Поиски случайной нефти на стороне у властей Украины и местного бизнеса идут не слишком успешно. Сообщения о коллапсе украинской нефтепереработки сопровождаются информацией о появлении редкой экзотики в плане закупок. В I квартале 2008 г. Украина впервые закупила иракскую нефть в объеме 147,2 тыс. т. В прошлом году на Украину было ввезено около полумиллиона тонн нефти из Белоруссии и Ирака, в этом году в роли спасителя местной нефтепереработки рассматриваются Казахстан и Азербайджан. Весной этого года речь шла о том, что Ливия готова поставлять 600 тыс. т нефти для Кременчугского НПЗ. Для оценки иностранного (нероссийского) участия в нефтеснабжении страны стоит напомнить, что мощности НПЗ Украины рассчитаны на переработку 52 млн. т нефти в год.
 
Наиболее вероятным поставщиком и даже участником проектов по переработке нефти на Украине до последнего времени был Азербайджан. В частности, Государственная нефтяная компания Азербайджана SOCAR рассматривала несколько вариантов своей работы на Украине. Во-первых, речь шла об участии госкомпании в совместном предприятии на базе двух западноукраинских НПЗ — «Нафтохимике Прикарпатья» и «Галичине». Во-вторых, SOCAR рассматривала возможность переработки нефти на Херсонском НПЗ и даже приобретения этого предприятия. Кроме того, допускалась возможность строительства на территории Украины собственного нефтеперерабатывающего завода.
 
Однако в июле 2009 г. SOCAR приостановила рассмотрение проектов, связанных с переработкой нефти на Украине. Посол Украины в Азербайджане Борис Климчук утверждает, что SOCAR не окончательно отказалась от Украины, но возник вопрос о финансировании ее проектов. «Государственная нефтяная компания Азербайджана не потеряла интереса к этим проектам. Идут обсуждения, но с деньгами пока негусто», - отметил он.
 
Это похоже на правду, поскольку деньги на вход в украинский “downstream” требуются немалые. По состоянию на 2008 г. реконструкция «Галичины» оценивалась в $1,3 млрд., «Нафтохимика Прикарпатья» — в $850 млн. На ремонт Херсонского НПЗ необходимо около $700-800 млн. Предполагается, что в случае договоренности о поставках на какой-либо из заводов каспийской нефти SOCAR примет участие в финансировании его реконструкции.
 
Заместитель руководителя торговой миссии при посольстве Украины в Азербайджане Тарас Тимчишин отметил, что переработка нефти на украинских НПЗ требует значительных капиталовложений. В частности, для осуществления этого процесса необходима модернизация мощностей заводов. «Азербайджанская нефть легкая, а там технологические проекты рассчитаны на тяжелую. Кроме того, рыночная стоимость материалов колеблется постоянно», - пояснил Тимчишин.
 
Не секрет, что ведение бизнеса на Украине всегда требовало учета коммерческих интересов местной элиты, однако запросы новой ее генерации, судя по всему, оказались чрезмерными. Всем понятно, что причиной конфликтов вокруг Одесского и Кременчугского НПЗ стали попытки близкой к украинской власти группы «Приват» вытеснить российские компании из перерабатывающей промышленности страны. В то же время премьер-министр Юлия Тимошенко явно валит с больной головы на здоровую, заявляя, что причина кроется в монополизации украинской нефтеперерабатывающей отрасли, имея в виду высокий уровень российского присутствия. Однако, по данным журнала «ОйлМаркет» (Россия), группа «Приват» уже сегодня контролирует почти половину нефтяной инфраструктуры Украины, и монополизация здесь намного серьезнее, чем в России. Под контролем «Привата» уже находятся свыше 25% всех украинских автозаправок, половина мощностей по выпуску нефтепродуктов, национальная нефтедобывающая компания «Укрнафта» и три из пяти крупнейших нефтяных терминалов. Газета «Коммерсант-Украина» сообщала 9 мая с.г., что украинские чиновники, принимавшие решение об изменении маршрута поставок нефти на Одесский НПЗ, ранее работали в структурах «Привата».
 
В то же время в последние месяцы в украинской и российской печати стали появляться сообщения о противоречиях и конфликтах между группой «Приват» и правительством Украины. Слишком активное рейдерство днепропетровских бизнесменов начинает вызывать недовольство как в стране, так и за ее пределами. А последствия, вроде роста цен на нефтепродукты, крайне несвоевременны в условиях острейшей предвыборной борьбы.
 
Во многом спровоцированный деятельностью украинских олигархов возможный уход российских компаний из украинской нефтепереработки крайне нежелателен для украинских властей, поскольку в случае полной остановки НПЗ бензин на Украине будет стоить дороже на четверть, а то и больше, чем сейчас, и выполнять предвыборные обещания по сдерживанию инфляции новому правительству будет все труднее. Впрочем, опыт последних лет показывает, что свои амбиции украинская элита начинает сдерживать только после очередного кризиса.
 
Кроме этого, о системном характере проблем украинской нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности говорит и не менее сложное положение западных участников этого рынка. Последний пример: сложные взаимоотношения с украинским правительством заставили британскую компанию Cadogan Petroleum свертывать разработку месторождений нефти и газа в Украине. Она сократит там персонал и уже продает избыточное оборудование.
 
В конце августа правительство Украины угрожало отобрать у компании несколько лицензий на разработку скважин в Восточной Украине и передать их "Нефтегазу Украины" вроде бы по рекомендации Министерства охраны окружающей среды. В обнародованном на Лондонской фондовой бирже сообщении компания отметила, что приостановила работы на всех скважинах в Восточной Украине, кроме одной. Капитальные затраты на операции компании значительно сокращенны, и ожидается, что в последнем квартале в этом году они будут составлять всего $3 млн. И это – лишь последний пример.
 
Чтобы вести бизнес на Украине, необходимо организовывать сложные финансовые операции, в которых обязательно должны участвовать представители местной элиты. Возможно, истинные причины сворачивания деятельности российских нефтяников кроются не в пошлинах на импорт бензина, а в чересчур наглых условиях «сотрудничества», которые им предлагает очередная оказавшаяся у руля группа украинских олигархов. События вокруг Одесского и Кременчугского НПЗ выходят за рамки отношений хозяйствующих субъектов и свидетельствуют об ухудшении инвестиционного климата на Украине. Произвол в отношении российских хозяйствующих субъектов на Украине в течение последнего времени складывается в определенную тенденцию, а бездействие украинских властей говорит о поддержке попыток вытеснения российских компаний с украинского топливного рынка.Однако стоит иметь в виду, что на нефтеперерабатывающую отрасль также возложена еще и важная социальная функция – на украинских НПЗ работает более 8 тыс. человек, а четыре предприятия являются градообразующими. И без четкой экономической стратегии вменяемой политики Киева в отношении российского соседа нефтепереработку Украины ждет незавидная участь.
 
_____________________________________________________________________________
 
Игорь Томберг, Руководитель Центра энергетических и транспортных исследований ИВ РАН, профессор МГИМО

 

242
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/sistemnyy-krizis-v-ukrainskoy-neftepererabotke