Сколько времени осталось до капитуляции Константинополя
С каждым днём становится все более очевидным, что, несмотря на продолжающийся государственный террор против канонической Церкви, планы по созданию так называемой «ПЦУ» провалились. Из 90 епископов УПЦ в раскол перешли всего один правящий и один викарный архиерей. Количество добровольно перешедших в «новую церковь» общин исчисляется единицами. Да и те в основном в сельской местности. Таким образом, абсолютное большинство архипастырей, священников и мирян остаются верными своей Украинской Православной Церкви Московского Патриархата и её Предстоятелю – Блаженнейшему митрополиту Онуфрию.
Крестный ход в Киеве
Не нашла поддержки идея Фанара по построению раскольничьего сборища на месте канонической Церкви и среди Поместных Православных Церквей. Ни одна из них не признала «ПЦУ». Ни одна не поминает «митрополита Епифания» в своих диптихах. Мало того, из-за своих антиканонических действий по предоставлению автокефалии украинским раскольникам сам Константинопольский Патриархат оказался в изоляции от других Поместных Православных Церквей. Таким образом, под большим сомнением оказалась и его роль некоего центра принятия церковных решений. Роль эту, напомним, Фанар написал для себя сам. Причём с неимоверной гордыней.
Реальность подтверждает справедливость слов, сказанных в интервью греческому изданию «Этнос тис Кириакис» Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом: «В нынешней ситуации речь не идет о поддержке либо Москвы, либо Константинополя. Вопрос стоит иначе: признаем ли мы исключительные властные полномочия одной Поместной Церкви над всеми другими Православными Церквами? Признаем ли мы за ней право росчерком пера объявлять раскольников каноничными, а общепризнанную Поместную Церковь более не существующей? Мы все столкнулись с попыткой навязать Православной Церкви новую экклезиологию. Не думаю, что Поместные Церкви с этим согласятся».
И не согласились. Как мы сказали, ни одна из них не признала «ПЦУ». Несколько невнятной остается позиция Болгарской и Грузинской Православных Церквей, но этому есть логическое объяснение, с особой наглядностью показывающее, какими, мягко говоря, нечистоплотными методами действует Фанар в целях осуществления своих планов.
Итак, Болгарскую Православную Церковь (БПЦ) своей «матерью» называют македонские раскольники. Северная Македония, как известно, является одним из осколков Югославии и вслед за раздроблением государства на её бывшей территории начался и церковный раскол по территориальному принципу. Фанар изначально был против болгарской инициативы македонских раскольников, но теперь обещает БПЦ некие преференции в этом вопросе, если та признает тоже раскольничью «ПЦУ». Однако сама Болгарская Церковь только в 2012 году преодолела свой внутренний раскол, и, несмотря на это, некоторые архиереи засматриваются на приходы Сербской Православной Церкви, под юрисдикцией которой продолжает оставаться Северная Македония. Да и далеко не все члены Священного Синода БПЦ согласны с претензиями на македонские приходы, не говоря уже о признании «ПЦУ». Сложившаяся ситуация, несомненно, может привести к новому внутреннему расколу. Потому и позиция БПЦ пока не отличается чёткостью.
Гораздо сложнее положение Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Территории Южной Осетии и Абхазии формально продолжают оставаться в юрисдикции ГПЦ, несмотря на то что в республиках нет ни одного грузинского священника. Два этих древних православных народа мечтают войти в состав Русской Православной Церкви. Но это невозможно по существующим канонам, которые Москва не собирается нарушать. В то же время Константинополь буквально шантажирует Тбилиси тем, что якобы представит автокефалию Южно-Осетинской и Абхазской Церквам, если ГПЦ не признает «ПЦУ». Но, если Тбилисская Патриархия признает украинских раскольников, тогда она сама станет раскольничьей и Московский Патриархат более не будет ограничен в своих действиях канонами и сможет законно принять под свой омофор православных осетин и абхазов. Это прекрасно понимают в Тбилиси.
Как мы видим, в действиях Фанара нет ничего христианского. Даже скорее наоборот. Вот и Патриарх Сербский Ириней в интервью сербской газете Politika назвал возможные действия Фанара на Македонском направлении «вторжением на каноническую территорию Сербской Церкви, которое стало бы псевдодуховной версией ‟Милосердного ангела” НАТО (название операции Североатлантического альянса против Югославии в 1999 году. – Ред.)». Таким образом, сербский Первосвятитель намекает на очевидную зависимость Фанара и лично Патриарха Варфоломея от США – этого флагмана НАТО и инициатора разрушения Республики Югославия.
Вероятно, фанарские политиканы делали ставку на противостояние греческих и славянских церквей, рассчитывая на поддержку одноплеменников. Но и тут просчитались. Ведь общеизвестны слова апостола Павла о том, что «нет ни Еллина, ни Иудея … варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос». В вопросе непризнания раскольничьей «ПЦУ» единодушны все Поместные Церкви, вне зависимости от того, греческие они или славянские, или вообще американские.
18 апреля предстоятели четырех древнейших Православных Патриархатов – Патриарх Александрийский Феодор II, Патриарх Антиохийский Иоанн X, Патриарх Иерусалимский Феофил III и Архиепископ Кипрский Хризостом II -– собрались в Священной Архиепископии Кипра для обсуждения актуальных общецерковных вопросов. Иерархи поддержали инициативу Архиепископа Кипрского Хризостома взять на себя посредническую роль в решении украинского вопроса. А также призвали защитить храмы Украинской Православной Церкви от захватов озверевшими раскольниками.
Мало того, Иерусалимская Патриархия официально заявила об отсутствии разрешения для участия в богослужениях у Гроба Господня для «пэцэушников». Теперь все священники с Украины, которые хотят участвовать в богослужениях в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, должны иметь при себе специальную справку о том, что они принадлежат УПЦ, а не «ПЦУ». И на ежегодное схождение Благодатного Огня «священники» вынуждены были пробираться тайком, даже помощь украинского посольства в Израиле не помогла. В то же время Иерусалимский Патриарх Феофил IІІ с особой благожелательностью в очередной раз принял делегацию УПЦ.
Не так давно было опубликовано письмо двенадцати афонских старцев Священному Киноту Святой Горы, обеспокоенных попыткой разделения святогорских обителей в связи с требованием Фанара признать и принимать раскольников из «ПЦУ». В этом письме старцы констатируют тот факт, что «раскольники остаются раскольниками, а единственной канонической Церковью на Украине является та, которую возглавляет митрополит Онуфрий. И посему ни одна автокефальная Церковь до сего дня, за исключением Константинопольской, не признает нового «митрополита» лжеавтокефальной «Церкви» раскольника Епифания». И просят «до всеправославного решения запретить доступ указанным раскольникам в наше Святое Место или по крайней мере совершать им что-либо, как клирикам». А ведь Афон относится к юрисдикции Константинопольской Православной Церкви.
Как тут не вспомнить слова приснопамятного геронды Григория (Зумиса), игумена святогорского монастыря Дохиар: «Дьявол сначала поднимает национальное сознание, потом религиозное разворачивает в ту сторону, что, мол, какие мы исключительные, особые... И отделяет так от всех остальных. А потом по одному всех передавит!»
Но самое интересное, это то, что и легитимизированные Фанаром украинские раскольники не намерены подчиняться Константинополю так, как он от них требует. Их предводитель Денисенко выступает против навязанного в «одном пакете» с пресловутым томосом устава «ПЦУ». Во-первых, там нет должности патриарха, во-вторых, его не устраивает название: требовал переименовать УПЦ МП, а переименовали его структуру. Отдавать зарубежные приходы он тоже не желает, как и сами эти приходы не хотят становиться константинопольскими. Ну и, понятное дело, полная зависимость от Фанара совсем не в духе «духовного отца самостийной украинской нации». И тот факт, что фанариоты «подстраховались», как им кажется, тем, что любое изменение устава ПЦУ ведет к отмене томоса об автокефалии, совсем не беспокоит украинских раскольников. Главное – Константинополь признал их каноничными, и они думают, что теперь могут далее развивать свою структуру. Вне зависимости от Фанара или кого-то еще.
Таким образом, мы наблюдаем полное фиаско заносчивой политики Фанара на Украине. Интересно, сколько времени осталось до полной капитуляции Константинополя. Судя по активности Филарета, который вознамерился возродить «Киевский Патриархат», немного…