ссылка

СНБОУ: смена акцентов в понимании угроз национальной безопасности

Увеличить шрифт
А
А
А

17 ноября 2010 года президент Украины В.Янукович провел заседание Совета национальной безопасности и обороны. Формальным поводом было обсуждение потенциальных и реальных угроз национальной безопасности Украины в 2011 году. Судя по некоторым комментариям, предполагалось, что на этом заседании будет рассмотрена обновленная Стратегия национальной безопасности, которую анонсировали еще в начале года. Надо сказать, что, по сообщениям экспертов, доработкой стратегии занимались еще в 2009 г. для предыдущего президента, однако ничем реальным этот процесс так и не закончился.

Хотя пересмотр Стратегии является действительно насущным вопросом. И не только потому, что в стране сменилась власть и пришла команда с новым видением внутренней и внешней политической ситуации. С 2007 года (когда была принята предыдущая Стратегия) в мире происходили процессы, которые во многом трансформировали как характер угроз, так и подходы к их решению. Это и мировой финансовый кризис, и смена президентского курса в США (и последовавшая за этим политика «перезагрузки»), и рост влияния новых центров сил, смещение акцентов в новые сферы угроз (в том числе – киберсфера, техногенные катастрофы, дальнейшая деформация международной правовой системы и т.д.).
 
Безусловно, эксперты с нетерпением ожидали появления текста новой Стратегии. В отличие от послания президента украинскому народу, которое дает преимущественно политические оценки текущей ситуации и такие же общие векторы развития и реформ, Стратегия национальной безопасности утверждается указом президента и является базисом для дальнейшей практической работы всего сектора безопасности в государстве.
 
Однако, судя по комментарию пресс-службы президента, на заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины 17 ноября до рассмотрения Стратегии национальной безопасности дело так и не дошло. Более того, многие тезисы, высказанные президентом, позволяют говорить если не о кардинальных изменениях в политике безопасности, то, по крайней мере, о несколько ином базовом концепте, который и будет положен в основу новой Стратегии.
 
В первую очередь, речь идет о смещении акцентов в сферу внутренних угроз и проблем социально-экономического развития. Пять тезисов, которые, по словам В. Януковича, лягут в основу обеспечения национальной безопасности Украины, так или иначе, относятся к внутриполитическим аспектам жизнедеятельности государства. Это – 1) реформы и модернизация, 2) эффективность власти во внутренней и внешней политике, 3) наличие долгосрочной стратегии развития государства (которая разделяется обществом), 4) широкая социальная поддержка действий власти и 5) недопущение политических кризисов и революций. Обобщая, можно констатировать, что ближайшие приоритеты новой команды в сфере национальной безопасности – обеспечение эффективного диалога между властью и гражданами в процессе проведения реформ.
 
Проблема эта для Украины, действительно, острая, поскольку любые реформы так или иначе затрагивают самые широкие слои населения и уж совсем редко реформы приходятся кому-то по душе. Тем более что большинство из них связано с неизбежным процессом временного ухудшения материального положения граждан – доведения цен на энергоносители до экономически оправданных, изменения в структуре коммунальных платежей, в фискальной политике, пенсионная реформа и т.д.
 
Не случайно большую часть времени заседания В. Янукович посвятил как раз обсуждению тех протестов, которые возникли в связи со скорым принятием нового Налогового кодекса (который все же был принят вечером 18 ноября). Кстати, ситуация вокруг Налогового кодекса наглядно демонстрирует описанную выше проблему взаимодействия власти и населения. Информационное поле наполнено преимущественно негативными комментариями, что дополнительно усиливается оппозиционной партийной прессой и интернет-изданиями. Против принятия нового Налогового кодекса протестуют таксисты Харькова и Киева, предприниматели Черновцов… Эти протесты стали выливаться в акты насилия. Так, в Черновцах несколько тысяч человек перекрыли дорогу, в Хмельницком протестующие предприниматели хлынули к дверям областной госадминистрации, выломали дверь, скандируя: «Власть – прочь!» Примечательно, что даже протесты по сугубо экономическому вопросу различные политические силы (НУНС, «Батькивщина», «Свобода») бросились использовать в качестве аргумента борьбы с «бандитской властью», хотя организаторы протестных акций особо подчеркивали нежелание видеть какие-либо партийные эмблемы у протестующих.
 
При этом мало кто хочет понимать, что действия власти являются вынужденными: Украина пять лет демонстрировала политику «проедания» - практически ничего не было вложено в инфраструктурные, стратегические проекты. Деньги откровенно разворовывались (достаточно вспомнить судьбу денег от продажи Криворожстали и последние отчеты аудиторов о деятельности Кабинета министров Ю. Тимошенко). Дефицит бюджетов отдельных госструктур достиг катастрофических масштабов - дефицит только Пенсионного фонда составил порядка 60 млрд. грн. и, по прогнозу Н. Азарова, скоро и вовсе может сравняться с размером самого бюджета Украины. А ведь есть же еще Нафтогаз, Сбербанк и другие структуры. Все это происходит на фоне сложившихся за «оранжевую» пятилетку коррупционных схем и отработанных методик ухода от налогообложения.
 
Первая же попытка власти навести в этом порядок сразу же натолкнулась на активное противодействие тех, кто сделал подобные преступные схемы основным источником своих доходов.
 
Не менее остро стоит вопрос с пенсионным обеспечением и изменением трудового законодательства (в сторону уменьшения социальных гарантий). Откровенно непопулярное решение о повышении порога пенсионного возраста в Украине еще по-настоящему даже не начало проявляться, хотя примеры европейских стран (прежде всего Франции и Чехии) убедительно свидетельствуют о том, что именно здесь для любой власти кроется серьезная опасность возникновения социальных протестов. В то же время нельзя не признать, что Украина – стареющая страна, и в некоторых областях Украины на одного работающего приходится один пенсионер. Более того, в ближайшее время не предвидится каких-либо возможностей кардинально изменить данную ситуацию. Хуже того – уже в самое ближайшее время ситуация будет усугубляться, поскольку на подходе поколение начала 90-х годов с их низкой рождаемостью, а значит, пропасть между работающими и пенсионерами станет еще больше.
 
В недавние «оранжевые» времена улучшить демографию не помог даже призыв «Кохайтеся!», который впервые граждане Украины услышали в 2005 году от ведущего «5-го канала», а затем смогли прочитать и на расставленных вдоль дорог рекламных щитах: «Країні не вистачає Нобелівських лауреатів. Кохаймося!», «Нас повинно бути 52 мільйони - кохаймося!" «Країні не вистачає космонавтiв. Кохаймося!»…
 
В связи с реальным ухудшением демографической ситуации в стране возможны изменения в Трудовом кодексе (в частности, рассматривается вариант введения 48-и часовой рабочей недели). Подобные меры, в свою очередь, могут вызвать настоящие бунты, поскольку население Украины уже давно привыкло к тем социальным завоеваниям, которые обеспечивались советской властью и отказываться от них никто не готов.
 
В таких условиях, действительно, справедливым является перенос акцента с внешних угроз на внутренние. Кстати говоря, такая же тенденция наблюдается и в Стратегии национальной безопасности США за 2010 год. В украинских реалиях данную проблему дополнительно осложняет наличие деструктивной оппозиции, а также нарастание радикализации общества, что выражается в политическом усилении национал-популистских проектов (ВО «Свобода»). Именно эти силы с целью повышения собственной политической значимости могут быть готовы не просто возглавить социальные протесты, но спровоцировать крайние, насильственные формы протестных акций – вандализм, терроризм, бунт, захват административных зданий, погасить которые будет весьма сложно.
 
Когда-то в 2004 году, во время оранжевого путча, Ю. Тимошенко уже предлагала брать штурмом здание Администрации Президента и в рамках заседания Комитета национального спасения выступала за то, чтобы вести более агрессивные действия, мол, если прольется кровь, это пойдет на пользу оранжевому делу. Можно ли гарантировать, что «неистовая оппозиционерка» упустит возможность реализовать свои намерения сегодня, завтра?
 
Уже сейчас «оппозиционеры» активно формируют общественное мнение, предлагая общественности собственные трактовки инициированных нынешней властью реформ и в условиях отсутствия полноценной информации со стороны государственных органов уверенно переигрывают последних на поле борьбы за умы и голоса граждан Украины. Как следствие – «кредит доверия еще есть, но он с каждым месяцем становится все меньше», отметил на заседании Совета национальной безопасности и обороны В.Янукович, наконец-то потребовав от «…условно говоря, идеологического блока, который занимается информационной политикой, чтобы мы побольше давали сегодня информации обществу: что мы делаем, для чего мы это делаем и каковы будут последствия».
 
Если оппозиции на волне подобных протестов удастся добиться досрочных парламентских выборов, то результаты для Партии регионов и В. Януковича могут оказаться еще менее благоприятными, чем результаты местных выборов. Тем более что потенциально ситуация вполне может вылиться в новый «2004 год», где во главе возмущенных людей могут оказаться разнообразные националисты радикального толка вроде Тягнибока с его лозунгом «Украина для украинцев».
 

А это значит, призрак Киргизии вполне может начать бродить и по Украине.

34
Поставить лайк: 59
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/snbou-smena-akcentov-v-ponimanii-ugroz-nacionalnoy-bezopasnosti