Собор ВЕРЫ и СЛОВА против мракобесия Киева и Фанара
31 октября - 1 ноября в Москве состоялся XXII Всемирный русский народный собор: «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России». Буквально накануне завершил работу VIII Международный фестиваль «Вера и слово». Эти два форума связаны с Русской православной цивилизацией и с противостоянием внешним вызовам по части западной глобализации, попыткам Константинопольского патриархата расколоть Русский мир, создав некий восточный Ватикан. Восточный папизм с помощью киевского режима продвигается через Украину. Что напоминает крестовые походы католиков, которые, как известно, в 1204 году разграбили и сожгли Константинополь.
Центральным событием фестиваля «Вера и слово» стала встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками фестиваля. Перед ее началом патриарх Кирилл в сопровождении наместника Киево-Печерской лавры митрополита Павла посетил фотовыставку «Крестный путь Лавры». Учитывая нынешнюю политическую ситуацию на Украине, можно сказать, что этот путь еще до конца не пройден …
Наместник Киево-Печерской лавры владыка Павел уверен, что Украинская православная церковь сумеет выстоять, несмотря на нынешнее давление со стороны Константинополя и властей Украины. «Не так страшен волк. Против нас все силы ада, но мы с Богом, и нам нечего бояться. Мы Церковь каноническая, святая, соборная, мы в единстве со всеми поместными Церквами, и надеюсь, что с Божией милостью, с поддержкой всей Церкви Христовой и вашей мы выстоим», - сказал он, отметив, что «все-таки, я думаю, Господь не попустит посмеяться над домом Божией Матери». К тому же «наша сила не в оружии, а в молитве». И с этим трудно не согласиться.
* * *
В беседе с участниками фестиваля «Вера и слово» патриарх Кирилл рассказал о подробностях встречи с Константинопольским патриархом Варфоломеем, которая состоялся 31 августа в Стамбуле.
По его словам, «трагедия Украины, религиозных разделений на Украине выходит за границы политического поля, имея, я бы сказал, мистическое измерение. Именно так мы должны смотреть на случившееся». К тому же многие поместные Церкви сегодня выступают за проведение собора, потому что ситуацию, сложившуюся вокруг Украины в связи с каноническим преступлением Константинопольского патриарха, нужно обсудить именно соборно.
Патриарх Кирилл отметил, что во время встречи с патриархом Варфоломеем было предложено «провести либо Синаксис, то есть собрание глав, либо Собор. Надо, чтобы Соборы у нас собирались не раз в сто лет, а регулярно, и тогда мы бы могли действительно соборным разумом разрешать возникающие проблемы». Однако, подчеркнул патриарх Кирилл, «Константинополь опять-таки самовластно, без всякой опоры на каноны, присвоил себе право созывать Вселенский Собор. Нигде не сказано, что у него есть такое право». Поэтому и происходит то, что мы видим сегодня: «Вот не желает Константинополь собирать Собор – и Собор не собирается».
Почему так действуют иерархи Фанара?
Патриарх Кирилл отвечает и на этот вопрос: «Ставки очень велики, и заказ на разрушение единства нашей Церкви - это заказ, который имеет глобальное измерение. Это не просто борьба за юрисдикцию, это борьба за разрушение единственной мощной православной силы в мире. Когда мы говорим "150 миллионов", это действительно так». К тому же «это 150 миллионов православных людей, которые стараются жить по православным законам! Но посмотрите на развитие современной цивилизации - наши ценности и идеалы не соответствуют тому, что нам навязывает мир».
Поэтому патриарх не сомневается в том, что «кому-то надо было нанести удар по этому острову свободы. Почему я называю Православие островом свободы? Потому что мы свободны от глобального оболванивания и господства над нами чужих мыслей». Боле того, даже «в условиях глобального информационного воздействия, с совершенно конкретными целями, мы тоже остаемся свободными».
* * *
Тема стремления коллективного Запада переформатировать мир под свои стандарты, разрушить традиционные ценности и культурно-исторические пространства, которые складывались веками, стала одной из основных на XXII Всемирном русском народном соборе.
Об этом говорил не только патриарх Кирилл, но и президент РФ В.В. Путин. В своем выступлении он подчеркнул, что цель этого процесса переформатирования состоит в «создании разного рода безликих "протекторатов", поскольку разобщенными народами, лишенными национальной памяти и низведенными до уровня вассалов, проще и удобнее управлять, используя их как разменную монету в своих интересах». Президент России подчеркнул, что «с подобной практикой мы, к сожалению, сталкиваемся во многих регионах мира, планеты, в том числе, к сожалению, и на постсоветском пространстве. При этом используются и пещерный национализм, и русофобия». Сегодня мы видим, отметил он, как «осуществляется беспардонное, грубое вмешательство в церковную жизнь», а ведь «подобная политика чревата серьезными последствиями, она опасна», потому что «нельзя заставить людей идти против своей веры, своих традиций, семейной родословной, в конце концов, против правды, справедливости и просто здравого смысла».
Слова президента РФ во многом перекликаются с мнением патриарха Кирилла, которое он изложил в своем слове: «Нельзя оставить без внимания и приобретшую драматическую актуальность тему защиты религиозных свобод на постсоветском пространстве». С особенной остротой «этот вопрос встает сегодня на Украине, где все сильнее ощущается вмешательство властей в самые сокровенные вопросы духовной жизни граждан».
Однако в этом нет ничего принципиально нового, и патриарх напомнил о том, «что история уже знает множество попыток подобного вмешательства. Однако гонители Церкви ушли в исторические небытие, а все попытки искоренить христианскую идентичность обернулись крахом».
Мало того, патриарх выразил уверенность, что «те, кто хочет силой принуждения заставить народы забыть свое духовное родство и разорвать тысячелетние духовные связи, добьются лишь противоположного эффекта», а «политикам, разжигающим ненависть, вражду и расколы, придется признать свое историческое поражение».
Такая уверенность базируется на том, что, по словам президента Путина, «это предопределено и нашей традицией, и нашей внутренней духовной культурой, самосознанием и, наконец, самой историей нашей страны как самобытной цивилизации, уникальной, но не претендующей самоуверенно и хамовато на свою исключительность».
Патриарх подчеркнул: «Неотъемлемая часть русской идентичности, русского мира, русской души - это чувство справедливости». Заметил, что сам «вопрос о цивилизационной идентичности — это не вопрос какого-то изоляционизма, или превосходства, или противопоставления себя остальному миру. Это, прежде всего, вопрос единства нашего цивилизационного пространства, во многом совпадающего с канонической территорией нашей Церкви», а «общность исторической судьбы, многовековой обмен культурными достижениями, опыт совместной борьбы с захватчиками сплотил людей на базе единых ценностей, вытекающих из нравственного учения Православной Церкви».
Кроме попыток переписать историю, навязать чуждые ценности, объявить преступников героями, подчеркнул патриарх Кирилл, есть «традиции, то есть система передачи ценностей от поколения к поколению, которая формирует цивилизационный код народов с его культурными, духовными и религиозными парадигмами, опирающимися на Богом данные, а потому и неизменные нравственные ценности, сопровождающие человечество на протяжении всей истории». А вот «попрание этих ценностей, как свидетельствует опыт, приводил и приводит к трагедиям и катаклизмам в личных, общественных и международных отношениях».
* * *
Когда читаешь подобные тексты и сравниваешь с заявлениями украинских деятелей или фанарских заседателей, поражают мышление и цели последних.
И это не удивительно, ведь принципы национальной исключительности – будь то украинская национальная идея или принцип какой-то особой роли византийских греков в православной истории – не отличаются глубиной и быстро исчезают с арены мировой истории. Ведь это – самое настоящее мракобесие.
К тому же устойчивость той или иной системы мироустройства, по словам патриарха Кирилла, «зависит опять-таки от человека, от его нравственного выбора. Нравственный выбор - это то, что всегда принадлежит человеку, в каких бы условиях он ни находился. Мы говорим о глобализации и глобальных вызовах, но нет вещей глобальней, чем человек и его бессмертная душа».
Похоже, именно об этом забыли и в Киеве, и на Фанаре…