Социальная сфера Украины: за шаг от коллапса после американской помощи
Не успели сторонники майдана отойти от эйфории, как последовало обескураживающее заявление А.Турчинова о том, что ситуация в экономике страны катастрофическая. Он пояснил, что на казначейском счете "нет средств", а в стране "колоссальные проблемы с Пенсионным фондом" и банковской системой.
Тут же зампредседателя парламентского комитета по вопросам социальной политики и труда П. Розенко призвал депутатов, как можно скорее решить вопрос о всех социальных выплатах. Казна пуста, сказал парламентарий, но это не должно касаться ни бюджетников, ни пенсионеров. "Сегодня наведение порядка в стране — это вопрос номер один, — подчеркнул он. — Но, наверное, вопрос номер два, который волнует миллионы украинцев, — это вопрос о том, вовремя ли они получат зарплату, пенсию, вовремя ли будут осуществлены все социальные выплаты".
Для Украины вопрос соцвыплат – далеко не праздный. Менее месяца назад Госстат привел шокирующую статистику: в структуре доходов населения Украины зарплаты составляют только 40%, а остальные 60% приходятся на соцвыплаты. Сообщая об этом, заместитель председателя Государственной службы статистики Украины Вадим Пищейко отметил: «Тревожным фактором является то, что зарплата занимает лишь 40% в структуре доходов населения. По сути, мы зарабатываем только 40%, остальные - пенсии, стипендии, социальная помощь». И добавил, что такие объемы соцвыплат составляют огромную нагрузку, что и вызывает постоянно дефицит госбюджета в стране.
Проще говоря, если немедленно не решить вопрос с обеспечением соцвыплат, страну ожидает коллапс социальной сферы. И его почувствует без преуменьшения практически каждая украинская семья.
Согласно официальным данным Минсоцполитики, социальная сфера Украины сегодня – это не только 20 миллионов работающих граждан, ожидающих от работодателя своевременной выплаты зарплаты, но и 13,7 млн. пенсионеров, 2,7 млн. инвалидов (в т.ч. 167 тыс. детей-инвалидов), 2,1 млн. пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, 1,9 млн. ветеранов войны, 4,2 млн. детей войны, 1,6 млн. безработных, около 100 тысяч детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, 1,3 млн. семей, которые получают субсидии на жилищно-коммунальные услуги. И список этот можно продолжать.
В итоге социальные выплаты в Украине ежемесячно составляют колоссальные суммы. К примеру, за прошлый год все выплаты по стране (пенсии, государственные социальные пособия, выплаты из фондов социального страхования и пр.) составили 354 млрд. грн., т.е. почти 30 млрд гривен в месяц. Для сравнения: общие доходы госбюджета на 2014 г. предусмотрены в сумме 392 млрд. 404 млн. 327,7 тыс. грн.
Причем в этом году социальная сфера испытывает еще большую нагрузку, чем в предыдущие годы, – за счет новых социальных инициатив, внедряемых с 2012-2013 гг. Так, одним из главных достижений прошлого года Минсоцполитики называет то, что при всей сложной экономической ситуации в стране удалось не только обеспечить своевременную выплату пенсий, но и увеличить их размеры благодаря проведенному пересчету.
В итоге за прошлый год выплачено пенсий на 250 млрд. грн. – это на 17 млрд. грн. больше, чем в 2012 году. Важно то, что за 2013 год почти на полтора миллиона уменьшилось количество людей, которые получают пенсию менее 1000 грн. А с 1 марта 2014 года страна должна была забыть, что такое пенсия ниже 1000 гривен, но события в стране сорвали эти планы.
Однако пенсии – лишь одно из направлений, по которым при всех сложностях происходило улучшение. Например, на выплату пособий малообеспеченным семьям, семьям с детьми, инвалидам с детства и детям-инвалидам в 2013 году было направлено 39,8 млрд. грн., что почти на 20% больше, чем в 2012 году. Также на протяжении 2013 года фондами социального страхования было выплачено 25 млрд. 840 млн. грн., что на 3 млрд. 891 млн. грн. больше страховых выплат в 2012 году. В этом году эти суммы должны были возрастать еще больше.
Целый ряд инициатив позволил значительно улучшить уровень социальной защиты граждан. Так, к началу 2014 года был увеличен размер надбавки по уходу за ребенком-инвалидом с исключительно высокой степенью потери здоровья в 2 раза (на 486 грн. или на 605 грн. в зависимости от возраста ребенка). На 894 грн. увеличен размер социальной помощи на детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, имеющих инвалидность. Внедрена социальная услуга дневного ухода за детьми-инвалидами (созданы и действуют 78 отделений дневного ухода за детьми-инвалидами). Повышен уровень помощи ветеранам и инвалидам войны, в среднем на 10% по сравнению с 2012 годом выросла денежная помощь ветеранам к 5 мая, существенно повышены пенсии всем инвалидам войны II и III групп и участникам боевых действий, которым исполнилось 85 лет.
Именно отказ Киева от подписания Соглашения об ассоциации с ЕС и договоренности президентов России и Украины в декабре прошлого года позволили украинской власти заложить такие показатели в бюджете, получить очень нужный финансовый ресурс из РФ.
Также правительство пыталось решить вопрос с постоянными многомиллионными задержками при выплате зарплат, которые играют существенную роль в возникновении социальной напряженности в стране. И при не самых позитивных процессах в украинской экономике на протяжении прошлого года решение этой проблемы все же сдвинулось с места.
В частности, за 2013 год удалось сократить долги на 85 млн. грн. до 808 млн. грн. На февраль этого года было запланировано утверждение соответствующего плана мероприятий по полному погашению зарплатных долгов до конца года. Данный план был призван усилить ответственность руководителей предприятий и учреждений и защитить трудовые права 20 млн. работающих на отечественных предприятиях.
Более того, согласно планам Минсоцполитики, с марта этого года впервые в Украине должен был появиться механизм защиты работающих, когда работник в случае банкротства предприятия получал бы компенсацию за невыплаченную заработную плату (наподобие Фонда гарантирования вкладов для вкладчиков банков).
К слову, сегодня из 808 млн. грн. долгов по зарплате 333 млн. грн. составляют именно долги на предприятиях-банкротах. Принятие соответствующего закона позволило бы усилить защиту трудовых прав миллионов всех официально занятых работников.
Но сегодня на всех этих планах поставлен крест. Кстати, что удивительно: до последнего дня работы предыдущего правительства, хотя протестующие и парализовали работу массы органов государственной власти и социальных учреждений, социальная сфера смогла справиться с этим катаклизмом.
В частности, согласно официальным данным, по состоянию на 21 февраля было профинансировано более 18 млрд. грн. пенсий (а это 85,3% от месячной потребности, которая составляет 21,3 млрд. грн.). В полном объеме был перечислен первый транш социальных пособий в размере 3,4 млрд., и полным ходом шла подготовка к выплате второго транша в размере 404,1 млн. грн.
В день подписания Соглашения об урегулировании кризиса в Украине (21 февраля) Минсоцполитики констатировало, что все необходимые средства для плановой выплаты социальных пособий и пенсий в наличии есть. А уже через два дня А. Турчинов громогласно вещал о том, что в Казначействе и Пенсионном фонде пусто. Куда же делись эти деньги? За пару-тройку часов вывести их из Казначейства невозможно. Да и кто мог такое сотворить?
Как бы там ни было, на сегодня единственная надежда новой власти – на кредиты от иностранных доноров. Однако США и ЕС, активно поддержав майдан, едва речь зашла о деньгах вроде бы не отказались от помощи, но сразу же начали свою игру. США назначили ответственных за финансовую помощь Украине Польшу, а та уже пытается скинуть с себя ответственность, заявляя, что для кредитов нужны гарантии отсутствия коррупции в Украине. Но с теми лицами, которые сегодня появились у рычагов власти, о какой-то эффективной борьбе с коррупцией говорить сложно.
Россия в декабре показала, что остаётся единственной страной, которая на деле стремится помочь Украине.
Но надо помнить, что Москва ничем не обязана господину Турчинову и прочим. А значит, им еще предстоит убедить российское руководство, что они достойны помощи и с ними можно вести диалог. Иначе Украине грозит полный коллапс социальной сферы.
* * *
Как будут развиваться события, сказать сложно.
26 февраля в Киев прибыла «команда экономических специалистов из Министерства финансов США и Белого дома» во главе с первым замгоссекретаря США Уильямом Бернсом. И останутся, видимо, надолго, поскольку надеются сначала внести свой вклад «в формирование многопартийного технического правительства», а потом, по словам Бернса, «как только это правительство сформируется, мы и наши международные партнеры сможем начать осуществлять немедленные шаги, чтобы помочь Украине экономически и осуществить реформы, необходимые для восстановления политического и экономического здоровья Украины». И более всего, подчеркнул он, «мы с нетерпением ожидаем совместную работу с новым правительством и гражданским обществом, чтобы поддержать свободные и честные президентские выборы в мае».
США уже привели Украину к известному уровню демократии, честным и свободным выборам «своего будущего», а реально к государственному перевороту, коллапсу власти и экономики.
Будет ли кому-либо по силам на Украине со временем, после очередной помощи американцев и европейцев, задать вопрос власти в духе Тараса Бульбы: «Что, сынку, помогли тебе твои янки и ляхи?»