Социально-экономические итоги деятельности правительства Крыма-2011 (I)
Прошло почти полтора года с момента формирования правительства Крыма под руководством Василия Джарты. Вполне возможно подвести предварительные итоги работы крымского Совмина в социально-экономической сфере.
Базовым документом, на основании которого власти Крыма намереваются развивать полуостров, сегодня является «Стратегия экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2011-2020 годы», утвержденная 22 декабря 2010 года.
В документе отмечается, что перед Крымом стоит перспектива развития по одному из трех вариантов: «инерционному», «мобилизационному», «модернизационному». Первый из них предполагает «нарастание системных рисков», таких как «перекладывание финансовых обязательств по решению основных социально-экономических проблем регионального развития на государство», консервация системы предоставления рекреационных услуг, снижение их качества, «усиление несоответствия между функциями и имиджем рекреационного региона и наличием вредных производств со значительной техногенной нагрузкой на окружающую природную среду», «нарастание территориальных диспропорций в развитии АРК, повышение показателей развития рекреационных зон и промышленных территорий и упадок аграрных районов».
Второй сценарий опирается на мобилизацию потенциала административно-управленческой вертикали. Однако и он, по мнению разработчиков, не приведет к решению проблем республики.
«Модернизационный» путь в качестве основного приоритета предполагает девиз «успешный Крым в успешной Украине». Авторы стратегии полагают, что на полуострове может быть создана региональная идентичность, интегрированная в единое гуманитарное пространство страны и дополняющая её. АРК должна стать опорой стабильности и безопасности в регионе, планируется увеличить доходы сводного бюджета республики. Именно этот сценарий признается основным.
Стратегия развития АРК ставит достаточно серьёзные задачи по реформированию экономики и социальной сферы полуострова, привлечению иностранных инвестиций. Однако она не является первым комплексным документом развития автономии. Предыдущая программа социально-экономического развития автономии, рассчитанная до 2017 года, по данным аудита Счетной палаты Украины за 2007-2010 годы, выполнена лишь на 11%2.
Фактически были провалены мероприятия по охране окружающей природной среды и техногенной безопасности, привлечению капиталовложений.
Многие промахи при реализации программы можно списать на работу прежнего состава парламента и Совета министров Крыма, однако и нынешним крымским властям следует учесть ошибки своих предшественников. Одним из негативных факторов, действительно отрицательно влияющих на развитие Крыма, является отсутствие преемственности при принятии базовых программ и определении источников их финансирования. В условиях кризисного развития мировой и украинской экономики сложно разработать и принять трехгодичный государственный бюджет, необходимый для стабильного финансирования программных мероприятий.
Что касается основных целей нынешней программы и степени их реализации, отметим, что на направлении реформирования санаторно-курортного и туристического сектора экономики власть поставила перед собой задачи восстановления статуса Крыма как современного санаторно-курортного и туристического хозяйственного центра.
Главными богатствами Крыма, отличающими его от основных туристических и рекреационных конкурентов Черноморского побережья, является его уникальный мягкий сухой климат, источники целебных грязей и минеральных вод, архитектурные и археологические памятники и, наконец, пляжи.
Что касается последних, то именно им за истекший период времени недоставало комплексного подхода в решении проблем. После долгой борьбы власти удалось в целом обеспечить бесплатное посещение пляжей. Отметим, что это само по себе не является достижением, ибо давно уже считается нормой в Европе и США.
При этом возникло несколько интересных нюансов. Контроль над обеспечением бесплатного доступа на коммунальные пляжи был возложен на милицию. Кроме того, при Совмине была создана специальная телефонная линия, позвонив куда, отдыхающие могли пожаловаться на незаконные поборы. В некоторых случаях арендаторы общих пляжей, пользуясь неосведомленностью приезжих отдыхающих, продолжают брать с них деньги за вход, хотя могут это делать только за предоставление дополнительных услуг, например пользование раздевалкой, душем или туалетом.
Из 500 пляжей, существующих сегодня в Крыму, 207 имеют статус общего пользования, остальные находятся в распоряжении пансионатов и санаториев, которые на законных основаниях могут взимать с отдыхающих плату за посещение. Таким образом, официально для курортников доступен 41% прибрежных зон рекреации.
На самом деле бесплатных пляжей, пригодных для купания и отдыха еще меньше, поскольку Совмин Крыма возложил ответственность за их содержание на местные органы власти. В бюджетах приморских поселков и городов по-прежнему не находится средств на берегоукрепительные работы.
Например, на западном побережье полуострова уже в течение многих лет наблюдается устойчивая тенденция сокращения площади пляжей. Так, последние 100 лет средняя скорость разрушения берегов составляла 1,3 метра в год, есть участки, где море ежегодно съедает до 7,8 метров суши. В настоящее время действует противооползневая государственная программа, согласно которой в 2012 году из госбюджета на берегоукрепительные работы планируется выделить 180 млн. грн. В этом году выделение денег в рамках программы не предусмотрено.
Аналогичную картину можно встретить и во многих городах и поселках Южного берега Крыма, где в среднем из 4-6 существующих бесплатных пляжей фактически открыты и пригодны для купания 2-3.
Сокращение площади доступных пляжей приводит к их перегруженности и тому, что люди начинают искать места для отдыха в непригодных для этого и опасных местах. В этом году в районе Николаевки в результате оползня грунта погибла туристка, в прошлом году при аналогичных обстоятельствах трагедия произошла с двумя отдыхающими.
Большой урон целебному южнобережному воздуху и флоре наносит непрекращающееся и летом строительство, сопряженное с вырубкой ценных пород деревьев и кустарников. Например, в Ялте при установлении в соответствии с новым законодательством пляжной зоны и прибрежной защитной полосы из-за необходимости учитывать существующую застройку и принятые ранее решения о землеотводах, размеры пляжной зоны и прибрежной защитной полосы оказались «весьма далекими» от ожидаемых. «Вместо запланированных соответственно 50 га и 1000 га в натуре их площадь составила чуть больше 9,5 га» (4). Дело в том, что принятый недавно закон о запрете коммерческого и жилого строительства в 100-метровой зоне не имеет обратной силы действия, то есть все выданные ранее разрешения считаются легальными.
Указанные выше недостатки в крымском Совмине списывают на то, что прибрежная полоса находится в собственности местных советов, а их трудно контролировать.
В вопросе реконструкции археологических памятников крымской власти удалось добиться успеха – 25 июля этого года был открыт историко-археологический заповедник «Неаполь Скифский». В ходе восстановления объекта самой трудной задачей в реконструкции памятника стала очистка территории от мусора, накопившегося за последние 50 лет. «Тонны мусора оттуда убрали», - отметил директор заповедника Юрий Зайцев (5).
Неаполь Скифский в перспективе может поменять представление о Симферополе как о транзитном узле в пользу города с объектами, интересными для туристов.
Вместе с тем власть пока не может похвалиться серьёзными достижениями в борьбе с «черными археологами», ежегодно грабящими ценности из могильников на миллионы гривен, несмотря на то что по этому профилю создана специальная группа из сотрудников милиции, СБУ, таможни.
Вторым достижением можно считать официальное открытие крымского республиканского учреждения «Дворец-замок “Ласточкино гнездо”».
Один из символов Крыма – архитектурный памятник «Ласточкино гнездо» был передан из коммунальной собственности Ялты в состав имущества республики. При этом договор аренды с частным предприятием, разместившим в замке ресторан за плату в 11 тыс. 464 грн в месяц, был расторгнут в судебном порядке.
Анализ деятельности Совмина АРК в курортно-туристической сфере показывает, что основной недоработкой здесь является сокращение площади доступных пляжей и строительство коммерческих и жилых объектов в 100-метровой прибрежной зоне. Ущерб культурной репутации полуострова наносит и бесконтрольная активность «черных археологов». Можно приветствовать успехи правительства в восстановлении историко-археологического заповедника «Неаполь Скифский» и создании крымского республиканского учреждения «Дворец-замок “Ласточкино гнездо”».
Большим вкладом в развитие туристической базы Крыма стала бы передача Юсуповского дворца, который находится в управлении Государственного управления делами, под музей, где могут проводиться экскурсии. Пока переговоры крымского правительства с Госуправделами на этот счет не увенчались успехом.
(Окончание следует)
1. http://www.ark.gov.ua/blog/2011/07/08/strategiya-razvitiya-ark-obsuzhda…
2. http://www.nr2.ru/crimea/340834.html
3. События. – 2011. – №28.– 22 июля.
4. http://www.nr2.ru/crimea/335080.html
5. http://novoross.info/people/8745-v-simferopole-otkrylsya-istoriko-arheo…
6. http://www.kianews.com.ua/node/35588