ссылка

Советский ноябрь: самолёты, метро и телевидение

Увеличить шрифт
А
А
А

От Советского Союза в наследство самостийной Украине достались сотни заводов, развитая инфраструктура и экономика. УССР находилась на одном уровне с такими высокоразвитыми европейскими странами, как Германия и Франция. Советская Украина занималась ракетостроением и создавала самолёты. Нынешняя эпоха «декоммунизации» запрещает даже рассказывать об успехах и достижениях советского строя (и не напрасно, поскольку в сравнении с ними «незалежна» Украина во всём проигрывает). Но эти успехи и достижения – буквально на каждом шагу, стоит только заглянуть в календарь и осмотреться по сторонам. Вот оно, Киевское метро, построенное в советские времена, вот он – знаменитый Карандаш – телецентр и телебашня, вторая после Останкинской по высоте. В ноябре родился русский и советский авиаконструктор Андрей Туполев, самолёты которого строила советская Украина… Это невозможно «декоммунизировать», тем более сами «декоммунизаторы» на каждом шагу пользуются тем, что создано СССР.

«Первым делом – самолёты»

Ноябрь богат на события, связанные с советским авиастроением. 10 ноября 1888 года родился выдающийся советский авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев, конструкторское бюро которого создало более 100 типов самолётов, 70 из которых выпускались серийно. Именно Туполев спроектировал целую серию самолётов «Ту», некоторые из которых используются и сегодня.

Андрей Николаевич Туполев, советский авиаконструктор

Андрей Николаевич Туполев, советский авиаконструктор

12 ноября 1952 года совершил первый испытательный полёт турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95. Самолёт находился в воздухе 50 минут, руководил экипажем лётчик-испытатель А. Перелёт. Во время 17-го испытательного полёта произошла авария – загорелся третий мотор. Командир экипажа пытался посадить самолёт, но неудачно. Погибли командир корабля А. Перелёт, штурман корабля С. Кириченко, бортинженер А. Чернов, техник по виброиспытаниям A. Большаков. Испытания второго экземпляра Ту-95 продолжались до 1956-го, но ещё до их окончательного завершения было принято решение о серийном производстве этого ракетоносца.

Советский межконтинентальный бомбардировщик разрабатывался по прямому указанию Сталина, так как США вынашивали планы ядерной бомбардировки СССР и имели для этого стратегические бомбардировщики.

Российские дальние ракетоносцы Ту-95МС пролетели вдоль берегов Аляски и Алеутских островов

Российские дальние ракетоносцы Ту-95МС пролетели вдоль берегов Аляски и Алеутских островов

Взлётная масса новой машины определялась в 150 тонн. Дальность полета Ту-95 достигала 16000 м, на высоте 12000 м с бомбовой нагрузкой 5 тонн. На более короткие дистанции он мог нести до 15 тонн бомб, в том числе и ядерные. Он был оснащён пятью пушками и мог бороться с истребителями. Ту-95 и Ту-95М находились в серийном производстве до 1959 года и являлись главными силами стратегического сдерживания вероятного противника до появления межконтинентальных баллистических ядерных ракет.

23 Ту-95 находились до распада Советского Союза на Украине в составе специального авиаполка под Киевом. В 1998 году большую часть этих самолётов самостийная Украина под контролем США распилила на металлолом, а три передали РФ в счёт погашения государственного долга. Два самолёта превращены в музейные экспонаты, а два Ту-95МС были переделаны в самолёты экологической разведки и находятся на хранении возле Николаевского авиаремонтного предприятия.

На вооружении в ВКС России находится 30 ракетоносцев Ту-95, которые доказали свою высокую эффективность во время военного конфликта в Сирии. Ещё 60 этих самолётов находятся в резерве.

На базе Ту-95 была создана пассажирская модификация Ту-114. Его первый испытательный полёт прошёл 10 ноября 1957 года. В июле 1960 года были завершены его госиспытания, а затем он пошёл в серию. Уже апреле 1959 года Ту-114 совершил свой первый пассажирский рейс по маршруту Москва – Хабаровск. Летом 1959 года самолёт совершил перелёт в Нью-Йорк с советской правительственной делегацией. На Куйбышевском авиазаводе до 1965 года была произведена 31 такая машина. Авиалайнер переносил 170-200 пассажиров. В 1962 году был подготовлен вариант самолёта для полётов на Кубу, число мест в салоне уменьшили до 120 из-за большего количества необходимого для полёта топлива. С 1963 года начались регулярные рейсы Ту-114 в Гавану с одной промежуточной посадкой. Лайнер успешно использовался на внутренних и международных линиях до 1980 года и перевёз более 6 млн пассажиров. За время эксплуатации Ту-114 на нём было установлено 32 мировых рекорда.

Пассажирский самолёт Ту-114

Пассажирский самолёт Ту-114

5 ноября 1955 г. в воздух поднялся первый советский реактивный серийный самолёт Ту-104, построенный на Харьковском авиазаводе. До 1958 года он был единственным в мире пассажирским реактивным самолётом. Запад был поражён, когда во время визита первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва в Лондон вместе с ним туда прилетели три Ту-104. Всего до 1960 года на нескольких советских авиазаводах был выпущен 201 такой авиалайнер в нескольких модификациях. Ту-104 мог перевозить 50-110 пассажиров на расстояние около 2000 км при скорости 750-800 км/ч (максимальная – 951 км/ч). Летающая лаборатория Ту-104АК использовалась для подготовки космонавтов в условиях невесомости.

Самолёт имел несколько серьёзных недостатков, вследствие чего в 1960 году его выпуск был прекращён. В 1979-м Ту-104 совершил свой последний пассажирский рейс в СССР. В последний раз самолёт типа Ту-104 взлетел и приземлился 11 ноября 1986 года при перегоне на вечную стоянку в Ульяновский музей гражданской авиации.

Первый реактивный советский самолёт Ту-104

Первый реактивный советский самолёт Ту-104

Киевский метрополитен

В наследие от советской эпохи Украине осталось и метро. Первый проект строительства метро в Киеве появился ещё в 1916 году, но революция, постоянная смена власти в городе и гражданская война, отодвинули его на десятилетия. В 1935 году заработало метро в Москве. А в 1936 году Киевский городской совет рассмотрел дипломную работу выпускника Московского института инженеров транспорта Папазова «Проект Киевского метрополитена». Проект был признан удачным, и его автор даже получил 1000 рублей премии.

Станция Киевского метрополитена «Золотые ворота»

Станция Киевского метрополитена «Золотые ворота»

Подготовка к строительству метро началась в 1938 году, но все планы прервала война. Возобновили строительство в 1949 году, а 6 ноября 1960 был введен в эксплуатацию первый участок Святошинско-Броварской линии протяженностью 5,2 км от станции «Вокзальная» до станции «Днепр».  Регулярное движение поездов началось 12 ноября 1960.

4 ноября 1963 года были открыты станции Киевского метрополитена «Политехнический институт», «Завод Большевик» (ныне «Шулявская»). В 1965 был построен мост Метро, метрополитен перешагнул Днепр и достиг левого берега.

Станция метро «Завод Большевик»

Станция метро «Завод Большевик»

4 ноября 1965 года были открыты станции «Гидропарк», «Левобережная», «Дарница», в 1971 году – «Святошино», «Нивки», «Октябрьская (ныне «Берестейская»), а в 1980 году – станции «Тараса Шевченко», «Петровка», «Проспект Корнейчука» (ныне «Оболонь»).

Станция метро «Тараса Шевченко»

Станция метро «Тараса Шевченко»

На сегодняшний день Киевский метрополитен имеет 52 станции, длина действующих линий составляет 67,6 км. Суточный пассажиропоток достигает 1,5 млн.

Всего за советский период с 1960 по 1991 г. было открыто 33 станции, из них 16 глубокого залегания, 11 мелкого и 6 наземных. Построено 3 пересадочных узла, 2 метромоста и открыто два электродепо. Станция «Арсенальная» является самой глубокой в мире, глубина её составляет 105,5 м. В 1977 году киевскому метро было присвоено имя В.И. Ленина, но в 90-е годы его «отменили».

За время самостийности в метрополитене открыли 19 станций: 4 глубокого залегания и 15 мелкого. Ещё две не достроены. 

Станция «Золотые ворота», по версии британской газеты Daily Telegraph, в 2012 году вошла в список 22 самых красивых станций Европы.

Советские метростроевцы Киева

Советские метростроевцы Киева

После того как Крюковский вагоностроительный завод в Кременчуге прекратил выпуск вагонов, перед Киевским метро остро встала проблема замены подвижного состава.

Киевский телецентр

Датой рождения украинского телевидения считается 5 ноября 1951 года, когда начал работу Киевский телевизионный центр (КТЦ).

5 ноября, сотрудники телецентра устроили техническую пробу – показали знакомым фильм «Алитет уходит в горы», а уже 6 ноября в эфир вышел революционный фильм «Большая заря».  Строительство телецентра началось в 1949 году, когда город ещё частично лежал в руинах. КТЦ состоял из двух блоков. УКВ-радиостанция мощностью 10 кВт с антенной башней высотой 192 м располагались на улице Малоподвальной (сейчас Гриневича.  - Ред.), а аппаратно-студийный блок на Крещатике, 26.

Киевский телецентр строился по новому проекту и был третьим в СССР после ленинградского и московского. Киевская телевышка превышала московскую Шуховскую телебашню, и радиус телевещания был шире. Комплекс был полностью оснащён советской аппаратурой, разработанной ленинградскими специалистами и поддерживал новейший 625-строчный стандарт. По своим техническим характеристикам КТЦ вошёл в лучшую  десятку телецентров Европы.

Киевский телецентр

Киевский телецентр

Сейчас в Киеве работает новый телецентр, строительство которого велось с 1968 по 1973 год. Новая телебашня имеет высоту 380 м и является второй по высоте после Останкинской на постсоветском пространстве. Это самая высокая в мире цельнометаллическая конструкция, весом около 2800 т. Строительство здания нового Киевского телецентра, которое в народе назвали «Карандаш», началось в 1983 году, «заселён» он был только в 1993-м, но до сих пор является недостроенным.

91
Поставить лайк: 122
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору

Читайте также

Преступление и наказание: дух самураев в лагерях УССР

Эпохальное рукопожатие: «Восток встречается с Западом»

Приближая Победу: «Создать невыносимые условия для германских интервентов»

Андрей Иванов: «С Освободительным походом Красной армии пришло спасение нашего генофонда»

Апостол печатного слова Иван Фёдоров и его «Апостол»

24 мая – день в нашей истории

Почему «День воли» белорусских «змагаров» – не более чем выдумка

Даниил Апостол и его «Решительные пункты»

Самоубийственная политика Польши и восстание Наливайко

https://odnarodyna.org/content/sovetskiy-noyabr-samolyoty-metro-i-televidenie